Статья посвящена изучению влияния комиксов на общество, выходя за рамки их восприятия как исключительно развлекательного жанра. Авторы анализируют комиксы как мощное средство массовой информации, способное выполнять информационные, образовательные, пропагандистские и социализационные функции. Основываясь на определениях Уилла Айснера и Скотта Макклауда, статья подчеркивает последовательный и визуальный характер комиксов, их способность сочетать литературные и изобразительные элементы для передачи идей и историй. Примеры из советской истории, такие как комикс «Крокодил» и «Майор Гром», демонстрируют, как комиксы могут отражать и формировать общественное мнение, передавая важные социальные сообщения. Статья также освещает роль комиксов в глобализации и глокализации, их способность к производству массового знания и значительный пропагандистский потенциал.
Ключевые слова: комикс, массовая информация, изобразительное искусство, образовательная функция, общественное мнение, отечественный комикс.
Флоренс Найтингейл, национальная героиня Крымской войны, вдохновленная идеей реформы армейской медицины, разработала пионерскую инфографику о смертях в больнице. Она использовала круглые диаграммы, известные как «петушиные гребени», чтобы наглядно представить данные о причинах смертности. Ее усилия по проведению реформ в здравоохранении были успешными благодаря эффективному использованию визуализации информации [5, p. 128].
Анализ эпидемии холеры на Брод-стрит был проведен Джоном Сноу, который с помощью карты распространения болезни обнаружил источник эпидемии в загрязненной воде из колонки. Его исследование послужило стимулом для развития эпидемиологии и улучшения систем водоснабжения и канализации. Оба примера демонстрируют силу визуализации информации в проведении реформ и раскрытии сложных проблем [2, с. 156].
Возникает последовательный вопрос: можно ли говорить о комиксах не только как о развлекательном контенте? Что несет в себе жанр комикса, скрыто ли что-нибудь за привлекательными и яркими картинками и объемным текстом? И что конкретно мы можем понимать под термином «комикс»?
Определение Уилла Айснера комиксов как «последовального искусства» [1, с. 87] нельзя назвать достаточно точным или верным. Автор пишет о комиксах, как о картинках, которые только в нужном порядке превращаются в единое и цельное произведение. При этом, Айснер не упоминает стилистических или тематических особенностей комикса. Скотт Макклауд в «Понимании комикса» [3, с. 18–21] расширяет это определение, объясняя комиксы как сопоставленные в определенном порядке графические изображения, предназначенные для передачи информации и вызова эстетического отклика у зрителя. Комиксы сочетают в себе черты литературы и изобразительного искусства, а также используют пространство для передачи историй и идей.
Комиксы, согласно определению Жоржа Садуля, можно считать «рассказами в картинках» [4, с. 23], что подчеркивает их способность привлекать внимание к идеям через визуализацию, что является главным преимуществом этого жанра. Однако, согласно другим исследователям, комиксы — это не только последовательно расположенные изображения, но и форма образного повествования, дополненная текстом и жанровыми знаками.
Исследователи из разных стран определяют комиксы по-разному: как вид искусства, обязательно включающий повествование в виде серии картинок с текстом, или как особый способ повествования, где текст и рисунок образуют единство. Основные характеристики жанра включают в себя последовательность, синтез вербальной и изобразительной составляющих, универсальность и фокусировку на идее.
Хотя комиксы и являются продуктом массового сознания, они также могут рассматриваться как средство массовой информации и коммуникации. Их успех основан на вовлеченности аудитории и возможности самоидентификации с героями историй. Благодаря демократизации и повышению уровня образования, журналы комиксов могут быть рассмотрены как значимый элемент глобализации и глокализации.
Рассмотрим основные задачи, выполняемые СМИ для того, чтобы сопоставить их с основными функциями комиксов. Они включают в себя следующее:
1. Функция информирования. СМИ являются средством передачи информации обществу, где источником выступает субъект или событие, а статья выполняет роль посредника, сообщая об общественном объекте. По данному признаку комиксы тоже можно рассматривать как форму СМИ.
