В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.
Ключевые слова : Конституция РФ, права и свободы, местное самоуправление, органы публичной власти.
Главный закон страны провозглашает права и свободы человека высшей ценностью, что закреплено в статье 2 Конституции РФ [1]. Исходя из положений Закона, государство, равно и его органы, принимают на себя обязанность по обеспечению и реализации защиты прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая общую систему обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, можно отметить определенную комплексную деятельность, включающую в себя аспекты идеологического, политического, правового и экономического обеспечения развития общественной жизни. Все это необходимо для стабилизации и улучшения жизнедеятельности граждан, что, в свою очередь, находит отражение и на общих показателях государственной системы.
Общепринятое деление органов власти предполагает их разветвление на законодательную, исполнительную и судебную власть, каждая из которых наделена определенными полномочиями по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в РФ. Помимо указанных органов, выделяют еще одну обособленную публичную власть, которая реализуется на муниципальном уровне и выполняет отдельные функции — это органы муниципальной власти.
Возвращаясь к положениям Конституции РФ, можно отметить, что основные права и свободы человека и гражданина закреплены во второй главе (ст. 17–64). Однако можно отметить, что указанный Закон не закрепляет конкретные обязанности государственных органов по обеспечению прав и свобод, в том числе, это относится и к органам муниципальной власти.
Анализируя точки зрения различных авторов научных исследований, можно отметить, что многие из них сходятся во мнении о том, что муниципальный уровень публичной власти является первостепенным и основным в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как любой человек непосредственно относится к тому или иному муниципалитету, проживает в нем, реализует трудовую и иную деятельность. Соответственно, в случае факта каких-либо нарушений, гражданам следует обращаться в первую очередь в муниципальные органы власти за защитой своих прав и свобод. В связи с этим можно отметить, что эффективность общей системы обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина РФ имеет прямую связь с эффективностью работы муниципальных органов публичной власти.
В подтверждение данному доводу можно привести высказывание Н. С. Бондарь о том, что «местное самоуправление и его органы представляют особый негосударственный уровень единой конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» [3].
Иными словами, можно заключить, что роль органов местного самоуправления в системе обеспечения прав и свобод человека довольно высока и значима, в связи с чем данному направлению работы необходимо уделять повышенное внимание со стороны государства.
Анализируя правовой аспект регулирования рассматриваемого направления деятельности и полномочий муниципальных органов власти, можно отметить, что под них попадает только то общество, которое проживает в рамках того или иного муниципального образования. Иными словами, местные органы власти несут ответственность только за обеспечение прав и свобод граждан, проживающих в территории их компетентности. Следовательно, в рамках своей территории органы местного самоуправления должны в полной мере обеспечивать основные жизненные, социальные, экономические, правовые и политические потребности людей.
Продолжая рассматривать правовой аспект регулирования деятельности органов местного самоуправления и их компетентности, необходимо отметить роль Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который отражает в себе основные положения, раскрывающие сущность данных органов и их основные направления деятельности [2]. Однако в силу специфики субъектов РФ, компетенции органов местного самоуправления могут отличаться, что, в свою очередь, отражается в нормативно-правовых актах местного значения.
Стоит отметить, что отдельными авторами исследовался вопрос функционала органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод населения. Так, например, Н. А. Мошкина при исследовании данного аспекта пришла к выводу, что в муниципальных нормативных актах не отражаются нормы, регламентирующие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления [4]. Иными словами, реализация данного направления деятельности протекает в рамках основных полномочий рассматриваемых органов публичной власти, что, на наш взгляд, видится пробелом действующего законодательства. Необходимо в полной мере регламентировать полномочия органов местного самоуправления в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и закрепить это в соответствующих нормативных актах муниципального уровня.
Отдельно следует уделить внимание направлениям деятельности, которые практически реализуются органами местного самоуправления в сфере обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Обозначим основные из них.
Среди основных прав, которые обеспечиваются органами местного самоуправления, можно обозначить такие, как избирательное право и участие в вопросах местного значения. Стоит отметить, что избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан, позволяющим им принимать непосредственное участие в политической жизни страны и отельных субъектов РФ, в связи с чем должно обеспечиваться в полной мере, в том числе и на муниципальном уровне.
Особое значение в рассматриваемом аспекте необходимо уделить праву граждан на обращение в муниципальный орган по различным вопросам. Отдельно можно выделить право на ознакомление с нормативными актами, принимаемыми в рамках муниципального образования, в связи с чем местное правотворчество реализуется открыто и публично.
Еще одним направлением деятельности органов местного самоуправления, направленным на обеспечение прав и свобод граждан, является консультирование и рассмотрение обращений населения, которые согласно федеральному законодательству, могут выражаться в таких формах, как заявление, ходатайство, жалоба или предложение. В целях реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина должностные лица органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в национальные и международные общественные организации, а также средства массовой информации.
Обращения граждан, являющиеся необходимым элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами местного самоуправления, требуют повышенной ответственности должностных лиц и результативности работы органов местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Общий порядок и сроки рассмотрения указанных обращений закреплены на законодательном уровне, а их нарушение влечет к привлечению должностных лиц к ответственности.
На наш взгляд, данные направления работы являются основными в системе деятельности органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. К тому же стоит отметить, что реализация такой защиты допустима как непосредственно, то есть через рассмотрение жалоб и иных обращений граждан напрямую, так и через обращение в судебные органы с соответствующим заявлением.
Анализируя практику деятельности органов местного самоуправления в отдельных регионах, можно отметить, что наблюдаются определенные специфические особенности их организации. Так, например, в некоторых муниципальных образованиях создаются отдельные структуры, отвечающие за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. К таким можно отнести комиссии по правам ребенка, комиссии по правам семьи и прочие.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что деятельность органов местного самоуправления урегулирована нормативно-правовыми актами на всех уровнях, однако на сегодняшний день остаются определенные недочеты в части конкретизации их полномочий по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в РФ. Роль органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере высока и значима, в связи с чем следует уделить повышенное внимание данному институту публичной власти и обеспечить все необходимые условия для его эффективной работы в системе реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
- Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод граждан в местном самоуправлении [Электронный ресурс] // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002476891
- Мошкина Н. А. Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека [Электронный ресурс] // URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=39368