Становление и развитие института защиты прав потребителей при продаже товаров в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Лисицын, А. А. Становление и развитие института защиты прав потребителей при продаже товаров в России / А. А. Лисицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117810/ (дата обращения: 20.12.2024).



Автор статьи исследует историю развития института защиты прав потребителей в России. Институт защиты прав потребителей возник с момента появления государства. Изучение формирования законодательства о защите прав потребителей позволяет выделить положительные черты и внедрить их для улучшения действующего законодательства не только в одной стране, но и во всем мире.

Ключевые слова: защита прав потребителей, потребитель, продавец, гражданское законодательство, система мер наказаний, некачественный товар.

Первые нормы защиты прав потребителей были разработаны в Древней Руси и собраны в сборнике правовых норм «Русская Правда» (VI-XII вв.). Этот кодекс стал первым правовым документом Киевской Руси, который включал способы защиты прав потребителей. Например, при продаже некачественного товара продавец должен был вернуть деньги, а покупатель — товар. Если товар оказывался краденым, покупатель обязан был вернуть его владельцу, а продавец возмещал убытки [9].

Псковская Судная грамота (XIV-XV в.), включавшая 120 статей, регулировала правовые отношения в сфере купли-продажи. Сделки с мелким имуществом регулировались обычаем, охранявшим граждан от обмана. Появление Псковской грамоты связано с развитием торговли Северо-Западной части России. В отличие от «Русской Правды», сосредоточенной на социально-политических проблемах княжества и бояр, Псковская грамота защищала интересы сельских и городских жителей, способствуя социально-экономическому развитию русского народа [2].

В 1649 г. в рамках Соборного уложения был издан Указ о корчмах, направленный на борьбу с незаконным производством и продажей спиртных напитков. Была введена система мер наказаний: штрафы, телесные наказания, заключение под стражу, ссылки и изъятие имущества. В 1652 г. был созван Собор о кабаках, который ограничил продажу спиртного, упразднив кабаки и создав один кружечный двор в каждом городе. Кружечные дворы работали после обеденной службы в церкви, азартные игры и скоморохи были запрещены. Правительство боролось с корчемством, чтобы не нарушать монополию государства на производство спиртных напитков, а также для защиты здоровья и нравственности народа [3].

Во время правления Петра I было принято много указов, защищающих права потребителей и устанавливающих наказание за продажу некачественных товаров. Сделки купли-продажи должны были заключаться при свидетелях или с поручителями, чтобы предотвратить продажу краденого. Мастера могли продавать оружие только «своим» с записью о покупателях, а покупка оружия у солдата считалась преступлением с изъятием оружия и штрафом в трехкратном размере. В 1830 г. был принят закон «О товарных клеймах», по которому фабрики были обязаны наносить на товары специальные знаки для отличия продукции одного производителя от другого. За их подделку была предусмотрена уголовная ответственность [4].

Позже появились потребительские общества, которые получили широкое распространение к концу XIX — началу XX века. В 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», в соответствии с которым кооператоры скупали излишки сельскохозяйственного производства и ремесленные изделия, что было прообразом рыночных отношений. Кооперации стали важным социальным институтом, направленным на повышение качества жизни [6].

В СССР гражданское законодательство регулировалось ГК РФ (1922 г.), Конституцией (1961 г.) и ГК РСФСР (1964 г.). Однако эти законы не содержали механизмов для защиты потребителей и обеспечения равенства с продавцом [10]. В 1988 г. был разработан законопроект «О качестве продукции и защите прав потребителей», большая часть статей которого была посвящена критериям качества товаров и услуг. Нормы защиты прав потребителей были сосредоточены только в одном разделе. Потребителями были указаны физические и юридические лица. Из-за распада СССР законопроект не вступил в силу [5].

До начала 1990-х годов в нашей стране не существовало системы гарантий прав потребителей, а все действовавшие законы были направлены на защиту интересов продавца и изготовителя, которые в большинстве своем были государственными организациями [11]. Это приводило к навязыванию невыгодных условий потребителям, которые были вынуждены покупать товары низкого качества, так как производители не всегда были заинтересованы в повышении качества продукции. При этом был острый дефицит товаров и отсутствовала культура потребления [13].

