Спортивный тимбилдинг — современная технология обучения для повышения физической активности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.09.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Крамаренко, Н. М. Спортивный тимбилдинг — современная технология обучения для повышения физической активности / Н. М. Крамаренко, Ю. С. Михалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117921/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время одной из наиболее важных проблем на занятиях по физической культуре является то, что хорошо известно педагогам — дети затрудняются проявлять взаимопомощь, принимать решения, работать в команде в силу своих возрастных особенностей, когда коммуникативные, организаторские и эмпатийные умения находятся только на стадии становления.

Ключевые слова: тимбилдинг, спортивный тимбилдинг, подвижные игры, командообразование.

Сохранение и укрепление здоровья детей–главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ), в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни» (глава 4, статья 41) [7]. Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением ФГОС.

Развитие двигательной активности у дошкольников в наше время актуально, потому что ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития детей.

В ходе подвижных игр, в которых каждый сам за себя, неоднократно наблюдалось за тем, что некоторые малыши порой попросту боятся быть пойманными, быть более быстрыми и ловкими, чем другие, очень эмоционально принимают проигрыши. По причине неустойчивости и ранимости детской психики такие игры нередко заканчиваются ссорами между детьми, обидами и слезами, нежеланием продолжать участвовать в игре. Поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку из-за потери веры в свои силы.

Принимая во внимание вышеизложенные факты в поиске эффективного способа решения возникающих подобных педагогических ситуаций, объединяя знания психологии и спорта, возникла идея апробировать в физкультурно-оздоровительной работе с детьми спортивный тимбилдинг.

Тимбилдинг (англ. Team building ) — это построение команды или командообразование — мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений. Иными словами, детский тимбилдинг — это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду. Т. е. детский тимбилдинг — это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого ребенка, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.

Спортивный тимбилдинг — это построение и сплочение команды на основе спортивных игр, которые помогают понять ценность взаимных усилий.

Игры на командообразование могут проводиться в рамках детского тимбилдинга с подключением воспитателей, музыкальных руководителей, с использованием анимационного, игрового оборудования в соответствии с познавательно-развлекательными программами. Этот формат, на мой взгляд, вполне приемлем для проведения праздничных мероприятий в детском дошкольном учреждении.

С помощью тимбилдинга малыши начинают понимать, что такое командный дух. Тимбилдинг воспитывает у детей эмпатию, так как они учатся понимать и считаться с особенностями друг друга. Ребята начинают общаться, находить компромиссы, принимать чужое мнение, высказывать свое. Благодаря тимбилдингу дети приобретают уверенность в себе и целеустремленность, начинают чувствовать свою собственную значимость.

Основными принципами , при использовании спортивного тимбилдинга, являются следующие:

– взаимозависимость всех участников, которая создана на основе единой цели, распределенных функций, общего инвентаря, одного поощрения на всех;

– личная ответственность, как за свои успехи, так и за успехи товарищей;

– равная доля участия каждого;

– рефлексия — обсуждение качества командной работы, эффективности взаимодействия с целью выявления ошибок и не повторения их в будущем.

Первым шагом на пути к реализации выбранного средства по командообразованию стало составление картотеки игр. Приведу пример одной из них.

Яркий красочный отрез ткани здорово подходит для объединения детей в команду. Для тихих и застенчивых детей игры с отрезом ткани дают возможность постепенного присоединения к компании. Активные ребята, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом, что позволяет задавать равнозначные позиции: нет первых и нет последних.

Игра «Не урони мяч». Держась за края яркой ткани и создавая «волны», мальчики и девочки катают по его поверхности мячик, регулируя свои движения таким образом, чтобы не дать мячику упасть за ее пределы. Не беда, если мячик упадет на пол. Важно то, что дети бок о бок стараются не дать ему упасть, сообща согласовывают свои действия с партнерами, параллельно общаются, немедля дают советы друг другу.

Наряду с составлением картотеки игр были подобраны игры разной подвижности и игры-эстафеты, направленные на развитие способности команды организовываться в ситуациях, требующих слаженных совместных действий, способствующие сплочению детского коллектива, формированию командных навыков, воспитанию командного духа.

Новый подход к образованию открывает широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания, целью которого является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, ее слагаемые — крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития их двигательных способностей, умений и навыков в области физической культуры. В поиске средств решения данной проблемы обратились к различны авторам.

Активное использование спортивного тимбилдинга в физкультурной работе дает основание констатировать, что дети становятся более организованными, дружными и внимательными по отношению друг к другу. В таких играх нет успешных или неуспешных участников, оценивается конечный результат. В процессе складывающегося коммуникативного взаимодействия ребята проявляют взаимопомощь, дают советы, сопереживают трудностям и радуются удачам товарищей, что безусловно является наглядным показателем сплоченного коллектива. Возможности одного в соединении с возможностями остальных — это настоящая сила!

Отдельно следует отметить робких и застенчивых игроков, которые в командных играх раскрепощаются, начинают верить в себя, раскрывают свой потенциал. Веселое участие в команде с друзьями, а не в одиночку, позволяет навсегда уйти переживаниям о возможном поражении. Ведь вместе, как известно, не страшно!

Таким образом, на позитивном общении — эффективный способ активизации двигательной деятельности у детей дошкольного возраста и развития интереса к проявленная взаимопомощь и взаимовыручка, дружное и согласованное прохождение всех спортивных испытаний обязательно приводит к успешному достижению побед. Положительный эмоциональный отклик ребят, радость и смех, а также огромный интерес, выражающийся в форме просьб и предложений детей поиграть в командные игры снова, дают стимул внедрять спортивный тимбилдинг в дальнейшую физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста. Детский тимбилдинг, основанный занятиям физической культурой и спортом, средство вовлечения детей в физкультурные мероприятия командной направленности. При правильной организации он превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент физически активного, психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Литература:

  1. Дресвянина А. М. Игры на сплочение детского коллектива / А. М. Дресвянина, Ю. В. Хамидулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1150–1151. — URL:https://moluch.ru/arhaive/90/18583/ (дата обращения: 08.11.2022).
  2. Морозова И. С. Особенности процесса командообразования в российских организациях / И. С. Морозова, А. С. Чумак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 36–38. — URL:https://moluch.ru/archiv/173/45737/ (дата обращения 08.11.22).
  3. Кочетова С. В. Тимбилдинговые мероприятия Спортивный тимбилдинг. — Педагогические науки. — Пермь. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/timbildingovye-meropriyatiya-sportivnyy-timbilding/viewer (дата обращения: 09.11.2022). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  4. Шкунова А. А., Булганина С. В., Яшкова Н. В. Командообразование как современный метод управления человеческими ресурсами в социальной сфере // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, № 3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/67EVN316.pdf (доступ свободный).
  5. Event Consulting Service: профессиональная организация корпоративных мероприятий: сайт. — Москва 2010–2022. — URL: https://www.eventcons.ru/timbilding/252-history.html (дата обращения: 06.11.2022). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, физическая культура, двигательная активность, детский коллектив, дошкольный возраст, друг, друг друга, командный дух, ребята.


Ключевые слова

подвижные игры, командообразование, : тимбилдинг, спортивный тимбилдинг

Похожие статьи

Задать вопрос