В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.
Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольный возраст, духовно-нравственное развитие, Российская Федерация, детский сад, социальное взаимодействие.
В соответствии с приоритетами государственной политики в области образования, изменениями социокультурных условий и общественных потребностей, остро стоит проблема нравственного воспитания детей.
Важность нравственного воспитания через формирование нравственных качеств юного поколения отмечается и в стратегических документах России на ближайшие годы, поскольку основанием являются нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей.
В нормативных документах Правительства и Министерства просвещения Российской Федерации озвучена дилемма нравственного воспитания.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что «…одной из основных задач современной государственной политики России является обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение к духовным, нравственным ценностям подрастающего поколения» [10].
Среди многих документов, определяющих различные направления работы системы российского образования, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» занимает особое место, поскольку воспитательный компонент… включается во все направления реализации национальной образовательной политики.
Цель Стратегии- определить и реализовать приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающей воспитание личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… укрепление нравственных основ общественной жизни [22].
Проанализировав значимость нравственного воспитания, считаю, что необходимо теоретически переосмыслить и разработать новые практические решения проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью к социальным воздействиям и, как считает Козлова С. А. [8], «…впитывают в себя способы общения, поведения, отношений и при этом используют свой собственный опыт…». Развитие самосознания и расширение социального опыта у старших дошкольников создаёт благодатную почву для нравственного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что главная дилемма воспитания у детей нравственных качеств заключается в создании и укреплении устойчивого поведения в рамках нравственности, которое бы соответствовало жизни в современном мире (Н. С. Александрова [6], Р. С. Буре [3], А. И. Довгун [4], Н. К. Ледовских [14], М. Т. Яновская [26], и др.). Необходимо, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка.
Этот процесс сложен, так как воздействия, оказываемые на ребёнка, всегда проходят через нравственный опыт ребёнка, который он получает в своём семейном окружении. На данный момент времени мы видим фрагментарность педагогических и психологических знаний современных родителей. Мы наблюдаем непонимание и деформацию нравственных тенденций. Поэтому, признавая родителей субъектами образовательных отношений, мы можем актуализировать педагогическое сопровождение как новую стратегию взаимодействия педагогов и родителей, где взаимодействие является способом организации совместной образовательной деятельности, главным условием которого должно стать активное участие родителей в нравственном воспитании своих детей [13].
Проекты являются идеальной формой взаимодействия и предпосылкой для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Благодаря активному вовлечению в процесс возрастает интерес родителей к идеям детей, и одновременно родители сами начинают больше участвовать в проектах. Наибольший интерес родители проявляют на заключительных мероприятиях проекта, которые всегда посещает большинство [23].
Образовательные функции семьи и детского сада различны. Дошкольная организация способствует интеграции ребенка в общество, семья призвана обеспечить персонализацию развития ребенка. В связи с этим для полноценного развития ребенка необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи.
В Стандарте ДО мы видим, что одним из основных принципов является «…сотрудничество Организации с семьями», и само понятие «сотрудничество» более детально раскрывается в разных положениях: «…сотрудничество в интересах семьи…в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования» [18]. Дополнить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [18].
Сегодня недостаточно ограничить работу с семьей психолого-педагогическим образованием, простым обменом информацией между родителями и педагогами. Необходимым условием успешной организации воспитательной работы в детском саду является привлечение родителей к совместной деятельности с детьми как субъектами образовательного процесса [8]. Поэтому всё большее значение приобретает образование в сотрудничестве, при котором все участники образовательного процесса задействованы в одинаковой степени. Образование и обучение понимаются как социальные процессы, в которых активно участвуют как обучающийся, так и обучающий. К образовательным условиям, которые оптимально стимулируют такие процессы, наряду с жизненными условиями ребенка, относится прежде всего проектная деятельность [17]. Во время проекта дети и взрослые вместе отправляются в путь, чтобы исследовать мир, то есть проанализировать содержание, распознать проблемы, поставить вопросы и найти пути их решения. При этом процесс будет протекать в сотрудничестве, речь здесь будет идти не о том, чтобы «выработать правильные знания», а о том, чтобы исследовать значение и совместно прийти к знаниям [23].
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена ФГОС ДО. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, соответствующей специфике дошкольного возраста [9].
Теоретические аспекты проблемы реализации детских, детско- родительских и педагогических проектов в условиях ДОУ были рассмотрены такими учёными как: Дж. Дьюи [5], М. В. Крупениной [12] и многими др.
В 20-х гг. метод проектов нашёл своё отражение в идеях советских педагогов: Н. К. Крупской [12], Б. В. Игнатьева [7], В. Н. Шульгина [25], Е.Г., М. В. Крупениной [11].
В настоящее время использование проектного метода рассматривается как один из способов организации педагогического процесса с дошкольниками. По словам Л. В. Михайловой- Свирской, «…под проектом мы понимаем отрезок времени, в процессе которого дети и взрослые совершают увлекательную поисково- познавательную творческую работу…» [15,16].
Существует много определений проекта. Предполагая проект для детей дошкольного возраста, нам кажется определение, данное в книге «Проектный метод в деятельности Дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л. С. Киселёва и др.) самым верным. «Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды» [20].