Закон «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 г., став первым законом, защищающим права граждан на приобретение качественных товаров и услуг, регулирующим отношения между покупателем, продавцом, производителем и другими участниками, а также устанавливающим обязательные критерии качества товаров и услуг [1]. Закон имеет свои недостатки, главным из которых является множество подзаконных актов, которые не всегда обеспечивают эффективную защиту прав потребителей. В связи с этим перед юридической наукой стоит задача систематизации законодательства и совершенствования института прав потребителей [7].

В 1996 г. Россия присоединилась ко Всемирной организации союзов потребителей, а в 2011 г. завершились переговоры по присоединению ко Всемирной торговой организации. Это стало настоящим испытанием для российских предприятий, так как малый и средний бизнес не мог конкурировать с иностранными производителями ни в цене, ни в качестве товаров [8]. Однако государство уделяет большое внимание развитию и поддержке малого бизнеса, который обеспечивает здоровую конкуренцию и рабочие места [12].

В 2002 г. в Костроме прошла первая Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению стран СНГ, в которой приняли участие Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Россия, Украина. Конференция была посвящена десятилетию вступления в силу Закона «О защите прав потребителей», с которого началось формирование потребительского законодательства и сотрудничество в области защиты прав потребителей в странах СНГ. На конференции было отмечено, что одной из приоритетных задач является повышение уровня осведомленности потребителей о своих правах через систему потребительского воспитания, обучения школьников и студентов, консультирования и информирования граждан.

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Гаврилов С. О., Величко А. М., Шулик Ю. С. Договорные обязательства в гражданском законодательстве Псковской феодальной республики // Юридическая наука. — 2023 г. — № 8. — С. 18–23.
  3. Гаужаева В. А. Историко-правовой анализ административно-правового регулирования оборота алкогольной продукции и привлечения к ответственности за правонарушения в этой сфере // Право и государство: теория и практика. — 2022 г. — № 1. — С. 237–240.
  4. Лихолетов В. В. Экономико-правовая защита интеллектуальной собственности: учебное пособие / В. В. Лихолетов, О. В. Рязанцева. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. — 2018 г. — 194 с.
  5. Мищенко О. А. История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». — 2022 г. — № 11 (56). — С.152–161.
  6. Новикова Ю. О. Эволюция правового регулирования потребительской кооперации в России в 1917–1929 годы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2020 г. — № 3. — С. 163–181.
  7. Самсонова И. В., Ходыкин Е. М. Из истории развития законодательства о защите прав потребителей России и отдельных зарубежных стран // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2014 г. — № 1. — С. 114–116.
  8. Трегубова В. М. Вступление России в ВТО: ожидания и реальность // Социально-экономические явления и процессы. — 2013 г. — № 10 (56) — С. 122–127.
  9. Черных В. В., Цыкунов Г. А. Правовые обычаи Древней Руси как источник права // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017 г. — № 4 (83) — С. 175–182.
  10. Cherstobitov A. Problems of Consumer Protection in Russia // JURIDICA INTERNATIONAL. — 2001. — Vol. I. — P. 53–57.
  11. Molodyko K. Regulatory choices of Russian and Ukrainian legislators in consumer credits: a comparative perspective // RUSSIAN LAW JOURNAL. — 2018. — Vol. VI. — Issue 4. — P. 101–125.
  12. Rudenko L., Zaitseva N., Larionova A., Chudnovskiy A., Vinogradova M. Socio — Economic Role of Service — Sector Small Business in Sustainable Development of the Russian Economy // European Research Studies. — 2015. — Vol. XVIII. — Issue 3. — P. 223–238.
  13. Vinogradova M., Volkov D., Kaurova O., Leonova V., Babakaev S., Larionova A. The Study of Criteria of the Consumer Choice of Financial Services in Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. — 2018. — Vol. 8. — Issue 6. — P. 255–264.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, потребитель были, Россия, VI-XII, XIV-XV, гражданское законодательство, некачественный товар, норма защиты, Псковская грамота, система мер наказаний.


Ключевые слова

потребитель, гражданское законодательство, защита прав потребителей, продавец, система мер наказаний, некачественный товар

Похожие статьи

Защита прав потребителей в Германии, Великобритании и США

Социальные интересы членов общества в значительной степени связаны с процессами приобретения разнообразных товаров, и использования результатов работ и услуг. Положение граждан в нашей стране в экономическом аспекте во многом обусловлено уровнем каче...

