Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.09.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Петрова, И. А. Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальных классах / И. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117893/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается использование краеведческого материала в проектно- исследовательской деятельности младших школьников на предмете окружающий мир.

Ключевые слова: проектно-исследовательская работа, краеведение, краеведческий материал, младший школьник, окружающий мир.

Краеведение даёт много для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою родину. Таким образом, основная цель вопросов по краеведению — способствовать духовно — ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, патриотизм.

В школе вопросы по краеведению рассматриваются на всех уроках, для того чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, это учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Исследовательская деятельность школьника — это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования — это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.

Целью организации исследовательской деятельности по краеведению является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитиелогического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формированиенаблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита проекта. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.

Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах будет способствовать:

— формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир;

— углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях);

— развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах;

— воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.

В настоящее время процесс обучения все чаще связывается с освоением детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектно-исследовательская деятельность. Эту деятельность можно осуществить учителю начальных классов по преподаванию учебного предмета «Окружающий мир».

Изучая учебный предмет «Окружающий мир», мы сталкиваемся с изучением своего родного края.

В разделе «Что и кто?» в 1 классе есть проектная работа «Моя малая родина», ребята здесь описывают свою деревню, село, показывают достопримечательности. Во 2 классе изучают тему «Профессии людей», где обучающиеся рассказывают о профессиях своих родителей.

Во время изучения темы «Твоя семья. Семейные традиции» ученики были вовлечены в исследовательский проект «Моя родословная». Целью данной работы было ознакомление с семейным архивом, выяснение фактов из истории родословной, ответ на вопросы: кто я? откуда и кто мои предки? Основными источниками информации были рассказы родственников, дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. В ходе исследования обучающие составили генеалогическое древо своей семьи.

В учебном предмете «Окружающий мир» в 4 классе есть темы «Наш край», «Поверхность нашего края», «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства». Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить изучение тем на основе принципов «от близкого к далёкому». Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах.

Краеведческий подход к изучаемым темам усиливает интерес учеников, поднимает эмоциональное состояние. Знакомство учеников с использованием местных природных богатств на благо народа укрепляет их любовь к своей родине. Изучая тему «Кем и чем гордится Россия?», мы работали над проектом «Кем гордится твоё село?». В нашей школе учились такие великие люди, как С. А. Вишневский, Г. Р. Копцев, Л. П. Грузов, Н. Ф. Рыбаков, С. А. Селин.

Обучающиеся проводят кропотливую исследовательскую работу: просматривают имеющийся материал в музее, в библиотеке, опрашивают жителей поселка, записывают их воспоминания.

Результатом проектно-исследовательской деятельности являются публичные выступления на общешкольной научно-практической конференции «Мои первые исследования». В отличие от «взрослой» конференции, нужно создавать ситуацию успеха для каждого обучающего. Работы, независимо от их качества, нужно обязательно хвалить, чтобы у них появилось желание продолжить эту проектно-исследовательскую деятельность. Мы являлись победителями и призерами муниципальных, республиканских конкурсов проектных работ.

Таким образом, проектная деятельность — сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей. Образно говоря, окружающая жизнь — краеведение.

В дальнейшем планируем продолжить работу по изучению истории семьи, родного края. Это увлекательно и интересно.

Литература:

  1. Головко Е. В. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся по курсу «Окружающий мир»// Начальная школа. 2017 № 4.
  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. — Самара: Издательство «Учебная литература»
  3. Сизова Р. И., Селиманова Р. Ф. Учусь создавать проект Методическое пособие для 3 класса/ Сизова Р. И., Селиманова Р. Ф. — М.: Издательство РОСТ. -117 с.
  4. ПекпаевА. А. Родной край: Учебное пособие по природоведению для учащихся III-IV классов школ Марийской ССР.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112с.:ил.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, окружающий мир, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, учебный предмет, класс, краеведение, краеведческий материал, краеведческий подход, помощь учителя.


Похожие статьи

Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Использование проекта для формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье описывается использование краеведческого проекта в педагогическом процессе с целью формирования краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Первые шаги в проектно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью ...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Задать вопрос