Особенности психологической консультации пациентов перед госпитализацией в отделение трансплантации костного мозга для аллогенной трансплантации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.09.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гладких, Н. В. Особенности психологической консультации пациентов перед госпитализацией в отделение трансплантации костного мозга для аллогенной трансплантации / Н. В. Гладких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117846/ (дата обращения: 19.12.2024).



Пересадка костного мозга представляет собой одну из самых сложных и многоступенчатых медицинских процедур, которая может стать единственным шансом на выздоровление для пациентов с различными заболеваниями крови, такими как лейкемия, лимфома и другие гематологические расстройства. Однако, помимо физической составляющей, этот процесс влечет за собой значительные изменения в психологическом состоянии пациентов, что делает изучение данной темы особенно актуальным. Психологические аспекты, связанные с пересадкой костного мозга, часто остаются в тени, несмотря на их важность для успешного восстановления и улучшения качества жизни пациентов.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается рост числа пересадок костного мозга, что связано с развитием медицинских технологий и увеличением числа людей, нуждающихся в данной процедуре. Однако, несмотря на достижения в области медицины, многие пациенты сталкиваются с серьезными эмоциональными и психологическими трудностями, которые могут негативно сказаться на их физическом состоянии и общем процессе восстановления. Эмоциональные изменения, такие как страх, тревога, депрессия и переживания, могут возникать как до, так и после операции, и их влияние на пациентов требует более глубокого изучения.

В процессе трансплантации костного мозга психологическое сопровождение играет ключевую роль, так как пациенты сталкиваются с серьезной кризисной ситуацией, сопровождаемой чувством уязвимости и неопределенности [1]. Психологическая подготовка и поддержка имеют большое значение, поскольку эмоциональное состояние пациента влияет на исходы операции и процесс восстановления после нее [1].

В зависимости от этапов пересадки костного мозга, психологическую составляющую можно разделить на несколько частей или этапов, которые будут зависеть от задач, решаемых пациентом. Эти этапы видятся, как состояние до госпитализации, во время госпитализации до пересадки, после пересадки и во время восстановления функции кроветворения и общего состояния либо в стационаре, либо амбулаторно.

Большинство источников заостряет внимание специалистов на психологическом состоянии пациентов во время трансплантации костного мозга и после, ссылаясь на тяжелое физическое и эмоциональное состояние, привыкание к новой жизни и реабилитацию.

Но стоит обратить внимание и на задачи, и на состояние пациентов перед госпитализацией в отделение трансплантации костного мозга. Это важно потому, что в этот период человек (пациент) закладывает и распределяет свои силы на весь период лечения, изучает информационные ресурсы, готовится, продумывает свое времяпровождение в период госпитализации, настраивает себя на положительный итог.

Как выяснилось при опросе пациентов, которые планировались на госпитализацию в отделение трансплантации костного мозга (35 человек), большую часть информации о пересадке костного мозга они получают от лечащего врача, сети интернет и людей, которые уже перенесли данную процедуру. Самыми яркими впечатлениями для них остаются рассказы о периоде согласия на пересадку, когда делается выбор в сторону лечения и выживания и рассказ о состояниях после пересадки костного мозга, когда наиболее тяжело физически и психологически, когда присутствует телесная слабость, и могут быть инфекционные осложнения или реакция отторжения трансплантата.

Поэтому, многие пациенты, прежде чем решиться на пересадку, собираются силами, настраивают себя на госпитализацию и на положительный результат лечения. Соответственно, они примерно планируют и свое времяпровождение в стационаре и сроки госпитализации.

Но что значит, собираются силами? В толковом словаре Ожегова дается вот такое определение: «Собраться.1. Сойтись, соединиться в одном месте. 2. Снарядиться, приготовиться. Собраться в поход. 3. Решиться, принять намерение. Собраться с духом (набраться решимости, смелости). Собраться с силами (приготовиться действовать)». [2].

