В статье рассматривается использование краеведческого материала в проектно- исследовательской деятельности младших школьников на предмете окружающий мир.
Ключевые слова: проектно-исследовательская работа, краеведение, краеведческий материал, младший школьник, окружающий мир.
Краеведение даёт много для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою родину. Таким образом, основная цель вопросов по краеведению — способствовать духовно — ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, патриотизм.
В школе вопросы по краеведению рассматриваются на всех уроках, для того чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, это учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Исследовательская деятельность школьника — это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования — это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.
Целью организации исследовательской деятельности по краеведению является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитиелогического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формированиенаблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита проекта. Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.
Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах будет способствовать:
— формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир;
— углублению и систематизации знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях);
— развитию личности младших школьников в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сферах;
— воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.
В настоящее время процесс обучения все чаще связывается с освоением детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектно-исследовательская деятельность. Эту деятельность можно осуществить учителю начальных классов по преподаванию учебного предмета «Окружающий мир».
Изучая учебный предмет «Окружающий мир», мы сталкиваемся с изучением своего родного края.
В разделе «Что и кто?» в 1 классе есть проектная работа «Моя малая родина», ребята здесь описывают свою деревню, село, показывают достопримечательности. Во 2 классе изучают тему «Профессии людей», где обучающиеся рассказывают о профессиях своих родителей.
Во время изучения темы «Твоя семья. Семейные традиции» ученики были вовлечены в исследовательский проект «Моя родословная». Целью данной работы было ознакомление с семейным архивом, выяснение фактов из истории родословной, ответ на вопросы: кто я? откуда и кто мои предки? Основными источниками информации были рассказы родственников, дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. В ходе исследования обучающие составили генеалогическое древо своей семьи.
В учебном предмете «Окружающий мир» в 4 классе есть темы «Наш край», «Поверхность нашего края», «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства». Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить изучение тем на основе принципов «от близкого к далёкому». Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах.
Краеведческий подход к изучаемым темам усиливает интерес учеников, поднимает эмоциональное состояние. Знакомство учеников с использованием местных природных богатств на благо народа укрепляет их любовь к своей родине. Изучая тему «Кем и чем гордится Россия?», мы работали над проектом «Кем гордится твоё село?». В нашей школе учились такие великие люди, как С. А. Вишневский, Г. Р. Копцев, Л. П. Грузов, Н. Ф. Рыбаков, С. А. Селин.
Обучающиеся проводят кропотливую исследовательскую работу: просматривают имеющийся материал в музее, в библиотеке, опрашивают жителей поселка, записывают их воспоминания.
Результатом проектно-исследовательской деятельности являются публичные выступления на общешкольной научно-практической конференции «Мои первые исследования». В отличие от «взрослой» конференции, нужно создавать ситуацию успеха для каждого обучающего. Работы, независимо от их качества, нужно обязательно хвалить, чтобы у них появилось желание продолжить эту проектно-исследовательскую деятельность. Мы являлись победителями и призерами муниципальных, республиканских конкурсов проектных работ.
Таким образом, проектная деятельность — сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей. Образно говоря, окружающая жизнь — краеведение.
В дальнейшем планируем продолжить работу по изучению истории семьи, родного края. Это увлекательно и интересно.
Литература:
- Головко Е. В. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся по курсу «Окружающий мир»// Начальная школа. 2017 № 4.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. — Самара: Издательство «Учебная литература»
- Сизова Р. И., Селиманова Р. Ф. Учусь создавать проект Методическое пособие для 3 класса/ Сизова Р. И., Селиманова Р. Ф. — М.: Издательство РОСТ. -117 с.
- ПекпаевА. А. Родной край: Учебное пособие по природоведению для учащихся III-IV классов школ Марийской ССР.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.-112с.:ил.