В статье рассматривается важность развития у младших школьников универсальных учебных действий, для успешного усвоения новых знаний и компетенций и предлагает использовать педагогический метод визуализации как наиболее продуктивное средство для формирования познавательных учебных действий у младших школьников. Использование различных средств визуализации: интеллект-карты, графические схемы, таймлайны и другие, способствует успешному формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова : учебная информация, средства визуализации, ребенок, урок.
Переход на новые федеральные образовательные программы начального общего образования актуализировал проблемы и задачи нынешней системы начального образования: сформировать у младших школьников систему универсальных учебных действий, дающих возможность ученикам самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться [7].
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Данная задача несомненно стоит перед каждым учителем.
Но также возникает проблема, как наиболее успешно формировать у младших школьников познавательные универсальные учебные действия? На наш взгляд, более продуктивным решением этой проблемы будет применение педагогического метода визуализации, так как это позволяет осуществлять для решения учебных задач операции сравнения и классификации; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач; установление причинно-следственных связей; делать обобщения, выводы; анализ, синтез; извлечение нужной информации [2].
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений.
Анализ научно-методической литературы И. Н. Васильева, О. Г. Сорока и педагогической практики позволил выделить конкретные средства визуализации учебной информации для младших школьников:
Скрайбинг — это визуализация информации с помощью графических символов, которые просто и наглядно отображают свое содержание и внутренние связи. Схемы активно используются как часть технологии развития критического мышления обучающихся [5].
Интеллект-карта (карты мышления, ментальные карты, карты ума, ассоциативные карты) — это графический способ представления идей, понятий, информации в виде карты, состоящей из ключевых и второстепенных тем. Это означает, что это инструмент для конструирования идей, планирования времени, запоминания больших объемов учебного содержания и мозгового штурма [3].
Таймлайн — это временная шкала, отрезок, на котором события рисуются в хронологическом порядке. Хронологии или ленты используются для формирования у учащихся системного представления об исторических событиях, для работы с биографиями или произведениями. Лента времени помогает участникам управлять проектами, т. е. видеть и отмечать стадии реализации проекта, сроки его завершения [1].
Инфографика — это графический способ представления информации, материалов и знаний. Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в сжатой и понятной форме [4].
Обобщая сказанное можно сделать вывод, о том, что при применении средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе у учащихся повышается интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности и динамичности, младшие школьники более четко и правильно выполняют поставленную перед ними цель.
Системное использование средств визуализации на уроках позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует росту инициативности школьников, повышению внимания, снижает утомляемость. Учитываются особенности современного ребёнка (клиповое мышление, кратковременная память, фрагментарное восприятие информации).
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г.Асмолов — Москва: Просвещение, 2020. — 151 с. — ISSN 0027–7371-Текст: непосредственный.
- Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников/ Москва, «Просвещение», «Владос». 2019. — ISSN 2227–7358-Текст: непосредственный.
- Визуализация обучения как средство развития учебных способностей в начальной школе — URL: https://www.ikt1793.ru/мой-блог/визуализация-обучения-как-средство-развития-учебных-способностей-в-начальной-школе/ (дата обращения: 29.11.2023) — Текст: электронный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — URL:https://fgos.ru (дата обращения: 25.03.2024). — Текст: электронный.
- Федеральная образовательная программа начального общего образования -https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18–05–2023-pod-372 (дата обращения: 25.04.2024). — Текст: электронный.