Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 19.09.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сербунова, Е. А. Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий / Е. А. Сербунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117734/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время дети все больше времени проводят, играя и просматривая мультфильмы за планшетами, компьютерными. Все реже встречаются дети читающие книги или просящие почитать родителей. На сегодняшний день видна актуальность в решении этой проблемы. Чтение связано не только с грамотностью и образованностью, книга расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка и вызывает весь спектр эмоций- это и грусть, радость, сопереживание, удивление и вера в чудо. Учит отличать добро от зла, положительных героев от отрицательных.

Совместное чтение детей и родителей готовит к правильному взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет у ребят внимание, формирует желание и заинтересованность в чтении.

Чтение мамы ребенку помогает раннему и правильному, грамотному овладению родной речью.

В силу особой актуальности проблемы молодого поколения, не заинтересованного в чтение, пониженного интереса к книге у старших дошкольников, бесед с детьми, анкетирования родителей воспитанников направило меня на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы. Было решено организовать мобильную библиотеку — медиатеку «Читающая семья — читающий ребенок». Данная библиотека принадлежит сотрудникам, родителям и детям, и в то же время каждый из них считает её «своей». Создание библиотеки — медиатеки отвечает изменившимся интересам и потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств информационных технологий.

Такой формат библиотеки является информационным центром, накапливающим, систематизирующем материалы на всех видах информационных носителей, обеспечивая максимально возможный доступ к педагогической информации, удовлетворяя современным запросам воспитанников, родителей и педагогического коллектива. Книги из такой библиотеки можно взять в группу, домой, для этого нужно только оформить карточку читателя, в которой записываются данные книги и срок возврата, а педагог (либо родитель) расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность, и учатся бережно относиться к книге.

Целью мобильной библиотеки — медиатеки «Читающая семья — читающий ребенок» послужила необходимость повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка.Возрождение традиций семейного чтения.

В ходе использования мобильной библиотеки «Читающая семья — читающий ребенок» реализовывались такие задачи как: приобщение детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг, возрождение интереса к детской книге, в том числе к Русским народным и Кубанским казачьим сказкам для детей, воспитание бережного отношения дошкольников к книге, как результату труда многих людей.Атакже разрабатывались и транслировались в родительскую среду информационные, технологические, консультационные методики развития семейного чтения.Значительно возрос детский интерес к библиотеке.Отмечается повышение педагогической культуры родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.Возрождаются традиции семейного чтения.

Работа мобильной библиотеки — медиатеки «Читающая семья — читающий ребенок» реализуется через взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги — дети — родители.

Мобильная библиотека — медиатека «Читающая семья — читающий ребенок» включает в себя следующие формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию литературных произведений с помощью знакомства с отдельными эпизодами из биографии писателя. Пересказ интересного эпизода, прерванного на самом интересном месте. Выразительное чтение педагога или родителя, вызывающее желание у ребенка дальнейшее слушание литературных произведений. Словесное рисование — цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

А также организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин»;игр по прочитанным книгам, викторин, решения кроссвордов; игр-драматизаций: ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Театрализованные игры-драматизации, воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, развивающие внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. А также дети отображают, в продуктивных видах деятельности лепке и рисовании, впечатления от прочитанных книг.

Ресурсное обеспечение мобильной библиотеки-медиатеки состоит из :

Материально-технического обеспечения — это библиотека в ДОУ, музыкальный зал ДОУ, фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений, русских волшебных сказок, рассказов и стихов, книжные уголки в групповых комнатах. Поселковая детская библиотека п. Широчанка, посещаемая дошкольниками в рамках экскурсий.

Методического обеспечения, содержащего демонстрационный материал: серии сюжетных картин, тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки», биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей, сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров. А также разнообразная детская художественная и познавательная литература.

Технических средств обучения таких как: музыкальный центр, компьютер, принтер, мультимедийная установка.

Необходимыми условиями дляприобщения детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг и воспитания интереса детей к книге является: ежедневное чтение детям художественных произведений; в процессе домашнего чтения использование и совместное создание рукописных книг; создание детской домашней библиотеки, выработка потребности ежедневного общения с художественной литературе, обучение детей уважительного отношения к книге. А также контролировать педагога процесса семейного чтения, рекомендации родителям по организации семейного чтения.

Так как наше дошкольное учреждение имеет казачью направленность, в ходе проведения «круглого стола» с родителями, было решено обогатить мобильную библиотеку-медиатеку казачьими сказками. Педагоги совместно с родителями и детьми создавали книги «Кубанские казачьи сказки», иллюстрации к которым выполняли самостоятельно. Далее к каждому произведению была изготовлена презентация с фотографиями иллюстраций, текст к сказкам был озвучен по ролям и записан на электронный носитель. Целью данной работы явилось: ознакомление детей с казачьей сказкой, обобщение представления детей о казачестве, привитие любви к устному народному творчеству, воспитание чувства дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством совместной деятельности, а также развитию интереса к созданию таких книг и возрождению семейного чтения.

Создание мобильной библиотеки-медиатеки «Читающая семья — читающий ребенок» отвечает изменившимся интересам и потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств информационных технологий.

У нас получилась совместная плодотворная работа, которая имеет свое продолжение и сейчас. Мы регулярно совместными усилиями накапливаем, каталогизируем и систематизируем материалы, применяя все виды информационных носителей.

В результате использования на практике мобильной библиотеки, отмечается повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, к литературе Кубанского казачества. Беседы с детьми и родителями показывают, что интенсивно возрождаются традиции домашнего чтения. Педагоги заинтересованы в обобщении и распространении опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы. Значительно повышается компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.

Литература:

  1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения — М.: Просвещение, 2000г.
  2. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. — М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения — М.: Просвещение, 1996 г.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-mobilnoi-biblioteki-chitayuschaja-semja-chitayuschii-rebenok.html — самоцитирование.
Основные термины (генерируются автоматически): мобильная библиотека, ребенок, семейное чтение, Читающая семья, читающий ребенок, книга, родитель, художественная литература, домашнее чтение, совместное чтение книг.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Похожие статьи

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Задать вопрос