Поддерживающие методы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы нейросенсомоторного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Афонина, С. А. Поддерживающие методы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы нейросенсомоторного развития / С. А. Афонина, А. В. Слепенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117806/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена рассмотрению нейромоторной незрелости как признака активности примитивных рефлексов детей, имеющих нарушения в развитии, и методам их коррекции, используемых в работе.

Каждый ребенок рождается с набором врожденных примитивных рефлексов, которые гарантируют ему выживание в первые месяцы жизни. Первый год жизни — это время интенсивного нейросенсомоторного развития. Ребенок приобретает двигательные навыки, такие как устойчивое лежание на спине/животе, сопровождающееся развитием координации. На смену рефлексам приходят более зрелые постуральные реакции, которые мы используем на протяжении всей нашей жизни. Правильная динамика функционального созревания центральной нервной системы позволяет приобрести когнитивные навыки более высокого уровня, такие как целенаправленное использование предметов, обучение самостоятельному функционированию и участию в образовательной и социальной деятельности [De Jager, 2009; Gieysztor, 2020; Холодов, 2004]. Двигательная активность ребенка дошкольного возраста и интеграция первичных рефлексов являются показателями (маркерами) функциональной нейросенсомоторной зрелости.

Изучением нарушения нейросенсорного созревания и синдромом нейрофизической задержки развития занимались такие ученые, как И.Павлов и И. Сеченов, нейрофизиолог А. Ухтомский, Н. Берштейн, П. Анохин, психолог Л.Выготский. Все эти ученые считали, что примитивные рефлексы не только выполняют защитную роль в ответ на стресс или опасность, но также являются основой для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития [1].

Если выясняется, что механизм вытеснения примитивных рефлексов не сменился их интеграцией в сенсорно-моторную систему, ребенок приобретает ряд нарушений, такие как: — трудности в равновесии;

– часто спотыкается и что-то задевает, постоянно находится в движении;

– имеет проблемы в чтении и письме, не может считать и не имеет представления о количестве предметов;

– слышит, но не все может понять;

– характеризуется взрывами эмоций, очень сенсибелен и одинок, т.д. Причиной этого являются персистирующие, не исчезнувшие или не преобразованные врожденные рефлексы [2]. Можно привести еще много примеров в отклонении в развитии по этой причине: нарушение саморегуляции, нарушение памяти, внимания фокусировки, настойчивости, нарушение развития социальных и коммуникативных навыков, низкие способности к обучению.

Как с этим бороться? Существует множество подходов к этой проблеме. За последние годы было создано достаточное количество методов.

Рассмотрим более эффективные методы и технологии, используемые в работе с такими детьми.

Одним из составляющих элементов работы является использование кинезиологической коррекции, сюда входят такие методы как нейрогимнастика, пескотерапия, развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением и т. д.

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Она помогает детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития. Детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядомвголовном мозге.

Психомоторная коррекция направлена на коррекцию различных нарушений ребенка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Двигательная нейропсихологическая коррекция проводится комплексно с когнитивной коррекцией, но по очередности именно двигательная нейрокоррекция первична, поскольку нормальное функционирование мозга и обеспечивает нормальное развитие когнитивных функций.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a4f6ea5a79d6299f160895348c1b7d538aae3f68-8971534-images-thumbs&n=13

Ребенок повторяет движения педагога, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнера — все это тренирует основы успешной коммуникации, что очень полезно для детей.

Каждое упражнение заставляет сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений — все это развивает концентрацию и произвольность внимания.

Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению — это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.

По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствуют активизации взаимодействия, синхронизации работы полушарий, оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает саморегуляцию и социальную адаптацию детей.

Программно-методический комплекс МОБИ «Малыш»

Программно-методический комплекс МОБИ «Малыш» и МОБИ «Соло». Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективен для работы с детьми от 3 до 11 лет, на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере с помощью видеокамеры с биоуправлением.

Комплексы МОБИ включают в себя специальные компьютерные игры, управление которыми производится за счет движений, совершаемых играющим. В области монитора закрепляется видеокамера, которая фиксирует изображение ребенка и его рук со специальными цветными шариками. Программа в каждый момент времени «знает» где находится левая и правая рука, регистрирует их перемещение и обеспечивает возможность управлять компьютерной игрой. Сами сюжеты игр побуждают ребёнка многократно совершать направленные и контролируемые движения с постепенным увеличением диапазона, скорости и точности движений. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, они не замечают интенсивной тренировочной работы, которую совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз — рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

Игры состоят из упражнений с разным уровнем сложности, которые постепенно усложняются за счет увеличения числа объектов и уменьшения их размера. На всех уровнях игр есть скрытые анимированные объекты, реагирующие на наведение курсора. Уровень сложности выбирает специалист. Для знакомства и лучшего понимания правил игры рекомендуется начинать с первого уровня. Программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий, коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Ребенок получает удовольствие от процесса работы с песком, а специалист во время пескотерапии — четкое представление о том, на какие аспекты развития малыша следует обратить особое внимание [4]. Песочная терапия является одним из эффективных методов в работе с детьми, имеющими проблемы в нейромоторной регуляции. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания и усидчивости. Все занятия проходят в игровой форме и позволяют каждому ребенку идентифицировать себя. То есть, понять, кто он, как устроено его тело (отпечатки ступней и ладошек на песке), что можно сделать с помощью простых предметов — веточек, дощечек, камешков. Любые успехи малыша поощряются. Песочная терапия позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, мелкую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Picture background

Песочная терапия отличается от других терапевтических техник простотой манипуляций, возможностью создавать новые формы, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной картины, возможность ее реконструкции и многократного создания новых сюжетов, превращает работу с песком в своеобразный ритуал.

Специалистам, работающим с детьми, которые имеют различные нарушения в нейросенсомоторном развитии, необходимо понять, что без полностью созревшей системы рефлексов невозможно оптимальное двигательное, интеллектуальное и социальное развитие. Созревание и интеграция рефлексов особенно значимы для формирования контроля, мотивации, абстрактного мышления, творческих навыков, целенаправленного поведения, наличие которых в свою очередь обусловливают дальнейшие успехи.

Литература:

  1. Анохина В. С., Гармаш С. В., Потураева Л. Н., Василенко В. В. Особенности развития нейромоторных навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022.
  2. Петрухин A. C., Созаева H.С Развитие двигательных функций у здоровых детей первого года жизни — 2008.
  3. А. К. Ерсарина, Г. К. Кудайбергенова, Т. Н. Алмазова, Г. Ю. Денисова. Психолого-педагогическая диагностика нарушений сенсомоторного развития детей дошкольного возраста: методические рекомендации– Алматы 2016. — 62 с.
  4. Н. Г. Новак, Основы песочной терапии: практическое руководство — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, развитие, двигательная нейропсихологическая коррекция, игра, координация движений, коррекция, мелкая моторика, нормальное функционирование мозга, уровень сложности.


Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции

Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения

В статье представлен обзор рекомендаций от ведущих специалистов в сфере расстройств пищевого поведения по навыкам эмоциональной регуляции, которые следует развивать лицам, страдающим нарушениями пищевого поведения, чтобы справиться со своей проблемой...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции

Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Навыки эмоциональной регуляции для лиц с расстройствами пищевого поведения

В статье представлен обзор рекомендаций от ведущих специалистов в сфере расстройств пищевого поведения по навыкам эмоциональной регуляции, которые следует развивать лицам, страдающим нарушениями пищевого поведения, чтобы справиться со своей проблемой...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Задать вопрос