Финансовая грамотность: библиометрический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.09.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Баташова, В. К. Финансовая грамотность: библиометрический анализ / В. К. Баташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/archive/538/117924/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрен вопрос анализа публикаций по проблеме повышения уровня финансовой грамотности. Проводится анализ статей в российских журналах на предмет публикационной активности и основных направлений исследований по вопросам финансовой грамотности, результаты исследования сопоставляются с аналогичными зарубежными исследованиями. В результате исследования обозначены общие тенденции научной мысли и повышение популярности исследований по темам цифровой грамотности и финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, библиометрический анализ, цифровая грамотность, финансовая безопасность.

Вопрос повышения уровня финансовой грамотности синхронно с общемировыми трендами постепенно набирал значимость в Российской Федерации с начала 2000-х годов, что воплотилось в принятие Национальной стратегии повышения финансовой грамотности (с 2017 г.) и введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования (с 2021 г.), закрепивших финансовую грамотность в качестве формируемых с младшего школьного возраста компетенций.

Рассматриваемое быстрое закрепление значимости финансовой грамотности в процессе формирования личности на уровне национальных стандартов ставит в качестве актуального вопрос изучения тенденций изменения взглядов научного сообщества на финансовую грамотность и ее взаимосвязанные элементы. Одним из методов проведения подобных исследований является библиометрический анализ, заключающийся в применении математического и статистического подхода к изучению публикаций по определенной тематике, популярность которого за последнее время существенно выросла за счет развития цифровых технологий и баз данных [1].

Применительно к финансовой грамотности можно отметить наличие ряда зарубежных библиометрических исследований, проведенных на основании международных баз данных «Scopus», «ProQuest», «Web of Science», «Google Scholar» и др. Анализ результатов последних исследований зарубежных авторов по библиометрическому анализу публикаций вопроса финансовой грамотности [4–9], позволяет выделить следующие глобальные особенности и тенденции в отношении финансовой грамотности как отдельной отрасли знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни:

1) бурный рост интереса научного сообщества и количества публикаций наблюдается с 2010 года, что может быть обусловлено влиянием мирового финансового кризиса, в результате чего в настоящий момент достигнута существенная зрелость в раскрытии понятия финансовой грамотности;

2) доминирующую роль в исследованиях по финансовой грамотности занимают США и ряд европейских стран;

3) основными областями, в которых систематически исследуется финансовая грамотность, являются экономика, финансы и социальные науки;

4) управление финансами и бюджетирование; личные и семейные финансы; финансовое благополучие, сбережения и пенсионное обеспечение; финансовые знания и обучение финансовой грамотности — эти наиболее часто используемые в публикациях ключевые слова указывают на основные темы проведенных исследований;

5) актуальными вопросами исследований последних лет являются вопросы обучения подрастающего поколения финансовой грамотности и навыкам ответственного финансового поведения с последующей оценкой их влияния на финансовое благополучие в старшем возрасте.

К основному недостатку исследований на основе международных баз можно отнести охват ими информации ограниченного числа наиболее качественных публикаций в российских журналах (как правило, включенных в ядро РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)), не позволяющих сделать всеобъемлющий вывод о тенденциях исследований финансовой грамотности в России. Анализ отечественной практики показал отсутствие на середину 2024 года каких-либо значимых исследований российских научных публикаций в области библиометрического анализа вопроса финансовой грамотности.

Целью настоящего исследования являлся анализ состояния и тенденций изучения проблематики вопроса финансовой грамотности в публикациях российских журналов, в качестве материала для которого выступили научные статьи, опубликованные с 2000 года до момента проведения исследования (август 2024 г.) в журналах российских издателей на русском языке, информация о которых размещена на портале «eLibrary». Отбор публикаций осуществлялся по точному соответствию ключевым словам «финансовая грамотность» в названии, аннотации либо ключевых словах анализируемой статьи. К полученным результатам отбора применялись методы библиографического анализа для получения данных о распределении публикационной активности по рассматриваемой тематике по годам, авторам, журналам и содержанию изучаемых проблем в области финансовой грамотности. Базой для определения изучаемых проблем и их классификации служили ключевые слова, имеющие непосредственную связь с исследуемой темой [2], и содержание аннотации, которая, как правило, в российских публикациях содержит кратное изложение материалов исследования [3].