Если учитывать это определение в совместной работе, вероятность, что ребёнок научится управлять своим поведением, будет различать и проявлять нравственные качества, а также, овладеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (см. ФГОС ДО) возрастёт.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников прежде всего основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве [1].
Также, при организации работы ДОО с семьями воспитанников необходима согласованность социально- культурных и государственно- общественных ожиданий относительно уровня дошкольного образования. Для этого необходимо построить новые отношения семьи и ДОО, которые определяются понятиями- «сотрудничество» и «социальное взаимодействие» [2].
Действие в социуме или социальное взаимодействие является «… основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов… реализовать свои ценностные и поведенческие интенции» [21, с. 48]. Наиболее важным компонентом социального взаимодействия является «… предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между участниками» [21, с. 50].
Поэтому «сотрудничество» и «социальное взаимодействие» взрослых мы рассматриваем как один из самых важных «элементов» образовательной среды ДОО. Взрослые- это педагоги, специалисты, сотрудники ДОО, а также родители и люди из ближайшего окружения ребёнка.
Именно это и является существенным признаком гармонизированного типа взаимодействия взрослых в условиях ДОО. Этот тип социального взаимодействия и сотрудничества предполагает подход к организации воспитания и образования детей, основанный на единой системе ценностей, предполагающий распределение функциональных обязанностей и ответственности сторон образовательных отношений [24].
Эффективность такого партнёрства проявляется в системном эффекте- появлении новых качеств и психологических проявлений у всех партнёров совместной деятельности.
Проект стратегии инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 года определил векторы развития нашего региона. В частности, там говорится о государственной поддержке дошкольного образования- в целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству… способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению [19].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: «…цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания…». Также, в Концепции говорится духовно-нравственном развитии личности: «…оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям…» [10].
Таким образом, мы видим, что нравственное воспитание, в современной образовательной системе, представляет собой важный компонент социального заказа для образования: «…учреждения должны…раскрывать способности и таланты …образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [10].
Литература:
- Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (01).
- Аносова Е. В. Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания // Молодой ученый. — 2019. — № 43 [Электронный ресурс].– URL: https://moluch.ru/archive/281/63295/ (дата обращения: 27.07.2024).
- Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников — М.: Мозайка — синтез, 2012. -78с.
- Довгун А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. — 1976. — № 12. — с.56.
- Дьюи Дж. Дьюи Э. Школы будущего / Дж.Дьюи, ЭДьюи. — Берлин: Госуд.Изд-во. РСФСР, 1922. — 178с.
- Иванова Е. Л. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science education.ru/ru/article/view?id=12681 (дата обращения: 27.07.2024).
- Игнатьев Б. В. Институт методов школьной работы. Москва. На путях к методу проектов. [Сборник]. М., 1930.
- Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41–42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3976/ (дата обращения: 21.04.2024)
- Комарова Л. В., Зайцева О. А., Чубенко А. О. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 73–77 [Электронный ресурс].– URL: https://moluch.ru/archive/116/31047/ (дата обращения: 11.03.2024).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].– URL:http://na-pushkinskoj.vrn.ru/?page_id=6716 (дата обращения: 18.01.2024).
- Крупенина М. В. В борьбе за марксистскую педагогику / М. В. Крупенина, Шульгин В. Н. — М.: Работник просвещения, 1929. — 185с.
- Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. В 11 тт. Т. 10 Текст. / Н. К. Крупская. М., 1962, т. 10. -379 с.
- Кузь Н. А. Проектирование парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста как условие развития профессиональных компетенций педагогов // Сибирский педагогический журнал. — 2019. — № 5. — URL https:// http://sp-journal.ru/journal/2019–5 (дата обращения: 07.12.2023).
- Ледовских Н. К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. 2017. № 2(74). С. 36–43.
- Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада [Текст]: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2017. — 95 с.: цв. ил., табл.; 24 см. — (Работаем по ФГОС дошкольного образования).; ISBN 978–5–09–046415–4.
- Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2017. — 128 с.: цв. ил., табл.; 24 см. — (Работаем по ФГОС дошкольного образования); ISBN 978–5–09–046416–1.
- Огородник С. И., Нестерова Е. В. Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 34–36 [Электронный ресурс].–URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2358/ (дата обращения: 11.11.2023).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 21.01.2024).
- Проект Стратегии инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 г. [Электронный ресурс].– URL: https://minobr.nso.ru/page/5415 (дата обращения: 16.01.2024).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Автю-сост. Л. С. Киселёва и др. М., 2006.
- Психологос: Энциклопедия практической психологии / Николай Козлов. Москва: Эксмо, 2015. — 752 с. (Николай Козлов, Университет практической психологии).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].– URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 21.01.2024).
- Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации [Текст]: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской. — Москва: Национальное образование, 2016. — 112 с.; 26 см. — (Вдохновение) (Антология дошкольного образования) (ФГОС ДО); ISBN 978–5–4454–0626–6
- Файзуллаева Е. Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста. Учебно- методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Под ред. И. А. Лыковой.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.- 112с.
- Шульгин В. Н. Статья. Журнал «Народный учитель», 1928, № 8, С.69.
- Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. — 2003. — № 4.
- The Challenge of Moral Education. Wendy Turgeon [Электронный ресурс].– URL: https:// philosophynow (дата обращения: 02.04.2024).