Проблема обеспечения отдельной (льготной) категории граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.09.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Кондратюк, К. В. Проблема обеспечения отдельной (льготной) категории граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания / К. В. Кондратюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117782/ (дата обращения: 16.10.2024).



В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств [3].

Приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно [5].

Также действующим законодательством предусмотрено безвозмездное обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания.

Бесплатное обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее –лекарственные препараты) организуется в соответствии с Перечнями, утвержденными на федеральном и региональном уровнях.

Закупка лекарственных препаратов, в том числе, для обеспечения отдельных (льготных) категорий граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанным законом установлены сроки и последовательность процедур по планированию закупок, определению поставщиков, заключению и исполнению государственных контрактов, что является длительной процедурой [4].

За последние годы участились случаи, когда при наличии рецепта, выданного лечащим врачом, не осуществляется выдача лекарственных препаратов, поскольку лекарственные препараты в аптечных организациях, являющихся частью системы льготного обеспечения пациентов, отсутствуют.

Так, например, в 2022 году заместитель генерального прокурора Российской Федерации Дмитрий Демешин заявил, что более трех тысяч красноярских льготников не могут получить рецептурные препараты [10].

В Камчатском крае с января 2024 года отдельные (льготные) категории граждан сталкиваются со сложностями при получении жизненно необходимых лекарственных препаратов [11].

В Хабаровском крае также в 2024 году отмечены проблемы с поставкой жизненно необходимого лекарственного препарата Инсулин. Дмитрий Демешин (ранее заместитель генерального прокурора РФ, в настоящее время и. о. Губернатора Хабаровского края) сообщил, что от жителей региона в его социальные сети с первых дней нахождения в должности поступил «вал обращений о нехватке инсулина по льготным рецептам» [12].

Причинами возникновения сложившейся ситуации являются несвоевременное формирование заявок для участия в аукционе, отсутствие потенциальных поставщиков, иные проблемы, связанные с проведением процедур закупок и организацией бесплатного обеспечения пациентов лекарственными препаратами.

Кроме того, в соответствии с приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» (далее — Приказ № 1094н), назначение лекарственных препаратов осуществляется по международному непатентованному наименованию (далее — МНН), группировочному или химическому наименованию [6].

Формирование заявок на лекарственные препараты медицинскими организациями края также осуществляются по МНН, группировочному или химическому наименованию.

Однако, согласно Приказу № 1094н, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям.

В случае вынесения решений врачебных комиссий о необходимости применения пациентами лекарственных препаратов по конкретному торговому наименованию после формирования сводных заявок медицинских организаций о потребности в лекарственных препаратах, медицинским организациям необходимо формировать дополнительные заявки, что также приводит к несвоевременному обеспечению пациентов жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

При таких обстоятельствах, в целях своевременного лечения, пациенты вынуждены приобретать назначенные лекарственные препараты в розницу за счет собственных средств.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен социальный налоговый вычет в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств (пп. 3 п. 1 ст. 219) [1].

Однако, возвращают не всю стоимость лекарств, а 13 процентов, при этом социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2–7 п. 1 ст. 219 (в т. ч. за приобретение лекарственных препаратов) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 150 000 рублей за налоговый период (т. е. возможно вернуть не более 19 500 руб.).

Таким образом, нарушается право отдельной (льготной) категории граждан на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

В связи со сложившейся ситуацией участились случаи обращения граждан, а также прокуроров в интересах граждан в судебные органы с требованием о взыскании денежных средств, потраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов. В обоснование своих требований истцы ссылаются, в том числе, на ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред [2].

Так, например, решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26.02.2020 по делу № 2–317/2020 удовлетворены требования истца о взыскании убытков по приобретению лекарственных препаратов.

С министерства здравоохранения Нижегородской области в пользу истца взысканы денежная сумма в счет возмещения ущерба в размере 80 880,43 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что, имея право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в связи с отказом в льготном обеспечении вынужден приобретать лекарственные препараты на свои денежные средства. Рассмотрев дело, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст. 15 ГК РФ с ответчика — министерства здравоохранения Нижегородской области подлежат взысканию убытки истца по приобретению лекарственных препаратов [8].

Решением Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08.11.2022 требования истца удовлетворены, с комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в пользу истца взысканы расходы по приобретению лекарственного препарата в размере 7 148 руб. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 16.11.2023

№ 33–26518/2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Мотивируя требования, истец указала, что на основании решения врачебной комиссии ей назначен лекарственный препарат по торговому наименованию и лечащим врачом был выписан рецепт на бесплатное обеспечение данным препаратом. В тот же день истец обратилась в аптеку, однако лекарственным препаратом обеспечена не была ввиду отказа аптеки в его выдаче. Удовлетворяя требования в части компенсации денежных средств, суды первой и апелляционной инстанции установили, что комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, обязанный контролировать наличие лекарственных препаратов в аптечных организациях, не исполнил свои обязательства надлежащим образом [9].

