В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации инновационной профессиональной мобильности. Кроме того, требуется активная работа по созданию комфортной, интересной и творческой атмосферы на занятиях, для познания и понимания большей информации. В итоге, главной целью современного среднего профессионального образования является развитие трудовой мобильности.
Ключевые слова: инновации в образовании, профессиональное образование, среднее профессиональное образование, профессиональная мобильность.
In modern pedagogical practice, emphasis is placed on the development of science and the creative presentation of it to students of secondary vocational education.They should be aware of the importance of acquiring the competencies and skills necessary for the successful implementation of innovative professional mobility. In addition, active work is required to create a comfortable, interesting and creative atmosphere in the classroom, to learn and understand more information. As a result, the main goal of modern secondary vocational education is the development of labor mobility.
Keywords: innovations in education, vocational education, secondary specialized education, professional mobility.
Самостоятельная работа для студентов — это организационная часть всего учебного процесса, на котором происходит закрепление полученных знаний.
Организация самостоятельной работы в системе спо происходит в два этапа: мыслительная работа студентов на занятиях права (лекциях, практических и самостоятельных работах) под руководство преподавателя техникума.
Деятельность студента во внеурочное время, изучение информации при помощи: книг, обработки записей на занятиях, посещения театра и музея и т. д.
Для того, чтобы активизировать самостоятельную работу студентов, необходимо делать лекции увлекательными и интересными, ведь большая часть успеха зависит от познания науки через занятия и правильно записанные конспекты.
Основную значимость являются лекции для студентов 1 курса. Для них это все сложный и не понятный процесс. У преподавателя стоит задача — научить студентов правильному написанию конспектов (выделения основной мысли из всего диалога лектора). Для обучения такому необходимому навыку, преподавателю помогут такие навыки использования в своей речи (паузы, интонация, иные приемы, с помощью которых в ходе лекции подчеркиваются главные положения).
Уже на 1 курсе данный прием преподавания помогает развить способности и творческий потенциал студентов. «Усвоение одних лишь готовых знаний, — подчеркивает П. Ф. Лесгафт, –... не дает еще возможности развернуть личную энергию, не допускает никаких творческих проявлений лица».
На втором и последующем курсах спо идет активное развитие самостоятельной работы студентов на лекциях, это с поисками проблемных этапов в изучении материала. Основной задачей является — развитие творческого мышления будущих специалистов.
Семинарские занятия носят разно уровневый характер. Они совмещают в себе теорию и практику и развивают самостоятельную работу студентов, контролируют ее деятельность.
Приемлемые компоненты организации самостоятельной работы студентов применяются в образовательном процессе:
– создание методических пособий, планов лекционных и практических занятий, отвечающие усовершенствованным требованиям Министерством образования;
– формирование у студентов повышенного интереса к предмету право;
– отличительная организация процедуры проведения практических занятий в системе СПО;
– систематический контроль и требовательность предмета право со стороны преподавателя практических занятий;
– воспитание у студентов чувства обязательности (ответственности).
Рассмотрев направления в организации самостоятельной работы обучающихся, можно выделить следующее:
В процессе организации самостоятельной работы студентов важную роль играет разработка качественных методических материалов, а также планов семинарских и практических занятий. Следует отметить, что при подготовке к занятиям и во время семинара (практического занятия) студенты опираются на план, созданный кафедрой. План семинара должен быть лаконичным, и количество вопросов, рассматриваемых на занятии, не должно превышать допустимой нормы.
Эффективность самостоятельной работы студентов во многом определяется их интересом к предмету и отношением к нему. Действительно, результаты различаются в зависимости от мотивации: один студент может стремиться лишь к получению положительной оценки (даже тройки), в то время как другой движим истинным интересом к науке и изучаемой дисциплине. Интерес, выступая в качестве внутреннего стимула для самостоятельной работы, активизирует ранее усвоенные знания и побуждает к освоению нового материала.
В данном контексте предъявляются высокие требования и к преподавателю. Его личность существенно влияет на формирование интереса к предмету: уровень его образования, методическая подготовка, отношение к своей деятельности и студентам, качество подготовки к семинарским занятиям, а также его настрой и тактичность в общении с каждым студентом играют важную роль.
