Подготовка дошкольника к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Трубкина, А. С. Подготовка дошкольника к школе / А. С. Трубкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117977/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные психолого-педагогические подходы, акцентирующие внимание на значении произвольного поведения, общения и мотивации ребенка. Подчеркивается ключевая роль родителей и педагогов, чья совместная работа направлена на создание оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка. Введение инновационных методик и активное участие родителей рассматриваются как залог успешной адаптации ребенка к школьной среде и его дальнейшего образовательного успеха.

Ключевые слова: дошкольный возраст, школа, учебный процесс, навык общения, способность ребенка.

«Подготовка ребенка к школе является важнейшей задачей образования и развития детей дошкольного возраста» [1, с.169].Рассматривая этот процесс через призму современных психолого-педагогических концепций, необходимо учитывать как когнитивные, так и аффективные, мотивационные и социальные аспекты развития ребенка, каждый из которых играет ключевую роль в формировании готовности к овладению школьной программой. Также, фундаментальную роль приобретает взаимодействие педагогов и родителей, чья совместная деятельность, основанная на принципах индивидуального подхода и систематического наблюдения, должна быть направлена на создание оптимальных условий для разностороннего развития личности ребенка, включающего в себя не только интеллектуальные и учебные навыки, но и способность к социальной адаптации, эмоциональной регуляции и произвольному поведению, что в конечном итоге определяет успешность перехода на следующий этап образования и дальнейшее формирование образовательной траектории. Из этого следует, что цель данного исследования — это обзор и анализ основных факторов, которые напрямую определяют успешность подготовки дошкольника к обучению к школе.

Дошкольный возраст непростое время для ребенка и работы с ним, где в исследовании С. В. Гани, он определяет как фундаментальный сенситивный период в развитии общих способностей ребенка. Однозначно, это так, потому как именно в этот период происходит интенсивное формирование личности ребенка, развитие его познавательных интересов и навыков общения, что обусловлено взаимодействием со взрослыми и сверстниками, а также включением в разнообразные виды деятельности, требующие проявления и как когнитивных, так и волевых усилий. С. В. Гани отмечает, что дошкольный возраст характеризуется активным развитием таких ключевых психических функций, как память и мышление, при этом автор подчеркивает значимость «наглядно-образного» и «реалистичного» мышления, которые позволяют детям эффективно решать задачи, опираясь на собственные представления о мире.

Из других важных тезисов автора, определяющих дошкольный возраст, выделяются:

  1. Развитие произвольного поведения как умения, включающего навыки контролировать свое поведение, выполнять требования (задания, инструкции, советы) взрослого, а также способность работы по правилам и образцам.
  2. Конечная успешность интеграции ребенка в школьную жизнь, а также эффективность его способность, реализация которых найдет отражение в активном участии в образовательном процессе, определяется и зависит от того насколько ребенок развил свои общие способности в дошкольный период, что, в свою очередь, тесно связано с уровнем родительской вовлеченности и качеством общения со взрослыми [2].

А. Л. Шматко в своем исследовании, посвященном важным аспектам подготовки дошкольника к школе, акцентирует внимание и анализирует три основных компонента стратегии, которые преподаватель должен учитывать при построении плана работы:

  1. Автор предлагает систематическую психолого-педагогическую диагностику с целью определения уровня готовности ребенка к учебному процессу (выявление когнитивных и психологических особенностей).
  2. Предлагается активная организация различных занятий, цель которых — это привитие положительного отношения к школе и ее учебному процессу. Где достичь этого можно путем проведения различных игр, походов на экскурсии, выучивании стихов и другие методы.
  3. Еще одним, но не менее важным пазлом, обеспечивающим всестороннюю и постоянную поддержку на пути дошкольника к школе, — это эффективное участие родителей, которые напрямую влияют на эмоциональное состояние и мотивацию детей. Поэтому преподавателям рекомендуется активнее информировать родителей об их незаменимой роли в жизни ребенка, которую, кроме них, сыграть никто не сможет [5].

О. А. Фатерина в своем исследовании попыталась в полной мере рассмотреть все ключевые аспекты, отвечающие за результативность преподавательской деятельности при повсеместной подготовке дошкольника к школьному образовательному процессу. Она выделила 6 основных направлений, которым, по ее мнению, должно уделяться большее внимание. Одним из таких выступает оценка психологической готовности дошкольника, где навыки чтения, письма и счета вовсе не определяющие, а развитие мотивационной готовности, познавательной активности (любознательности) и способности к произвольной деятельности и поведению, наоборот, выступают определяющими.

