В исследовании анализируются современные подходы к высшему образованию в условиях технократизации и цифровизации. Особое внимание уделено проблемам отчуждения личности от образовательного процесса, неэффективности управления и недостаточной материально-технической оснащенности образовательных учреждений. Подчеркивается необходимость гуманитарно-антропологического подхода для сохранения культурных и духовных ценностей наряду с развитием профессиональных навыков. Рассматриваются недостатки компетентностного подхода и проблемы устаревших моделей управления. Исследование предлагает пути преодоления этих вызовов через модернизацию образовательных процессов и улучшение материально-технической базы вузов.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, цифровая экономика, материально-техническая база, управление.
The study analyses modern approaches to higher education in the conditions of technocratisation and digitalisation. Special attention is paid to the problems of alienation of personality from the educational process, ineffective management and insufficient material and technical equipment of educational institutions. The necessity of humanitarian-anthropological approach for the preservation of cultural and spiritual values along with the development of professional skills is emphasised. The shortcomings of the competence-based approach and the problems of outdated management models are discussed. The study suggests ways to overcome these challenges through modernisation of educational processes and improvement of material and technical base of higher education institutions.
Keywords: higher education, educational system, digital economy, material and technical base, management.
Человеческий ресурс в настоящее время встал на первое место. Воспитание молодежи и в их лице квалифицированных кадров — основополагающая задача любого государства. «Цифровая экономика задает принципиально иные тренды, ориентированные на подготовку специалистов качественно иного уровня» [5, с.14]. Отсюда, актуальность нашего исследования обусловлена значительными изменениями, которые проходят в высшем образовании, что является отражением результатов технократизации и цифровизации, охватывающей современное общество. Система управления высшим образованием также нуждается в модернизации, потому как устаревшие модели управления препятствуют внедрению новых стратегий и инновационных образовательных инструментов. Цель работы — рассмотреть проблемы технократизации и неэффективного управления высшим образованием.
М. Р. Илакавичус заявляет, что проблематика отчуждения личности от образовательного процесса, является результатом технократизации, охватившей современные подходы к высшему образованию. Компетентностный подход, несмотря на его эффективность в практическом аспекте, имеет несколько критических недостатков. Один из них — это потеря целостного восприятия личности обучающегося. Человек, погруженный в такую систему образования, может воспринимать себя лишь как функциональную единицу, лишенную культурных, социальных и духовных основ, которые играют важную роль в формировании зрелой и ответственной личности. Этот вызов находит свое отражение и в рамках отечественных образовательных традиций, где всегда уделялось значительное внимание связи между образованием и культурой общества [4].
Анализируя труды М. Р. Илакавичуса, мы пришли к выводу, что решением представленной проблемы выступает смещение акцентов в сторону гуманитарно-антропологического подхода. Он помогает противостоять отчуждению личности от образовательного процесса за счет акцентирования на ценностно-смысловых аспектах образования. В рамках этого подхода не просто формируются компетенции, но и создаются условия для самоопределения личности, ее осознания своего места в профессиональном и общественном пространстве. Это предполагает последовательное вовлечение студентов в процесс осмысления своей деятельности, что способствует интеграции профессиональных и личностных аспектов их жизни. Такой подход стремится сохранить баланс между развитием профессиональных навыков и поддержанием культурных ценностей и духовных ориентиров, что особенно важно в условиях современной России.
В. А. Белик в своем исследовании акцентирует внимание на нынешних неэффективных управленческих подходах в сфере высшего образования. Устоявшийся фрагментарный подход к управлению качеством выступает проблемой, которая выливается из недостатка стратегического планирования. В большинстве случаев образовательные учреждения не руководствуются миссией или видением на уровне конкретных образовательных программ. Этот фактор создает препятствия для повышения уровня профессиональных компетенций выпускников, так как акцент делается только на знания, без оценки навыков и умений студентов. В результате, качество образования оценивается односторонне, что снижает конкурентоспособность выпускников на глобальном рынке труда. Это требует от образовательных учреждений разработки новых образовательных программ, включающих элементы практического обучения, курсы переподготовки, тренинги и другие формы дополнительного образования. Такие изменения не должны в вакууме затрагивать только сами образовательные программы, но и саму систему управления образовательными процессами, что требует пересмотра организационной структуры, внедрения эффективных стратегий управления персоналом и использования современных технологий для оптимизации учебного процесса [2].Для решения представленных вызовов, следует обратиться к мировым практикам развитых стран. Среди них особо выделяются концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), европейские стандарты качества образования и Методология «шести сигм».
Обеспечение всем необходимым для обучения — является важным шагом для удержания внимания и заинтересованности студентов к обучению. Но по сей день существует проблема, где многие образовательные учреждения в России до сих пор не обладают достаточной материально-технической базой для эффективной цифровизации. Разработка интеграционных платформ и внедрение виртуальной реальности для моделирования реальных ситуаций остаются больше в теории, чем на практике. Это создает значительный разрыв между необходимыми компетенциями, которые требуют от выпускников современные работодатели, и возможностями, которые предоставляет образовательная система. Такой дисбаланс сдерживает прогресс и не позволяет системе образования эффективно адаптироваться к вызовам цифровой экономики.Причиной тому то, что в нашей стране не всегда достаточно финансирования и внимания со стороны властей для полноценного внедрения инновационных образовательных инструментов, таких как геймификация или 3D-моделирование [6].
«Стремительное развитие технологий, социальной и экономической жизни общества неизбежно ведет к изменению подходов к образованию на всех его уровнях»[3, с.134]. Изменения неизбежны. «И высшие учебные заведения, игнорирующие влияние времени, не разрабатывающие и не внедряющие инновации в образовательный процесс, теряют конкурентные преимущества» [1, с.62]. Анализ исследований последних лет выделил основные из проблем, с которыми сталкивается такой переход: технократизация образовательного процесса, устаревшие методы управления и недостаточная интеграция инноваций. Решение данных проблем лежит в переосмыслении целей и подходов к образованию. Будущее высшего образования должно основываться не только на подготовке квалифицированных специалистов, но и на формировании целостных, социально ответственных личностей. Важно помнить, что образование — это не просто инструмент для удовлетворения потребностей рынка труда, но и мощный фактор культурного и социального развития общества. Сочетание гуманитарных ценностей и технологических достижений способно обеспечить устойчивое развитие образовательной системы и успешную интеграцию студентов в динамичный мир будущего.
Литература:
- Алексеева, П. М. Роль инноваций в повышении качества образования в высшей школе / П. М. Алексеева, С. Ю. Андрейцо, Е. В. Болотина // Вестник педагогических наук. — 2024. — № 2. — С. 59–63.
- Белик В. А. Современные подходы к управлению высшим образованием для обеспечения качества образовательных услуг //Педагогика и психология: теория и практика. — 2023. — №. 1. — С. 29.
- Буренина И. В. и др. Инновационные подходы в образовании: тенденции и передовой опыт //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2021. — №. 4 (38). — С. 132–140.
- Илакавичус М. Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования //Образование и право. — 2023. — №. 2. — С. 291–295.
- Клочкова Е. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации //Открытое образование. — 2019. — Т. 23. — №. 4. — С. 13–22.
- Хрусталева Н. В. Современные подходы к управлению образованием в условиях цифровой экономики //Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — №. 2–2. — С. 303–309.