А. Д. Шмелев, вскрыл второй уровень понимания этого слова. Разбирая различные словоупотребления со словом «собираться», Шмелев пишет:

«Во многих из названных слов идея «собирания» уже стерлась. Но остается безусловно актуальным содержащееся в значении целого ряда русских языковых выражений общее представление о жизни, в соответствии с которым активная деятельность возможна только при условии, что человек предварительно мобилизовал внутренние ресурсы, как бы сосредоточив их в одном месте (как бы собрав их воедино).

Чтобы что-то сделать, надо собраться с силами, с мыслями — или просто собраться, сравни: Наконец собрался тебе позвонить; особенно характерны употребления типа Все никак не соберусь. Собирался, но так и не собрался и т.п» [3].

А. А. Шевцов, в своей книге «Сила» пишет: «И ведь я при этом должен что-то собирать. Что-то, что физиология в теле не знает, физика собрать не может, и вообще, что похоже, и не снилось нашим мудрецам! Что я делаю, когда я собираюсь позвонить или начать действовать? Именно от этого вопроса, точнее, от ответа на него, зависит наша успешность в жизни». …

«Действительно, если уж я собрался с силами, чтобы начать что-то делать, я буду это делать, пока не надоест или не станет скучно. Это может означать лишь одно: силы, которые я собрал для дела, не были собраны,к ак некие вещи. Любая куча, в которую стаскиваются кусочки чего-то целого, по мере использования уменьшается. А вот силы нет. И вывод из этого прост: собираясь, мы не собираем силы, мы собираем нечто иное, что позволяет брать силы и использовать. И пока ЭТО собрано, оно извлекает и извлекает силы из окружающей среды, так что этот бездонный карман не опустошается. Но если стало скучно, то я закрываю само окно, через которое брал силу, и деятельность сразу прекращается». [4].

Перекладывая это на состояние пациентов перед госпитализацией, мы выяснили, что после консультации лечащего врача и источников интернет, все опрошенные планировали свое пребывание в клинике на один-два месяца, соответственно и свои силы рассчитывали на это время.

Наблюдение и психологическое сопровождение пациентов, которые находились в отделении трансплантации костного мозга показали, что наиболее выраженные упаднические настроения, жалость к себе и сопротивление к лечению наступает именно тогда, когда истекают ожидаемые сроки госпитализации. То есть по каким-либо причинам индивидуального характера, люди не уложились в ожидаемые ими сроки. И силы, которые были ими выделены на период госпитализации и лечение исчерпались.

«Когда мы собираемся что-то сделать, мы создаем разумный образ дела и достижения цели. И это не зависит от того, большое и длительное, вроде получения высшего образования, дело нам предстоит, или же это задача, возникающая вспышкой, как пропасть, к которой ты подбежал и мгновенно принимаешь решение, прыгать или остановиться. Разум всегда оценивает, хватит ли тебе сил.

Раз Разум это делает, значит, он не только в состоянии понять, сколько сил нужно для определенного действия, но и каков наличный запас сил. А в случае длительных усилий, и какова твоя способность эти силы добывать, собирать и накапливать». [4].

Т. е. наш Разум ставит задачу и решает ее. А ставит он ее исходя из нашего целеустроения, того, что мы хотим достичь и намечаем себе, как цель.

Исходя из этих наблюдений, во время первой консультации пациента, медицинский психолог стал обращать внимание именно на то, как закладывает и распределяет свои силы на лечение человек. И во время обсуждения с пациентом, стали рассматривать варианты более коротких сроков и наоборот, более длинных сроков лечения. Обсуждали оба варианта. Меняли формулировку в решении задачи на такую: «Буду лечиться столько, сколько нужно».

