В статье автор исследует существующие подходы к определению термина «банковский продукт».
Ключевые слова: банковская деятельность, финансовый продукт, банковский продукт, банковская услуга.
Банки являются неотъемлемыми участниками финансового рынка, благодаря которым происходит процесс перераспределения капитала, а также распространяется экономическая и финансовая информация. Интенсивность этих процессов определяется количеством и качеством предлагаемых банковских продуктов, соответствием объема их предложения спросу на данном рынке.
В связи с этим необходимо рассмотреть существующие подходы к определению категории финансовый продукт банка или иначе — «банковский продукт», проанализировать их классификацию и выбрать наиболее точную формулировку.
Следует отметить, что термин «банковский продукт» отличается от законодательно четко определенных видов деятельности банка. Банковские продукты обладают специфическими, уникальными свойствами. Например, по каждому из них банки самостоятельно устанавливают процентную ставку, сроки и условия предоставления и т. д. Тем не менее, безусловно, в основе создания каждого подобного продукта находятся нормативные акты, в частности ФЗ «О банках и банковской деятельности» [1]. Руководствуясь действующим законодательством и принятой стратегией развития, банк строит внутреннюю продуктовую политику, результатом которой является создание банковских продуктов.
Выявлению сущности банковского продукта посвящены работы многих современных ученых-экономистов. Существует несколько типов подходов к определению данного понятия.
Профессор О. И. Лаврушин дает следующее определение — «особого рода продукт в виде денег, платежных средств» [2, с. 110]. Зарубежный экономист П. С. Роуз под банковским продуктом понимает любую финансовую услугу, оказываемую банком в экономике [3, с. 49]. Данные подходы, безусловно, имеют право на существование, однако являются недостаточно конкретными и неполными.
Существует подход, основанный на том, что банковский продукт, выступающий результатом банковской деятельности, должен служить достижению основной цели — получению прибыли. На основании такой позиции, все виды банковской деятельности, отражающиеся в отчете о прибылях и убытках банка, считаются банковскими продуктами и обобщенно подразделяются на доходные и затратные продукты.
Существует достаточно внушительное число сторонников денежного подхода, развивающее его концепцию. Ядром их теории является мнение о том, что предмет деятельности банка — это товар в виде денег. В таком случае банк выступает как организация, создающая продукт, разительно отличающийся от продукта фирм из сферы материального производства. Банковский продукт является товаром особого рода в виде денег, платежных средств, услуг денежного характера, электронной формы денег, конкретного документа (или свидетельства), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операций (чек, вексель и др.). Однако, большим упущением данного подхода является игнорирование надежной формы обслуживания, предоставляемой банком. К их числу относятся хранение ценностей, консультирование, информационное обслуживание и т. д. Кроме того, банковский продукт сам по себе зачастую включает в себя и неденежную часть (а именно мониторинг, оценку рисков, контроль за использованием и возвратом средств и др.).
Лингвистический подход объединяет две позиции. Суть первой в идее о том, что существуют только понятия банковская услуга и банковская операция, они полностью отражают предмет деятельности банка и нет необходимости в использовании категории «банковский продукт». Сторонники второй концепции считают понятия продукт и услуга банка синонимичными, ставя знак равенства между операциями банка, его услугами, действиями и продуктами. С. А. Гурьянов полагает, что «услуга банка — это продукт, удовлетворяющий потребности услуг клиентов» [4, с. 25]. Слабой стороной данного подхода является игнорирование специфики банковской деятельности, а суть категории сводится скорее к маркетингу.
Правовой подход основан на положениях законодательства и юридических комментариях. В данном контексте банковская операция является примером гражданско-правовой сделки. Особенности правового регулирования банковских сделок проявляются: в наличии большого количества нормативных актов, посвященных отдельным банковским операциям; в специальном правовом режиме банковских сделок, отражающем специфику банковской деятельности; в особых требованиях, предъявляемых к участникам банковских сделок — кредитным организациям, в контроле банковской деятельности надзорными органами.
Что касается клиентского подхода, решающую роль в формулировке категории занимает клиент и его потребности. Ю. И. Коробов считает, что банковским товаром являются не деньги, как считают приверженцы «денежного» подхода, а банковские услуги [5, с. 24]. В данном случае, банковская услуга воспринимается как основной термин, выражающий взаимодействие между банком и клиентом и являющийся результатом банковских операций (взаимодействий внутри банка). Ю. С. Масленченков под понятием «банковская услуга» понимает, как итог трудовой, производительной деятельности сотрудников банка как процесс удовлетворения потребностей его клиентов, так результат обслуживания клиентов [6, с. 136].
Изучив, приведенные выше определения и сущности подходов к определению термина, можно сделать вывод о существовании двух основных категорий — банковский продукт и услуга. Анализ работ в большинстве случаев показывает, что современные авторы публикаций отождествляют эти понятия. По мнению ученых, как правило, банковский продукт — это банковская услуга, которая удовлетворяет потребности клиентов банка. Некорректным такое отождествление считают авторы Тарасова Т. Ю. и Флигинских Т. Н., так как данные категории имеют разную сущность [7, с. 14]. Банковскую услугу они определяют как процесс, заключающийся в самой деятельности банка, его операциях, а продукт, в свою очередь, они понимают как конечный товар, который и потребляет клиент банка. В качестве примера авторы приводят банковский кредит, называя его банковским продуктом. Банковской услугой же они называют сам процесс кредитования клиента, в ходе которого реализуются взаимные интересы — клиент получает заемные средства, а банк — прибыль в виде банковских процентов. Общей чертой этих понятий является их цель, а именно удовлетворение потребностей клиента, с одной стороны, и получение прибыли банком, с другой стороны.
Таким образом, на сегодняшний день нет единого определения термина «финансовый» или «банковский» продукт. Существуют как односторонние, поверхностные формулировки, так и те, что основаны на определенной методологии и имеют множество сторонником. Часть исследователей данной темы считают синонимичными термины «банковский/финансовый продукт» и «банковская услуга», другие же заявляют о некорректности такого отождествления. Безусловно, два этих неотъемлемых элемента банковской деятельности имеют много общего и в некоторых случаях вполне допустимо их синонимичное использование, тем не менее в отрыве от конкретных кейсов — это разные категории. На основании анализа, приведенного выше, наиболее корректным определением «банковского продукта» является формулировка Тарасовой Т. Ю. и Флигинских Т. Н.
Литература:
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1
- Банковское дело: Учебник / О. И. Лаврушин [и др.]; под ред. О. И. Лаврушина. — М.:Финансы и статистика, 2000. С. 110–143.
- Роуз, П. С. Банковский менеджмент: Предоставление фин. услуг: Пер. с англ. / Питер С. Роуз. — Москва: Акад. нар. хоз-ва: Дело, 1995. С. 49–63.
- Гурьянов. С. А. Эффективность бизнес — коммуникаций на рынке банковских услуг: Учебное пособие. -М., 2000. С. 20–25.
- Коробов Ю. И. Банковская конкуренция: роль, специфика, перспективы развития // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 24–29.
- Масленченков Ю. С. Технология и организация работы банка: теория и практика. —М.: Дека, 1998. С.136–147.
- Флигинских Т. Н., Тарасова Т. Ю. Факторы, определяющие развитие инноваций в виде новых банковских продуктов // КЭ. 2016. № 10. С. 14–17.