В статье особое внимание уделено исследованию принципов и особенностей организации работы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что она имеет прямое отношение к государственному управлению на местном уровне на территории Российской Федерации. В данной статье не только рассматриваются принципы и особенности работы системы органов местного самоуправления, но и определяется роль в благополучном и ускоренном развитии различных территорий в соответствии с представлением об этом со стороны органов государственного управления в целом.
Ключевые слова: местные органы власти, местное самоуправление, система органов местного самоуправления, принципы, особенности.
Работа органов местного самоуправления заключается в стремлении обеспечить должный уровень благополучия населения и активное развитие местного сообщества на конкретных территориях через осуществление грамотного управления им и проектами, реализуемыми внутри него. Следовательно, вытекает необходимость понимания роли местного самоуправления в жизни всего населения, а также принципов организации их деятельности и особенностей, которые обуславливают реализацию их функциональных полномочий.
Исходя из трудов известных отечественных авторов, роль местного самоуправления многогранна. Она может быть определена через его функции, которые подробно раскрыты в таблице 1.
Таблица 1
Функции органов местного самоуправления в Российской Федерации [1]
Функция |
Сущность |
Управление муниципальной собственностью |
Подразумевает под собой осуществление различных операций с имуществом, находящимся в собственности органов местного самоуправления |
Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета |
Подразумевает под собой процесс определения, распределения и перераспределения доходов и расходов местного бюджета в стремлении их оптимизации, минимизации или максимизации в соответствии с интересами территории |
Установление местных налогов и сборов |
Подразумевает под собой установление и взимание налогов и сборов на местном уровне в соответствии с закрепленными по этому поводу в налоговом законодательстве РФ приложениями |
Осуществление охраны общественного порядка |
Подразумевает под собой организацию и поддержание правопорядка на территории, закрепленной за органами местной власти, а также предотвращение и пресечение преступлений и правонарушений с целью обеспечения высокого уровня безопасности местного населения |
Из анализа таблицы видим, что все функциональные полномочия органов местного самоуправления позволяют считать их одним из важнейших звеньев в системе государственного управления, от эффективности работы которого во многом зависит скорость и качество развития местного сообщества, а также его уровень благосостояния. Подчеркнем, что в таблице 1 прописаны не все функциональные полномочия органов местного самоуправления, а лишь те, которые имеют особое значение в рамках территориального развития и обустройства общественной жизни.
В то же время, роль органов местного самоуправления, по утверждениям, прописанным в Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в статье — ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) заключается в осуществлении полноценной и всеобъемлющей власти в пределах, заложенных на законодательном уровне, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей местного населения, а также с целью развития социально-экономической среды на местном уровне [2]. В законе четко сказано, что органы местного самоуправления реализуют комплекс функциональных полномочий, которые позволяют им осуществлять организационные мероприятия практически во всех сферах общественной жизни, а также реализовывать различные программы и проекты, которые направлены на усиление собственных позиций и трансформацию общественных устоев в рамках российского законодательства.
Определив роль органов местного самоуправления в развитии территорий, а также рассмотрев их функциональные полномочия, ложащиеся в основу, можно утверждать, что организация их бесперебойной и высокоэффективной работы должна происходить на основании определенных принципов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Все эти принципы, кроме того, должны быть обязательны к рассмотрению, так как именно они способствуют не только достижению определенных результатов в рамках работы органов местного самоуправления, но и способствуют организации системы органов местного самоуправления, как таковой.
В специальной литературе сложно найти отдельные крупные исследования, посвященные проблеме выделения основных принципов работы органов местного самоуправления с позиции российского законодательства, по сколько до сих пор среди ученых и практикующих специалистов нет единого представления о том, как правильно должна быть организована работа местных органов власти, что приводит к усложнению коммуникационных процессов между ученой и реальной практикой работы местных органов самоуправления. Вышеописанная ситуация является первой и одной из самых главных особенностей организации работы органов местного самоуправления в РФ.