Это приводило к тому, что снималось напряжение от ожидания итога трансплатнтации, снималось напряжение ожидания хороших результатов анализов, становилось более спокойным отношение к своему состоянию. Пациенты более тщательно продумывали свое времяпровождение, планировали свою деятельность во время пребывания в отделении трансплантации. Они продумывали, чем будут заниматься (чтение книг, просмотр видеофильмов, онлайн-обучение, вышивание, рисование, прослушивание музыки и т. п.) Так же, после настроя на лечение менялся и градус взаимодействия пациента и медперсонала. Оно становилось более ровным.

Исходя из вышесказанного, хочется ещё раз обратить внимание психологов и лечащих врачей именно на догоспитальную встречу с пациентом. И именно заострение его внимания на постановке задачи на госпитализацию, продумывание условий и своей занятости во время любого срока пребывания в отделении трансплантации костного мозга, настрой на позитивный исход лечения.

Необходимо отметить, что работа психологов в отделениях трансплантации костного мозга имеет свою историю и существенное значение для поддержки пациентов, особенно учитывая сложности, с которыми они сталкиваются в связи с проведением данной процедуры [5]. Поэтому, психологическое сопровождение помогает снижать уровень стресса у пациентов, улучшать их психологическое благополучие и качество жизни в процессе лечения и после выписки из стационара [5].

Надеемся, что результаты наших наблюдений помогут повысить значимость психологического консультирования и важность психологической поддержки перед госпитализацией, в процессе лечения и реабилитации, а также способствовать разработке более эффективных методов помощи пациентам в их трудный период.

Литература:

  1. Особенности психологического консультирования в... [Электронный ресурс] // psyjournal.ru — Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/osobennosti-psihologicheskogo-konsultirovaniya-v-otdelenii-tkm-rdkb, свободный. — Загл. с экрана
  2. С. И. Ожегов «Словарь русского языка», 1949 г.
  3. А. Д. Шмелев Собираться и заодно//Русская языковая модель мира. — М: Языки славянской культуры, 2002, c 145–6.
  4. А. А. Шевцов «Сила», с 403–404, 420. Издательство «Роща», 2016, с.403–404,420.
  5. Пережить и не переживать: как психологи помогают... [Электронный ресурс] // donorstvo.org — Режим доступа: https://donorstvo.org/articles/106, свободный. — Загл. с экрана
Основные термины (генерируются автоматически): костный мозг, отделение трансплантации, сила, пациент, лечащий врач, период госпитализации, процесс лечения, психологическое сопровождение, психологическое состояние пациентов, состояние пациентов.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Анализ изменения показателей ОАК у детей с кардиохирургической патологией в период проведения ЭКМО

Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации

Трансплантация печени как способ улучшения качества жизни детей с билиарной атрезией

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Применение регионарных блокад для послеоперационного обезболивания при травмах грудной клетки

Компетентность хирургов в планировании и выполнении первичной операции на органах брюшной полости

Проанализированы факторы, определяющие развитие осложнений и летальности после операций по поводу острого деструктивного процесса в брюшной полости, осложненного гнойным перитонитом.

Метод определения воздействия искусственной вентиляции легких на циркадианную организацию параметров газотранспортной системы у больных с онкологической патологией желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде

Похожие статьи

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Анализ изменения показателей ОАК у детей с кардиохирургической патологией в период проведения ЭКМО

Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Теоретический аспект изучения необходимости коррекционно-педагогической помощи детям с челюстно-лицевыми патологиями в процессе социальной адаптации

Трансплантация печени как способ улучшения качества жизни детей с билиарной атрезией

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Применение регионарных блокад для послеоперационного обезболивания при травмах грудной клетки

Компетентность хирургов в планировании и выполнении первичной операции на органах брюшной полости

Проанализированы факторы, определяющие развитие осложнений и летальности после операций по поводу острого деструктивного процесса в брюшной полости, осложненного гнойным перитонитом.

Метод определения воздействия искусственной вентиляции легких на циркадианную организацию параметров газотранспортной системы у больных с онкологической патологией желудочно-кишечного тракта в послеоперационном периоде

Задать вопрос