Проблема злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» в современной России

В статье автор исследует проблему злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» со стороны потребителей и отдельных общественных объединений, изначально создающихся для защиты их нарушенных прав. Законодательство о защите прав потреб...

Интеллектуальная собственность и ее роль в современном гражданском праве

В данной научной статье рассматривается проблема интеллектуальной собственности и ее места в современной системе гражданского права. Авторы анализируют основные концепции и институты интеллектуальной собственности, а также их влияние на экономику, ку...

Административно-правовые аспекты защиты прав потребителей в Российской Федерации

Автор рассматривает административно-правовые аспекты защиты прав потребителей в Российской Федерации. Основной акцент делается на анализе законодательства в области защиты прав потребителей и роли различных государственных органов в этом процессе. Ав...

Становление законодательства общественной безопасности в Российской Федерации

Общественная безопасность является одним из видов безопасности, которая обеспечивается и поддерживается государством. Развитие законодательства об охране и защите интересов граждан в общественной жизни стало результатом длительной эволюции представле...

Роль судебного контроля в системе защиты прав участников административных правоотношений в Российской Федерации и проблемы развития

В статье рассматривается такой правовой институт как судебный контроль в системе защиты прав человека, граждан и организаций в Российской Федерации, автор приводит практические примеры из судебной практики, раскрывает проблемы данного правового инсти...

Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике

В научной статье исследованы основные проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике. Аргументирована необходимость исследования правового регулирования механизмов защиты прав потребителей. Права потребителя и их защита регулир...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

История развития научных взглядов на правоспособность индивидуальных субъектов российского права

Предметом настоящей статьи является исследование развития взглядов в отечественной правовой науке на правоспособность индивидуальных субъектов российского права. Автор анализирует сложившиеся в правовой науке представления об индивидуальных субъектах...

Похожие статьи

Защита прав потребителей в Германии, Великобритании и США

Социальные интересы членов общества в значительной степени связаны с процессами приобретения разнообразных товаров, и использования результатов работ и услуг. Положение граждан в нашей стране в экономическом аспекте во многом обусловлено уровнем каче...

Проблема злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» в современной России

В статье автор исследует проблему злоупотребления нормами закона РФ «О защите прав потребителей» со стороны потребителей и отдельных общественных объединений, изначально создающихся для защиты их нарушенных прав. Законодательство о защите прав потреб...

Интеллектуальная собственность и ее роль в современном гражданском праве

В данной научной статье рассматривается проблема интеллектуальной собственности и ее места в современной системе гражданского права. Авторы анализируют основные концепции и институты интеллектуальной собственности, а также их влияние на экономику, ку...

Административно-правовые аспекты защиты прав потребителей в Российской Федерации

Автор рассматривает административно-правовые аспекты защиты прав потребителей в Российской Федерации. Основной акцент делается на анализе законодательства в области защиты прав потребителей и роли различных государственных органов в этом процессе. Ав...

Становление законодательства общественной безопасности в Российской Федерации

Общественная безопасность является одним из видов безопасности, которая обеспечивается и поддерживается государством. Развитие законодательства об охране и защите интересов граждан в общественной жизни стало результатом длительной эволюции представле...

Роль судебного контроля в системе защиты прав участников административных правоотношений в Российской Федерации и проблемы развития

В статье рассматривается такой правовой институт как судебный контроль в системе защиты прав человека, граждан и организаций в Российской Федерации, автор приводит практические примеры из судебной практики, раскрывает проблемы данного правового инсти...

Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике

В научной статье исследованы основные проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике. Аргументирована необходимость исследования правового регулирования механизмов защиты прав потребителей. Права потребителя и их защита регулир...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности

В статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности. Делается вывод о несовершенстве ее регулирования из-за развития и совершенствования способов доведения рекламы до потенциальных потребителей. Автор статьи ...

История развития научных взглядов на правоспособность индивидуальных субъектов российского права

Предметом настоящей статьи является исследование развития взглядов в отечественной правовой науке на правоспособность индивидуальных субъектов российского права. Автор анализирует сложившиеся в правовой науке представления об индивидуальных субъектах...

Задать вопрос