В статье рассмотрены особенности подверженности страхам детей дошкольного возраста в современных социально-политических условиях. По мнению автора, на данном этапе преобладает все же высокий и средний уровень подверженности страхам в группе, поэтому общую подверженность можно охарактеризовать как повышенную. Актуализируются страхи войны и потери близких. Делается вывод о необходимости комплексной психолого-педагогической поддержки детей с подверженностью страхам.
Ключевые слова: страхи, подверженность страхам, психотерапия, психокоррекция.
Современный ритм жизни порождает множество опасностей, стрессов и конфликтов. Особенно незащищенной в этой связи оказывается психика человека, еще только вступающего в этот мир. Детская психика реагирует на реалии окружающего мира порождением всевозможных страхов и комплексов, которые, если не бороться с ними, подтачивают душу человека, не дают ему достигнуть полноценной самореализации. Детский страх нельзя высмеивать, но бороться с ним необходимо.
С целью уточнения специфики подверженности страхам детей дошкольного возраста нами было проведено диагностическое исследование.
В исследовании приняло участие 30 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет.
Рассмотрим результаты диагностического исследования среди детей дошкольного возраста.
Так, реализация диагностического инструментария показывает определенные особенности подверженности страхам в данной возрастной группе.
В первую очередь, было проведено исследование по методике для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой.
Какие же страхи вызывают наибольшее опасение у детей?
В таблице 1. Представлены группы страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1
Группы страхов у детей старшего дошкольного возраста
Основные группы страхов |
Уровень подверженности в % |
1) Медицинские страхи — боль, уколы, врачи, болезни; |
10 % |
2) Страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; |
22 % |
3) Страх смерти; |
14 % |
4) Боязнь животных; |
13 % |
5) Страхи сказочных персонажей; |
20 % |
6) Страх темноты и кошмарных снов; |
16 % |
7) Социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; |
9 % |
8) Пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств) |
6 % |
Рис. 1. Уровень подверженности различным группам страхов у детей старшего дошкольного возраста
В данных группах наиболее часто встречаются следующие виды страхов:
– страх оставаться дома одному;
– страх своей смерти;
– страх смерти близкого человека (родителей, бабушек, дедушек и т. д.);
– страх военных действий;
– страхи наказания;
– страхи мифических персонажей (Баба Яга, домовой, чудовища и т. д.);
– страх огня или пожара;
– страх перед медицинскими процедурами (уколы, посещение стоматолога).
Исследование показывает, что, среди прочего, дети значительно подвержены воздействию вымышленных образов и вызываемых ими эмоций. Это связано с тем, что в данный возрастной период неразрывно связаны образное мышление, телесные ощущения, эмоциональные переживания и реакции. Представления ярких образов сказочных и мультипликационных персонажей, фантастических киногероев вызывают у детей в старшем дошкольном возрасте интенсивные переживания страха, нарушения сна и другие негативные явления.
При этом важно отметить, что тревожные фантазии могут проявляться у дошкольников настолько сильно, что начинают доминировать даже в состоянии бодрствования, что приводит к восприятию самых безобидных предметов как опасных (например, ножницы Фредди Крюгера, метла Бабы Яги, плащ Дракулы).
Страх смерти также начинает проявляться. В т. ч. он находит свое отражение через фантастические или сказочные страхи. Действительно, начиная со старшего дошкольного возраста, дети склонны проявлять страх смерти, но зачастую косвенно.
Как видим, наиболее низкие показатели у страхов, которым подвержены, напротив, взрослые люди. Так, дети мало боятся возможности нападения бандитов, заболеть или заразиться каким-либо заболеванием, мало распространены страхи замкнутого пространства, высоты и т. д.
Однако, учитывая современную политическую остановку, нам было интересно отдельно проследить частоту проявления страха военных действий у детей. Конечно, надо понимать, что дети далеки от политики, тем не менее, они не находятся в информационном вакууме, смотрят телевизор, слушают разговоры взрослых.
Так вот, страх военных действий в «черном» домике (как один из актуальных страхов) обозначили 13 % детей, что говорит о высокой актуальности данного фактора формирования подверженности страхам. При этом, надо еще раз оговориться, что этот страх — это нетипичный «детский» страх, тем не менее, к сожалению, политическая повестка не обходит стороной даже детей дошкольного возраста.
Более того у значительного количества наблюдаем корреляцию страха военных действий и страха потери родителей (т. е. данные страхи названы в одном ряду). Является ли эта корреляция взаимной — невозможно совершенно точно утверждать по материалам исследования (т. к. требуются дополнительные замеры), но она весьма вероятна.