Одним из примеров отечественного комикса, который отражает информационную функцию, можно назвать журнал «Крокодил», который публиковался в Советском Союзе с 1922 по 2008 год. В этом журнале печатались комиксы, которые изображали различные аспекты жизни советского общества, политические события, культурные тенденции и другие важные события и явления. «Крокодил» был широко распространен и популярен среди населения, благодаря чему мог передавать информацию и воздействовать на общественное мнение.
2. Образовательная функция. Помимо оперативного информирования о событиях в обществе, СМИ также занимаются образованием и освещением различных аспектов. Телевидение и радио представляют дидактические программы, газеты содержат разъяснительные статьи, а онлайн-издания сочетают все вышеперечисленное. Комиксы так же выполняют образовательную функцию, хорошим доказательством этого тезиса выступает серия японской манги «Доктор Стоун».
«Доктор Стоун» — это научно-фантастическая манга, впервые опубликованная в журнале Shonen Jump. Сюжет манги сосредотачивается на главных героях, которые пытаются восстановить человечество после загадочной катастрофы, превратившей всех людей в каменные статуи. Герои используют научные знания и технологии, чтобы вернуть мир в прежнее состояние.
3. Пропагандистская функция. Пропаганда с помощью СМИ — активное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенных ценностей.
Один из примеров французского комикса, который отражает пропагандистскую функцию, это комикс «Les Tuniques Bleues» («Синие туники»). Этот комикс, созданный Луи Сальвериусом, рассказывает о приключениях двух солдат во времена гражданской войны в США. В ходе комикса присутствует ярко выраженная пропаганда в поддержку событий и идеалов, представляемых СМИ или властью.
Примером такой пропаганды в комиксе может быть выдвижение идеалов, которые соответствуют интересам или точке зрения определенной стороны конфликта, или же умалчивание о негативных сторонах деятельности, которые могли бы пролить отрицательный свет на данную сторону конфликта.
4. Функция социализации. Передача норм и ценностей, формирование образцов поведения. Таким образом, массовая информация предоставляет информацию, которую аудитория усваивает, оценивает и интерпретирует, при этом учитывая точку зрения СМИ.
Примером отечественного комикса, который отражает данную функцию, может служить комикс «Майор Гром» от Bubble Comics. Этот комикс рассказывает о приключениях полицейского, борющегося с преступностью в Санкт-Петербурге, и в то же время затрагивает социальные проблемы, такие как коррупция, насилие и защита прав человека. Через увлекательный сюжет и ярких персонажей, комикс передает важные социальные сообщения, способствуя формированию общественного мнения и социализации читателей. «Майор Гром» не только развлекает, но и выполняет важную образовательную и воспитательную функцию, характерную для СМИ.
Таким образом, можно сделать вывод, что применительно к журналистике, комиксы являются каналом распространения информации, объединяющим пиктографические и вербальные элементы, способом производства массового знания, представляющим собой целостное медиа-произведение, способное передать необходимую идею аудитории, обладающее собственным набором символов и значительным пропагандистским потенциалом.
Литература:
- Айснер, У. Комикс и последовательное искусство // У. Айснер. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 192 с. — ISBN 978–5-00117–675–6.
- Джонсон, С. Карта призраков. Как самая страшная эпидемия холеры в викторианском Лондоне изменила науку, города и современный мир / С. Джонсон. — Москва: Бомбора, 2020. — 320 с. — ISBN 978–5-04–107851–5.
- Макклауд, С. Понимание комикса // С. Макклауд. — Москва: Белое яблоко, 2016 г. — 216 с. — ISBN 978–5-9903760–9-0.
- Садуль, Ж. Всеобщая история кино / Ж. Садуль. — Москва: Издательство Искусство, 1958. — 125 с.
- Cohen, I. Florence Nightingale // Scientific American. — 1984. — № 250. — p.128.