Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 08.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117969/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. Описаны компоненты самостоятельной работы. Выделены виды, уровни самостоятельной работы учащихся. Приводится пример памятки как средства управления самостоятельной работой учащихся по иностранному языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самоорганизация, самоуправление, самоконтроль, самооценка, памятка, опора.

Роль самостоятельной работы учащихся в изучении иностранного языка трудно переоценить. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, в ходе ее идет закрепление, углубление знаний, полученных в ходе аудиторной работы, проявляется интерес к творческой работе.

Г. В. Рогова под самостоятельной работой учащихся понимает «деятельность, предполагающую максимальную активность учащихся по отношению к предмету деятельности, в нашем случае иностранному языку, к осваиваемому материалу, что обеспечивает его прочное усвоение» [1, C. 224]. И. А. Зимняя определяет самостоятельную работу как «целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность» [2, C. 115].

При организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку необходимо соблюдать следующие требования (Г. В. Рогова):

  1. учащиеся должны осознавать цель выполняемой деятельности, цель конкретного задания (упражнения);
  2. учащиеся должны знать процедуру выполнения задания (упражнения), владеть рациональными приемами учебной деятельности;
  3. учащиеся должны уметь пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, учебный дидактический материал и т. д.);
  4. учащиеся должны уметь видеть опоры в материале заданий для преодоления трудностей в ходе самостоятельной работы;
  5. учитель должен предусмотреть адекватные дидактические условия для самостоятельного выполнения заданий (в классе, дома, в лингафонном кабинете).

Самостоятельная работа включает в себя следующие компоненты [3, C. 293]:

  1. самоорганизацию ;
  2. самоуправление ;
  3. самоконтроль ;
  4. самооценку .

Самоорганизация предполагает наличие у учащихся волевых усилий, внимания, мыслительной активности. Самоуправление подразумевает самодисциплину, развитие себя как субъекта деятельности. Самоконтроль предполагает саморегуляцию самостоятельной познавательной деятельности. Самооценка понимается как оценка самого себя как личности, своих возможностей и результатов своей деятельности.

Выделяются следующие виды самостоятельной работы по различным критериям [4, C. 143]:

1) по образовательной цели. Овладение:

— аспектами иностранного языка;

— видами речевой деятельности;

— социокультурными знаниями и умениями;

— компенсаторными умениями;

— учебно-познавательными умениями.

2) по средствам деятельности учащихся. Работа с:

— иноязычным письменным текстом;

— картинками;

— аудиоматериалами;

— видеоматериалами;

— компьютерными программами;

— графическими организаторами (опорными таблицами).

3) по характеру познавательной деятельности учащихся :

— воспроизводящая;

— полутворческая;

— творческая.

4) по форме деятельности :

— индивидуальная;

— парная;

— групповая.

5) по месту проведения :

— в классе;

— вне класса.

Выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий (Г. В. Рогова). На воспроизводящем уровне учащиеся пользуются опорами языкового характера. Учащимся предлагается чтение за образцом, списывание с учебника. На полутворческом уровне происходит перенос приобретенных знаний, навыков, умений на аналогичные ситуации. Здесь выполняются такие операции, как подстановка, трансформация. Творческий уровень предполагает решение более сложных коммуникативных задач, например: высказать свое отношение к содержанию прочитанного, составить аннотацию к тексту, подчеркивая его информативную ценность.

Дидактические средства, такие как памятки, опоры, помогают управлять самостоятельной работой учащихся.

Приведем пример памятки при обучении чтению на иностранном языке [1, C. 234].

Памятка

(«Тактика чтения»)

  1. При встрече с незнакомым словом — не останавливайся: дальнейшее изложение может внести ясность в понимание его значения, при этом старайся использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых упоминается в тексте.
  2. Постарайся догадаться о значении слова; языковая догадка возможна, если данное незнакомое слово:

— напоминает по своему звучанию или графическому образу слово родного языка;

— состоит из знакомых словообразовательных элементов;

— относится к интернациональным словам;

— включено в словосочетание, элемент/элементы которого тебе известны.

3. Слова, значение которых не удалось установить, найди в словаре. Для этого необходимо:

— знать условные обозначения, принятые в словаре (они даются в начале любого словаря), и его структуру;

— усвоить правила расположения слов в словаре, в частности тот факт, что место слова определяется не только первой буквой алфавита, но и последующими;

— уметь придать слову исходную словарную форму, отталкиваясь от его производной контекстной формы;

— выбрать нужное значение из имеющихся, проверить его соответствие тексту.

Один из способов контроля за процессом формирования приемов учебной деятельности — самоотчет учащихся. Приведем пример формы самоотчета учащегося при работе с иноязычной лексикой [5, C. 288].

Форма. Как нужно записывать английские слова и запоминать их написание?

Выбери из предложенных вариантов тот, который соответствует твоему способу.

    1. Читаю слово вслух.
    2. Называю его по буквам, обращаю внимание на особенности его написания.
    3. Закрываю глаза и мысленно пишу слово.
    4. Записываю его сразу по памяти в тетрадь.

II.

  1. Читаю вслух слово, обращая внимание на правила чтения, по которым оно читается.
  2. Называю его по буквам, обращая внимание на характерные особенности его написания.
  3. Закрываю глаза и пробую мысленно написать это слово.
  4. Сравниваю написанное мысленно с напечатанным в учебнике образцом.
  5. Записываю по памяти в тетрадь.
  6. Еще раз сверяю написанное слово с образцом.

III.

  1. Читаю слово вслух.
  2. Называю его по буквам.
  3. Списываю каждую букву слова в тетрадь.
  4. Сверяю написанное слово с образцом учебника.

Таким образом, самостоятельная работа является важным компонентом процесса обучения иностранному языку. Правильная организация самостоятельной работы учащихся способствует усвоению изучаемого материала и развитию творческих способностей учащихся.

Литература:

  1. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991. — 287 с.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М., 1991. — 222 с.
  3. Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. — Тольятти., 2021. — 329 с.
  4. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов н/Д., 2010. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, самостоятельная работа учащихся, слово, учащийся, III, написанное слово, памятка, учебная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос