Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования.
Информатизация ДОУ — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационных технологий и проектной деятельности в образовательном процессе. Виртуальная экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.
Недостаточное представление детей о родном городе и ограниченность возможностей выезда с детьми мотивировали нас на разработку инновационного проекта «Детская журналистика как форма работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии социальных навыков», который подразумевает виртуальные путешествия. Они помогают детям узнать о родном городе, даже не имея возможности побывать в тех или иных местах, познакомить с архитектурой, спортивными объектами, значимыми местами города. Это один из путей нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников. А яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь.
Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
— не покидая детский сад, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, республики и даже страны;
— за одно занятие можно посетить несколько объектов: стадион «Казань Арена», центр волейбола, ледовый дворец «ТатНефть Арена», академия тенниса им. Шамиля Тарпищева и др.
— позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми, т. к. экскурсоводами выступят дети.
Содержание виртуальной экскурсии позволяет детям актуализировать жизненный опыт: вспомнить события (где ребенок был, что видел, какие места посещал, вызвать интерес и самостоятельно обращаться к видеотеке виртуального музея)
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Дети старшего дошкольного возраста не обладают достаточными знаниями о спортивных объектах родного города, а значит не в полной мере осознают важность ЗОЖ для организма человека. Для того, чтобы ребенок мог осознанно относиться к собственному здоровью, мы создали видеопроект — «Казань спортивная». Дети вместе с педагогом и родителями посещали объекты спорта в нашем городе и проводили обзорную экскурсию. А после просматривали видео-экскурсию в детском саду со всей группой. В видеопроекте «Казань спортивная» участвовали дети как посещающие спортивные секции, так и дети, которые на данный момент еще были не заинтересованы в одном из видов спорта, о котором рассказывали. Но после экскурсии стали заниматься плаванием, гимнастикой и футболом.
Благодаря нашему инновационному проекту мы смогли добиться отличных результатов:
— дети научились ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом;
— сформировались навыки сотрудничества и продуктивного взаимодействия друг с другом, с взрослыми;
— увеличился словарный запас дошкольников;
— укрепилась совместная работа с родителями в физическом, познавательном и социально-коммуникативном воспитании ребенка-дошкольника.
Творческая группа педагогов по реализации инновационного проекта транслировала опыт работы:
— на Республиканском семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современном образовательном пространстве»;
— в вебинарах для родителей в рамках проекта «Центр психолого-педагогического содействия семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ и оставшихся без попечения родителей «Близкие люди» (грант федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»);
— победы в муниципальных конкурсах «Юный экскурсовод», «Юный журналист» (номинации: «Удивительное рядом с нами», «Виртуальная экскурсия», «Национальная библиотека»).
Правильно организованная детская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным.