Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники, ДОУ, ФОП ДО, ФГОС ДО .
Патриотизм — это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подавить, нельзя заставить любить. Можно сделать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать если хочет быть человеком.
В. В. Путин
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма у дошкольников. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных способностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.
В пункте 14.1 ФОП ДО говорится, что программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества-жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного нам материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Дошкольный возраст— это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Проблема патриотического воспитания приобрела актуальность давно. Устранение данной проблемы представляется возможным посредством возрождения национальной культуры, привития молодому поколению общественно значимых ценностей, приобщение к народным традициям и обычаям, что и практикуется в нашем ДОУ.
В раннем дошкольном возрасте привитие ценностей реализуется посредством дидактических игр: «Собери матрешку», «Покорми птичку» пальчиковая игра «Салют».
Такие игры направленны на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В этом возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, так как, через игру ребенок познает окружающий его мир.
Также в воспитании патриотизма немалую роль играют сказки, потешки, которые дети с удовольствием слушают. Когда ребенок только приходит в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте.
У каждого народа свои сказки, но все эти сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Так, например, читая сказку «Курочка-Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок»- дружеские отношения. Но воспитывать патриотизм можно не только на русских народных сказках, на и на ионофоных. Так, например, сказки алтайского народа «Ячменное зерно», «Медвежий подарок» воспитывают у детей доброжелательное отношение к людям, желание помогать друг другу независимо от национальности, обычаев, взглядов. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быта народа, рассказывают о природе, животном мире.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеется, что воспитали патриота. Очевидно, что если педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждён приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 25.11.2024 № 1028