Правильная организованная работа практических занятий существенно активизирует самостоятельную работу студентов. Практические занятие в сравнении с другими работами получения знаний позволяют студентам усвоить большую часть материала предмета право. Они предназначены развивать у обучающихся логику, самостоятельное мышление, умение делать выводы, приучать студентов к публичным выступлениям.
Успех в решении задач во многом зависит от квалификации и профессиональной подготовки преподавателя, знания им методики проведения практических занятий в системе спо.
Способ свободного опроса и реферативный метод являются двумя основными формами, которые чаще всего используют при проведении практических занятий по правовым дисциплинам. В целом структура таких занятий идентична (вступление, основная часть, практическая часть и заключение). Разнообразие структуры занятия возникает за счет основной части, которая может включать доклады, рефераты, контрольные работы, дискуссии, обучающиеся отрывки из образовательных фильмов и т. д.
Активная самостоятельная работа студентов на занятиях в большей степени зависит от опыта и образовательных навыков преподавателя поддерживать в группе творческий потенциал, внимание, активность и целеустремленность дойти к вершине знаний.
В этой связи верным решением будет иногда первое слово предоставлять не тем студентам, которые готовы ответить на поставленный вопрос (это, как правило, сильные студенты), а, наоборот, самому слабому или менее заинтересованному участнику практической работы. В таком случае дополняют ответы более подготовленные студенты, и активность группы возрастает.
Контроль подготовки студентов к практическим занятиям, самостоятельным работам и текущей успеваемости позволяют студентам увидеть свои ошибки, пробелы в знаниях и исправить в лучшую сторону.
Важная задача преподавателя выбрать такую форму обучения при которой бы ни один из студентов группы не остался без внимания. Прежде всего это касается нерадивых студентов, которые нередко присутствуют на занятиях со своими мечтаниями «о небесных кренделях», и как следует не работают.
Таким образом, организация самостоятельной работы студентов представляет собой сложный процесс. В данной статье рассмотрены лишь некоторые моменты, касающиеся роли преподавателя в решении этого вопроса в системе среднего профессионального образования.
Литература:
- Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель. -2019. -№ 5. -с.25–31
- Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист. -2020. -№ 1. -с.25
- Бутова Ю. И. Муниципальный ресурсный центр — новая институционная форма диссеминации инновационного опыта //Методист. — 2020. -№ 1.-с.16
- Буров М. В. Проект инновационной деятельности школы//Перемены. -2021. -№ 2.-с.30
- Бычков А. В. Инновационная культура//Профильная школа. -2022. -№ 6.-с.33–38
- Гетман Н. А. Мониторинг инновационных процессов на уровне ОУ и района, как ресурсный центр развития образования//Методист. -2021. -№ 10. -с.19
- Гирба Е. Ю. Таблица для мониторинга инновации внедряемой учителем//Практика административной работы в школе. -2020. -№ 1.- с.34–37
- Гончар М. В. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образованиие// Образование. -2021. -№ 6.- с.51
- Дружинин В. И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве//Методист. -2022. -№ 4. -с.4–11
- Державин В. Б. Модель инновационной деятельности НПО» Школа самоопределения»/Майсенко А. В., Тубельский А. И.//Школьные технологии. -2020. -№ 2. -с.22–31
- Егоров О.Кадры инновационной школы//Учитель. -2021 -№ 6. -с.33
- Егоров О.Мобильность «мозгового центра». Методическая служба инновационной школы//Учитель. -2020. — № 5.-с.30
- Заславская О. В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч. -2020. -№ 2.-с.16
- Игнатьева Г.Муниципальный подход к организации методической работы с педагогическими кадрами по развитию инновационной деятельности. // Методист.-2021.-№ 10.-с.50–51
- Инновационные процессы// Практика. -2022. -№ 5.-с.29–44
- Инновация — определить норму// Управление школой.-2022.-№ 22.-с.15–27
- Киселева Р. А. Региональный мастер-класс как форма диссеминации инновационного опыта управления школой// Методист. -2020.-№ 8.-с.13–18
- Костюченко Л. А. Роль муниципальной методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений// Методист.-2020.-№ 10.-с.31
- Татаринова Л. В. Теоретико-методологические основания изучения феномена профессиональной мобильности педагога системы среднего профессионального образования // Актуальные исследования. 2021. № 4 (31). С. 70–72. URL: https://apni.ru/article/1822-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-izuch