Таким образом, наличие обширной судебной практики по искам отдельной категории граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, подтверждает необходимость усовершенствования системы льготного лекарственного обеспечения.

В виду сложившейся ситуации, считаем необходимым на федеральном и региональном уровнях (в зависимости от имеющейся у пациентов льготы) разработать нормативный правовой акт о компенсации пациентам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение, стоимости затрат на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов.

Стоит учесть положительный опыт в разработке данного вопроса в г. Москве. В частности, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2019 № 1551-ПП «О расширении возможностей реализации права на получение мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами, назначаемыми по жизненным показаниям и при индивидуальной непереносимости, и лекарственными препаратами и (или) медицинскими изделиями, назначаемыми по категории заболевания «диабет»» регламентировано на постоянной основе предоставление права реализации получения установленных правовыми актами города Москвы мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами, назначаемыми по жизненным показаниям и при индивидуальной непереносимости, и лекарственными препаратами и (или) медицинскими изделиями, назначаемыми по категории заболевания «диабет», в денежной форме в виде компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы [7].

Полагаем, что принятие нормативных правовых актов, которыми будут урегулированы отношения, связанные с компенсационными выплатами отдельным (льготным) категориям граждан за приобретение лекарственных препаратов на собственные средства, будет способствовать своевременному оказанию пациентам медицинской помощи, повысит уровень их жизни и сократит риск угрозы здоровью.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 22.06.2024) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 22.06.2024) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  5. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в ред. от 14.02.2002) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1791.
  6. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
  7. Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 № 1551-ПП «О расширении возможностей реализации права на получение мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами, назначаемыми по жизненным показаниям и при индивидуальной непереносимости, и лекарственными препаратами и (или) медицинскими изделиями, назначаемыми по категории заболевания «диабет»» (в ред. от 08.12.2023) // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
  8. Решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 26.02.2020 по делу № 2–317/2020 // Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации» URL: https://sudact.ru/regular/doc/5AZ83Tt6ySYj//
  9. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.11.2023 № 33–26518/2023 // Документ опубликован не был. Режим доступа: Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс: Судебная практика».
  10. Никитин А. Более трех тысяч красноярцев не могут получить льготные лекарства по рецептам // Комсомольская правда: сетевое издание, зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство ЭЛ № ФС 77–80505 от 15 марта 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.krsk.kp.ru/online/news/4851646//
  11. Ярошенко А. Прокуратура сообщила о нарушениях с обеспечением жителей Камчатки лекарствами // Российская газета: интернет-портал, зарегистрирован Роскомнадзором, свидетельство ЭЛ № ФС 77–50379 от 21.06.2012 г. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2024/04/23/reg-dfo/prokuratura-vyiavila-na-kamchatke-narusheniia-s-obespecheniem-lekarstvami.html
  12. Глава Хабаровского края поручил разобраться с поставкой льготного инсулина // РИА Новости: сетевое издание, зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство ЭЛ № ФС 77–57640 от 08 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20240629/mig-27–1956313135.html
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, категория граждан, Российская Федерация, бесплатное обеспечение, лекарственный препарат, лечащий врач, лечебное питание, сложившаяся ситуация, средство, Нижегородская область.


Похожие статьи

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Нормативно-правовое регулирование обеспечения пациентов наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами в стационаре

Особенности обеспечения амбулаторных пациентов наркотическими лекарственными средствами: правовые аспекты

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения лекарственными средствами граждан, страдающих орфанными заболеваниями

Особенности обеспечения объектов физкультурно-спортивного назначения среди детей и подростков

Исследование уровня удовлетворённости граждан пожилого возраста социально-медицинскими услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания и медицинскими организациями

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами здорового образа жизни

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Похожие статьи

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Нормативно-правовое регулирование обеспечения пациентов наркотическими лекарственными средствами и психотропными веществами в стационаре

Особенности обеспечения амбулаторных пациентов наркотическими лекарственными средствами: правовые аспекты

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения лекарственными средствами граждан, страдающих орфанными заболеваниями

Особенности обеспечения объектов физкультурно-спортивного назначения среди детей и подростков

Исследование уровня удовлетворённости граждан пожилого возраста социально-медицинскими услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания и медицинскими организациями

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами здорового образа жизни

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Задать вопрос