В статье автор исследует роль занятия танцами с детьми дошкольного возраста. Также автор рассматривает цели и задачи занятия танцами с дошкольниками, раскрывает основные условия и принципы организации занятия танцами с детьми 5–6 лет.
Ключевые слова: хореография, дошкольный возраст, танцы, эмоциональное состояние, физическое развитие.
В настоящее время все большую популярность приобретают занятия хореографией в дошкольных образовательных учреждениях, потому как именно хореография дает возможность самоактуализации и придает уверенность в межличностных взаимодействиях. Одной из наиболее эффективных форм проведения хореографии в дошкольном учреждении является танцевальная терапия. Использование танцевальной терапии с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить физическое и эмоциональное состояние ребенка. Помимо этого занятия танцами помогает выработать у дошкольников более позитивный образ своего тела и повысить самооценку. А овладение новыми движениями и танцевальными навыками дает возможность приобрести новые ощущения. Следовательно, танцевальная терапия имеет огромное воспитательное значение, что доказывает ее актуальность.
Бриске И. Э. определяет танцевальную терапию как психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, который способствует индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции [1].
Танец автор рассматривает с двух точек зрения. По его мнению, танец — это [1]:
- Своеобразный язык, который используется вместо слов движения тела;
- Способ выражения эмоций, который помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.
Основная цель занятия танцами в дошкольном возрасте — достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.
Занятия танцами с детьми 5–6 лет способствуют решению основных задач (рисунок 1).
Рис. 1. Задачи танцевальной терапии
Педагоги и психологи считают наилучшим возрастом для начала занятий танцами возраст 4–6 лет. Это связано, в первую очередь, с достижением достаточного уровня развития всех систем организма ребёнка. Детям этого возраста легко даются ходьба, бег и прыжки, но они часто испытывают трудности в выполнении сложно координированных движений и движений, связанных с дифференциацией мышечных усилий и работой мелких мышц кистей рук. Поэтому особенно полезно включать в занятия упражнения различного темпа и амплитуды, а также упражнения для кистей рук. Некоторые дети испытывают особые сложности в ориентации в пространстве танцевального зала. Упражнения, позволяющие свободно ориентироваться в пространстве, позволяют детям легче ориентироваться в пространстве листа бумаги при подготовке к школьному обучению.
Нельзя не упомянуть о роли занятий танцами в развитии памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, танец и музыка способны совершенствовать основные нервные процессы — возбуждение и торможение. Танец может быть средством расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения и возбуждения с одной стороны, и средством борьбы с гиподинамией, замкнутостью, стеснительностью с другой [4].
Организуя занятия танцами с детьми 5–6 лет, руководитель должен планировать педагогический процесс как гармоничное сочетание разнообразных форм, методов и способов его проведения. Так, в рамках проведения танцевального занятия в возрастной категории 5–6 лет, руководитель может использовать пальчиковые игры, элементы художественной и спортивной гимнастики, партерная гимнастика и т. д.
Занятия танцами с детьми 5–6 лет включают следующие условия [3]:
– правильная дозировка нагрузки с учетом индивидуальных особенностей детей;
– предупреждение случаев гипердинамии и перевозбуждения;
– активизация пассивных детей.
Распространёнными способами дозировки физической нагрузки являются:
– длительность выполнения упражнений;
– подбор самих упражнений;
– количество повторений упражнений;
– темп и ритм движений и др.
При подготовке занятия танцами с детьми 5–6 лет, очень важно, чтобы занятия были разнообразными. Особенно аккуратно педагогу следует относиться к выбору танцевальных номеров для разучивания детьми.
Также при подготовке занятия танцами педагогу необходимо соблюдать определенные принципы обучения танцам.
Принципы обучения танцам представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Принципы обучения танцам
Принцип доступности и индивидуализации заключается в учете возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка дошкольного возраста.
Принцип систематичности предполагает непрерывность и регулярность занятий танцами.
Принцип наглядности предусматривает практический показ движений педагогом или наиболее подготовленными детьми.
Принцип сознательности включает обучения танцу на основе сознательного и заинтересованного отношения дошкольника к занятиям.
Принцип повторяемости материала способствует выработке двигательных навыков [2].
Таким образом, занятия танцами с детьми 5–6 лет играет важную роль в развитии ребенка, влияет на физическое и эмоциональное развитие, дает возможность помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным детям, помогает поддержать детей с психическими и физическими недостатками, позволяет выявить творческие способности ребенку, а также позволяет повысить его собственную самооценку.
Литература:
1. Бриске И. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособ. / и. Э. Бриске. — Челябинск, 2019. — 180 с.
2. Дрожжина Е. Ю., Снежкова М. Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 64 с.
3. Стукаленко, Н. М. Интегративное влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста / Н. М. Стукаленко, А. Г. Исмагулова // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 12–1. — С. 65–66.
4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. — 272 с.