Всего по результатам анализа публикационной активности установлено соответствие 3 028 научных статей указанным выше критериям, из которых 1 989 были опубликованы в журналах, входящих в РИНЦ. Незначительное число публикаций (82 статьи) относится к научным журналам, включенным в ядро РИНЦ, что подтверждает обозначенный выше риск ограниченности ранее проведенных зарубежных исследований применительно к ситуации в России. Дальнейший анализ проводился только по статьям из научных журналов, входящих в РИНЦ и ядро РИНЦ, распределение которых по временной шкале представлено на рис. 1.

Число публикаций по вопросам финансовой грамотности

Рис. 1. Число публикаций по вопросам финансовой грамотности

Представленные данные демонстрируют соответствие общему тренду, обозначенному в результатах зарубежных исследований, о росте интереса научного сообщества к вопросу финансовой грамотности после 2010 года с характерными всплесками активности в 2017 и 2021 гг., что соответствует времени принятия стратегии повышения финансовой грамотности и переходом на новые ФГОС. Таким образом, можно сделать вывод, что на текущий момент в отечественной научной мысли также достигнут существенный порог зрелости в раскрытии вопросов и понятия финансовой грамотности.

Основными областями, в которых на протяжении рассматриваемого периода подвергались исследованию проблемы финансовой грамотности, являлись экономика и педагогика, о чем свидетельствуют наибольшее число публикаций в журналах данной тематики. Первые 20 научных журналов с наибольшим число публикаций по примененным в исследовании методам отбора статей приведены в таблице 1.

Таблица 1

Источники публикаций на темы финансовой грамотности

Журнал

Тематика

Количество публикаций

Экономика и предпринимательство

Экономика. Экономические науки

67

Проблемы современного педагогического образования

Народное образование. Педагогика

57

Вектор экономики

Экономика. Экономические науки

30

Отечественная и зарубежная педагогика

Народное образование. Педагогика

23

Педагогический поиск

Народное образование. Педагогика

22

Вестник экспертного совета

Мультидисциплинарные журналы в области общественных и гуманитарных наук

20

Экономика и управление: проблемы, решения

Экономика. Экономические науки

17

Финансы и кредит

Экономика. Экономические науки

17

Ratio et Natura

Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки

17

Преподавание истории и обществознания в школе

Народное образование. Педагогика

16

Калужский экономический вестник

Экономика. Экономические науки

16

Актуальные вопросы современной экономики

Экономика. Экономические науки

16

Экономика и бизнес: теория и практика

Экономика. Экономические науки

15

Экономика устойчивого развития

Экономика. Экономические науки

15

Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций

Мультидисциплинарные журналы в области общественных и гуманитарных наук

15

Наука и Образование

Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки

14

Современное образование: наука и практика

Народное образование. Педагогика

14

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

Народное образование. Педагогика

14

Тенденции развития науки и образования

Мультидисциплинарные журналы по всем направлениям науки

12

Научно-методический электронный журнал «Концепт»

Народное образование. Педагогика

12

Из приведенных данных можно сделать вывод, что проблемы обучения и повышения уровня финансовой грамотности входят в число приоритетных направлений изучения отечественными исследователями. Большой вклад (при оценке по количеству цитирований) в исследование проблем финансовой грамотности на современном этапе внесли Аликперова Н. В., Белехова Г. В., Кузина О. Е., Половникова А. В., Рутковская Е. Л. и др. как самостоятельно, так и в партнерстве с другими исследователями. Активность авторов по примененным в исследовании критериям отбора статей, входящих в число авторов (соавторов) более 5 публикаций, приведена на рис. 2.

Публикации по вопросам финансовой грамотности по авторам

Рис. 2. Публикации по вопросам финансовой грамотности по авторам

Рост активности исследователей совпадает с принятием стратегии повышения финансовой грамотности и сохраняется до настоящего времени, что свидетельствует о глубоком погружении в тематику проблем вопроса финансовой грамотности.

Для анализа изучаемых авторами статей вопросов из массива изучаемых статей были отобраны все статьи из журналов ядра РИНЦ, а также статьи из журналов не ядра РИНЦ с наибольшим числом цитирований по данным портала «eLibrary» (3 и более цитирования для статей 2023 года, 5 и более — 2022 года, более 10 — для статей 2021 года и ранее), что может характеризовать степень актуальности исследуемого вопроса. В полученной выборке из 277 научных статей был произведен анализ основного текста (без учета предлогов, вводных и общих для изучаемой темы слов) названия статьи, ключевых слов и аннотации на основе сравнения их лемматического содержимого (нормализации и приведение к начальной форме) и выделения общих вхождений с использованием языка программирования Python. Результаты проведенного анализа приведены на рис. 3.