Далее рассмотрим результаты по тесту «Нарисуй свой страх».
По результатам тестирования можно выделить следующие группы страхов (подробная таблица с результатами диагностики представлена в Приложении 2):
1) страх потери близких — 18 % респондентов;
2) страх больших животных — 18 % респондентов;
3) страх нападений — 17 % респондентов;
4) страх военного конфликта — 17 % респондентов;
5) иные различные страхи — 20 % респондентов.
Рис. 2. Виды страхов у детей старшего дошкольного возраста
Среди иных страхов выделяют страх самолетов, машин, одиночества и темноты — т. е. вполне типичные детские страхи. Сюда же попадает и страх больших животных, поэтому не случайно данный страх повторяется у многих респондентов.
Рис. 3. Примеры изображения детьми старшего дошкольного возраста своих страхов
При этом, как и в предыдущем тесте, страх военного конфликта и страх потери близких выделились в качестве отдельного сегмента (их выделяют 17 и 18 % детей соответственно), что подтверждает актуальность данных факторов при формировании подверженности страхам у респондентов.
По материалам проведения опросника А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» ставилась также цель определение страхов, присущих старшему дошкольному возрасту.
Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов.
Подсчитывается количество указанных ребенком страхов: 0–12 — низкий уровень подверженности страхам; 13–15 — средний уровень подверженности страхам; 16–29 — высокий уровень подверженности страхам.
По результатам тестирования можно отметить следующие результаты:
Высокий уровень подверженности страхам демонстрируют 33 % респондентов. Данный результат предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим.
Средний уровень подверженности страхам демонстрируют 38 % респондентов, что предполагает достаточную общительность, ненапряженность, быстроту ответов на вопросы.
Низкий уровень подверженности страхам демонстрируют 29 % респондентов. Этот результат характеризуется наименьшей тревожностью, ненапряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.
Рис. 4. Подверженность страхам детей старшего дошкольного возраста
В целом настораживает, что преобладает все же высокий и средний уровень подверженности страхам в группе, поэтому общую подверженность можно охарактеризовать как повышенную.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что по тесту «Страхи в домиках» и тесту «Нарисуй свой страх» мы наблюдаем как наличие (само по себе), так корреляцию таких страхов у детей, как страх военного конфликта и страха потери родителей.
Необходимо отметить, что примерно с 4–5 лет дети воспринимают военные действия более-менее осознанно (что «есть какие-то очень нехорошие люди и они хотят хотят их убить»). Но обычно до 6–7 лет дети еще не понимают необратимости смерти: что если умер, то это навсегда. С 7 лет дети уже понимают, что это другая страна, которая с нами воюет. То есть понимают уже примерно так, как взрослые, только пока не понимают реальность причин войны, но дети не задаются самими этим вопросом.
У тех детей, кто непосредственно находится под угрозой жизни, более острые состояния. Для них характерны грубые нарушения сна, ночные кошмары. Для беженцев характерны менее острые проявления, но тоже очень негативно влияющие на дальнейшее развитие личности. Это совершенно одинаково и у тех, и у других. Потому что теряется ощущение безопасности мира. Это называется «базовое доверие к миру», представление о том, что мир в целом — благоприятное, относительно безопасное место. Это представление исчезает.
Даже у тех детей, кто не пострадал от конфликта непосредственно, наблюдается вторичная травматизация, или иногда она называется «информационная травматизация», — например, когда родственники ребенка оказались в этой ситуации. Он ставит себя на их место, и эмоциональное состояние может быть аналогично тем, кто это реально переживал в собственном опыте.
Неоспорим тот факт, что ситуация военного конфликта является стрессовым событием для детей и вызывает у них постоянный комплекс негативных эмоций.
Таким образом, диагностическое исследование актуализирует разработку программы по преодолению страхов у детей.
Литература:
- Акопян Л. С. Демографическая специфика детских страхов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2010. — № 1. — С. 50–55.
- Алиева Н. Г. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2016. — № 1 (6). — С. 214–215.
- Арефьева Т. А. Преодоление страхов у детей / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. — М.: Психология, 2009. — 311 с.
- Богданова С. Г. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии / С. Г. Богданова, Н. В. Тарханова, Ю. С. Филютович // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 9–17.
- Захаров А. И. Детские неврозы. — СПб.: Респекс,2010. — 192 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.