В статье описан опыт организации учебного занятия на тему «Почва как особый биокосный компонент биосферы» с целью формирования читательской грамотности у студентов 1 курса в рамках междисциплинарного курса «Методика преподавания естествознания».
В качестве примера приводится описание заданий, которые направлены на формирование читательских умений: находить и извлекать одну или несколько единиц информации; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, читательские умения, формирование профессиональных компетенций, почвоведение.
This article describes the experience of organizing a lesson on the topic «Soil as a special bio-inorganic component of the biosphere» aimed at developing reading literacy among first-year students within the framework of the interdisciplinary course «Methods of Teaching Natural Sciences».
As an example, the description of tasks that are aimed at developing reading skills is given: finding and extracting one or more units of information; correlating a visual image with a verbal text; finding and extracting one or more units of information located in one fragment of the text.
Keywords: scientific literacy, reading skills, development of professional competencies, soil science.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяется преподаванию предмета окружающий мир. Данная дисциплина вошла в перечень курсов, определенных Рособрнадзором для осуществления независимой оценочной процедуры, с целью объективного оценивания качества обучения в начальной школе. Одним из критериев оценивания выступает уровень сформированности естественнонаучной грамотности младших школьников [1, с. 43].
Как отмечает Иванченкова Е. И., актуальность развития естественнонаучной грамотности неуклонно растет [2, с. 413]иэто значит, чтоодним из ключевых инструментов для достижения этой цели является работа с текстами.
Текст — это фундаментальная единица информации, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, от научных исследований до художественного творчества. Его роль в образовании особенно значима: работа с естественнонаучными текстами является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя. Именно через тексты младшие школьники получают доступ к научным знаниям, учатся анализировать информацию и формируют критическое мышление.
Мотивационная готовность будущих учителей заключается в стремлении стать востребованными специалистами, способными не только передавать знания, но и формировать у учащихся умения самостоятельно добывать информацию, критически ее оценивать и применять на практике. Работа с текстами является одним из ключевых инструментов для развития читательских умений.
На учебном занятии, используя учебник Смирновой М. С. «Естествознание», студенты 1 курса выполняли задания по теме «Почва как особый биокосный компонент биосферы», которые включали в себя анализ сплошного и несплошного текста, а также применение теоретических знаний, полученных при изучении трудов В. В. Докучаева.
Первое задание было направлено на закрепление понимания роли факторов почвообразования. Студентам предлагалось выбрать из предложенных вариантов ответа тот, который наиболее полно отражал сложное взаимодействие между живыми организмами и внешней средой в процессе формирования почвы.
- Почвообразование происходит благодаря глубокому и сложному взаимодействию между растительными, животными организмами и внешними факторами.
- Растительные и животные организмы участвуют в малом круговороте веществ и способствуют развитию почвенного плодородия.
- Тепловой режим почв определяет общую широтно-зональную закономерность распространения их на равнинных территориях.
- Механическая обработка резко изменяет как направление и скорость естественного почвообразования, так и качество почвы.
Для выполнения этого задания студенты использовали текст учебника и схему «Почвообразующие факторы» (рис. 1).
Рис. 1. Почвообразующие факторы
Таким образом, будущие учителя не только углубляли свои знания, но и формировали такое читательское умение как: находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
Второе заданиенаправлено на изучение диаграммы «Типы почв мира» (рис. 2). Студентам предлагалось отметить три верных вывода из списка.
Рис. 2. Типы почв мира
- На равнинах преобладает большее количество почв, чем на всей поверхности земли.
- Наибольший процент распространения имеют краснозёмные почвы.
- На равнинах больше всего распространены чернозёмные почвы.
- Типы почв на равнинах включают в себя почвы гор.
- Почвы тундр и почвы пойм имеют одинаковый процент распространения.
Данное задание направлено на формирование читательского умения соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Далее, на основе приведенного фрагмента о процессах почвообразования студентам было поставлено задание: определить, какие последствия имеет эрозия для плодородия почвы.
[ На образование разных типов почв влияют процессы почвообразования. К этим процессам относят передвижение влаги внутри почвы; передвижение воздуха, почвенных газов и водяного пара; передвижение почвенной массы путём деятельности почвенных животных и эрозийных процессов. Так, при взаимодействии горных пород и живых организмов происходит перераспределение химических элементов за счет разнообразных факторов и сил, например, эрозии. Эрозия — это процесс поверхностного смыва или размыва почвы под действием атмосферных осадков ] [3, с.132].
Данное задание использовалось с целью формирования читательского умения находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Таким образом, с помощью разнообразных заданий у студентов закладываются знания методического и теоретического плана, формируется интерес к выбранной профессии. Активное участие в разнообразных формах работы позволяет студентам не только углубить и систематизировать свои знания в области формирования читательской грамотности у младших школьников, но и пополнить свою методическую копилку необходимыми материалами.
Литература:
- Жданова Н. М. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию естественнонаучной грамотности учащихся на уроках окружающего мира // Журнал Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № № 1 (49). — С. 42–45.
- Иванченкова Е. Н. Моделирование процесса формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 10. — С. 413–416.
- Смирнова М. С. Естествознание: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. С. Смирнова, М. В. Нехлюдова, Т. М. Смирнова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 332 с.4.