Детей следует уметь вовлечь в те или иные процессы, им нужна искра, где навык вовлечения и правильного направления их внимания определяет потенциал и профпригодность преподавателя. Мотивация — это сильнейшее чувство, которое может долго и качественно удерживать внимание на той или иной деятельности. Конечной целью мотивации в нашем случае выступает формирование желания учиться, а также способности ребенка к самоутверждению, установлению положительных взаимоотношений с окружающими, что является важным фактором для дальнейшего обучения в школе.

Нейронные связи активно развиваются в период взросления ребенка, но установление прочного фундамента в лице верного формирования мышления, которое будет сопровождать дошкольника на всех его школьных и жизненных трудностях, — первоочередная задача преподавателя. Развитие наглядно-образного и логического мышления, а также произвольного внимания выступает как наиболее актуальное, определяющее способность ребенка решать задачи как знакомого, так и нового характера.

Помимо умственных, психологических, а также мотивационных аспектов, на успешность интеграции дошкольника в школе прямо повлияет его способность к адаптации с помощью коммуникации (речевой функции), где проблемы в этой сфере могут вызвать замкнутость, разочарование и нежелание вовсе посещать учебное заведение. Отсюда, автор О. А. Фатерина отмечает, что навыки общения и сформированность речи в целом — один из ключевых аспектов готовности к школе.

Отмечается также подробно важность развития произвольного поведения, что ранее было описано в выжимках труда С. В. Гани, определяя данное умение как критически важное для успешного обучения в школе.

Напоследок автор отмечает роль личностной готовности, которая достигается путем проведения различных игр, которые моделируют школьные ситуации, где задача состоит в формировании у дошкольника желания «стать школьником» и включаться в новый этап жизни [4].

Таким образом, «комплексная подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении — это бесценный вклад в счастливое и успешное будущее ребенка» [3, с.75]. В целом, процесс подготовки дошкольников к обучению в школе представляет собой чрезвычайно сложную и многоаспектную задачу, требующую, с одной стороны, глубокого понимания психолого-педагогических закономерностей развития детей, а с другой — активного участия родителей и педагогов, чья деятельность должна быть направлена на создание условий, способствующих всестороннему развитию ребенка, включая когнитивную, мотивационную и социальную сферы, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на успешность. дальнейшего обучения. В этом ключе, введение развивающих занятий и инновационных методик, таких как ролевые игры и экскурсии, позволяет не только формировать базовые учебные навыки, но и способствует формированию позитивного отношения и как итог адаптации к школьной среде. Таким образом, всесторонний и систематический подход, включающий диагностику, активную работу с родителями и развитие всех ключевых аспектов личности — залог успешного перехода ребенка на следующий этап образования.

Литература:

  1. Антонова И. Ю., Соловьева А. Е., Тимошкина Н. А. Подготовка детей к обучению в школе: игры и упражнения в помощь родителям и педагогам //Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. — 2023. — С. 168–169.
  2. Гани С. В. Развитие общих способностей старших дошкольников на этапе подготовки к школе: сборник трудов конференции. / С. В. Гани, Н. И. Константинова, Ш. В. Квитатиани // Педагогические практики для внедрения инновационных решений: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 25 июня 2024 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] — Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. — С. 139–143.
  3. Нуруллаев Ф. Ф., Бекова М. Ш. Подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении //Вестник магистратуры. — 2019. — №. 11–2. — С. 74–75.
  4. Фатерина О. А., Мамедова Л. В. Основные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ //Управление образованием: теория и практика. — 2024. — Т. 14. — №. 3–1. — С. 161–168.
  5. Шматко А. Л. Консультация для педагогов ДОО по формированию личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе //синтез науки и общества в решении глобальных проблем. — 2024. — С. 89–92.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, произвольное поведение, школа, способность ребенка, учебный процесс, активное участие родителей, дальнейшее обучение, комплексная подготовка детей, школьная программа, школьная среда.


Ключевые слова

школа, дошкольный возраст, учебный процесс, навык общения, способность ребенка

Похожие статьи

Задать вопрос