Ключевые темы исследований по вопросам финансовой грамотности

Рис. 3. Ключевые темы исследований по вопросам финансовой грамотности

Представленные данные демонстрируют, что этап становления в проблеме изучения финансовой грамотности пройден и место вопроса формирования ее основ постепенно занимают вопросы оценки сформированного уровня финансовой грамотности и его дальнейшего повышения. Аналогично результатам зарубежных исследований можно отметить акценты на подрастающее поколение и их обучение элементам финансовой грамотности. В то же время, анализ отобранных публикаций свидетельствует о дефиците внимания исследователей к младшему школьному возрасту и смещение фокуса на более старшие поколения. Таким образом, разработка программ и методик обучения основам финансовой грамотности на уровне начального образования, в том числе через интеграцию в существующие предметы, представляется перспективным направлением дальнейших исследований. Особо необходимо выделить рост популярности таких направлений исследований, как финансовая культура, цифровые технологии и финансовая безопасность, что актуально в условиях активно изменяющихся современных технологий и способствует долгосрочному закреплению финансовых навыков в качестве жизненно необходимых.

Подводя итоги исследования, можно отметить сопоставимость современного состояния изучения проблемы финансовой грамотности в исследованиях отечественных авторов с аналогичными зарубежными исследованиями с незначительными отличиями в части направлений и тенденций изучаемых вопросов, что может быть обусловлено страновыми и культурными особенностями. Продолжение исследований и обсуждений по рассматриваемой тематике библиометрического анализа публикаций может быть направлено на включение в периметр анализа статей из журналов, не входящих в РИНЦ, а также углубленного анализа текстового содержания публикаций, что может позволить получить более детализированные данные по рассматриваемому вопросу.

Литература:

  1. Малахов В. А. Библиометрический анализ как метод науковедческих исследований: возможности и ограничения / В. А. Малахов // Науковедческие исследования. — 2022. — № 1. — С. 212–227.
  2. Особенности совмещения классификационных систем и формирования массива ключевых слов для определения пространства знаний по микробиологии / В. А. Цветкова, Т. Н. Харыбина, Ю. В. Мохначева [и др.] // Научные и технические библиотеки. — 2019. — № 11. — С. 25–43.
  3. Шутова Н. М. Аннотация к научной статье на английском и русском языках: сопоставительный анализ и проблемы перевода / Н. М. Шутова, И. Б. Померанец // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 13. — № 10. — С. 318–324.
  4. Financial Literacy — A Bibliometric Analysis / H. S. Bedi, A. K. Karn, G. P. Kaur, R. Duggal // Our Heritage. — 2019. — № 67(10). — p. 1042–1054.
  5. Goyal K. Financial literacy: A systematic review and bibliometric analysis / K. Goyal, S. Kumar // International Journal of Consumer Studies. — 2021. — № 45. — p. 80–105.
  6. Idris A. Theoretical Models of Financial Literacy: A Bibliometric Analysis and Literature Review / A. Idris, A. Rahmawati, A. Surwanti // Asian Journal of Business and Accounting. — 2023. — № 16(1). — p. 89–127.
  7. Lajuni N. Financial Literacy/Knowledge through financial education: a Bibliometric analysis / N. Lajuni, A. C. Wellfren, S. H. Samsu // Labuan Bulletin of International Business and Finance (LBIBF). — 2022. — № 20(2). — p. 66–80.
  8. Vijay Kumar V. M. Insights on financial literacy: a bibliometric analysis / V. M. Vijay Kumar, J. P. Senthil Kumar // Managerial Finance. — 2023. — № 49. — p. 1169–1201.
  9. Wahyuni S. Bibliometric Analysis: Financial Literacy and Financial Behavior / S. Wahyuni, R. Sukmadewi, S. Setiawati // eCo-Buss. — 2022. — № 5. — p. 732–752.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, народное образование, журнал, экономика, наука, анализ публикаций, направление науки, научное сообщество, публикационная активность, финансовая безопасность.


Похожие статьи

Задать вопрос