В научных трудах Бондаря Н. С. говорится, что в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность с ориентацией на следующие ключевые принципы:
— население вправе самостоятельно принимать решения по вопросам местного самоуправления (ст. 12 и ст. 30 Конституции РФ);
— органы местного самоуправления должны быть обособлены в системе управления обществом и государством (ст. 12 Конституции РФ);
— органы местного самоуправления и их представители должны нести ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
— местное самоуправление имеет гарантию права на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ) и т. д. [3].
Помимо описанных выше принципов применяются и другие, которые также закреплены в Конституции РФ и присущи деятельности органов власти на всех уровнях. В таком случае, еще одной особенностью организации работы органов местного самоуправления в РФ является то, что в ее основу ложатся не только специальные, но и общие принципы организации работы, которые напрямую относятся в целом к государственному управлению (например, в рамках своей деятельности органы местного самоуправления должны ориентироваться на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на гласность и прозрачность принимаемых решений и т. д.).
Анализ трудов Султанова Е. Б. показал, что могут выделяться и иные принципы работы органов местного самоуправления, к числу которых можно отнести следующие:
— принцип самостоятельности (заключается в том, что органы местного самоуправления имею право на формирование собственных исполнительных органов власти, а также на принятие нормативных актов и решение вопросов местного значения);
— принцип гражданского участия в управлении на местном уровне (заключается в том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать активное участие граждан в принятии решений, а также обеспечивать должный уровень прозрачности и открытости своей деятельности);
— принцип ответственности (заключается в том, что органы местного самоуправления могут осуществлять свои функциональные полномочия исключительно в интересах местного населения и в обязательном порядке должны соблюдать установленные в отечественном законодательстве нормы и правила);
— принцип прямой демократии (заключается в том, что представители местных органов власти избираются населением территории, на которой они находятся и наделяются им определенным перечнем функциональных полномочий) [4].
Из их анализа вытекает и то, что особенностью работы органов местного самоуправления на территории Российской Федерации заключается в том, что они обладают многоуровневой структурой, которая включает в себя:
— сельское управление;
— городское управление;
— районное управление;
— региональное управление.
При этом, все компоненты структуры обладают своими функциональными полномочиями и зачастую подвластны друг другу, что позволяет им решать вопросы исключительно в пределах своих компетенций с ориентацией на нижестоящие органы власти (например, региональная система государственного управления должна в некоторых вопросах ориентироваться на потребности районных или городских органов управления).
Еще одна особенность организации работы местных органов самоуправления заключается в том, что они помимо широкого спектра функциональных полномочий имеют и ряд ограничений, которые не позволяют решать им вопросы в области обороны, внешней политики, федеральных финансов и т. д., которые непосредственно относятся к подведомственности федеральных органов власти и ни в коей мере не могут быть урегулированы на местном уровне.
В заключение отметим, что на сегодняшний день, вне зависимости от сложностей и количества трактовок понимания организации работы органов местного самоуправления, они являются важным компонентом системы государственного управления в РФ, поскольку позволяют власти децентрализовать свои полномочия и осуществлять управление на территориях муниципальных образований наиболее эффективным образом. Описанные же в статье принципы и особенности организации их работы указывают на неоднородность и специфичность органов местного самоуправления, а также на недостаточную проработанность законодательства в сфере их определения и наделения полномочиями, что само по себе является довольно серьезной проблемой, требующей решения в ближайшем будущем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024).URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/aa8e0893f28ab9d82f0bd76c8573b8dd2afb02e2/.
- Бондарь, Н. С. Муниципальное право Российской Федерации / Н. С. Бондарь, В. И. Авсеенко. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 384 c. — Текст: непосредственный.
- Султанов, Е. Б. Классификация принципов местного самоуправления / Е. Б. Султанов. — Текст: непосредственный // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2008. — № 5. — С. 73–79.