Экономическая деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую среду. Влияние это активно росло последние несколько столетий и продолжает расти темпами, пропорциональными темпам развития производства и потребления. Основной проблемой промышленного сектора экономики является проблема обращения с отходами.
По мере исторического развития общества, увеличения количества людей, плотности их проживания, объемов производства и потребления, а также усложнения технологий, отходы постепенно стали важнейшим фактором, влияющим на многие аспекты жизни общества. Соответственно, обозначилась необходимость в регулировании отношений, связанных с производством, сбором и переработкой мусора. Согласно статистическим данным, опубликованным в открытом источнике, каждый день в мире образуется не менее 3,5 млн тонн отходов [8, с. 87].
В Российской Федерации наблюдается прогресс в понимании значения ответственного отношения к бытовым отходам . Так, сбор и переработка бытовых отходов регламентируется государством. Одно из самых эффективных средств контроля за исполнением законодательства в целом, и в сфере переработки и ликвидации бытовых отходов — в частности, служит прокурорский надзор. В результате которого повышенное внимание уделяется состоянию законности при размещении, сборе и утилизации твёрдых коммунальных отходов и опасных отходов промышленных предприятий.
Прокурорский надзор за соблюдением действующего законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления является инструментом реализации конституционного права человека и гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1].
Правовой режим объектов, являющихся компонентами природной среды, существенно отличается от правового режима любого другого имущества. Экологическое право со временем так же претерпело большое развитие, правовое регулирование стало совершеннее, однако все еще остается масса проблем, требующих обозначения и проработки.
Всего по итогам проведённых прокурорами в 2018 году проверок «в сфере обращения с отходами производства и потребления, прокуратурой вынесен 81 протест в отношении актов органов местного самоуправления, внесено 311 представлений, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 198 человек, в суды направлено 44 заявления» [7].
Важным нормативно-правовым актом в России является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», был принят одним из самых последних в списке законов, регулирующих защиту экологии [3]. По мнению некоторых авторов, связано это было со сложностью разработки и организации правового механизма регулирования общественных отношений по обращению с отходами [10].
Распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» были предприняты ряд мер по экологизации хозяйственной деятельности» [11]. Иными словами, по сокращению негативного воздействия экономической деятельности человека на окружающую среду (переход к «зеленой» экономике).
Один из вопросов, которые необходимо разрешить в рамках такой экологизации, — это накопление экологического вреда, под которым, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», понимается неликвидированный или неполностью ликвидированный вред, который был причинен окружающей среде в результате многолетней хозяйственной и иной деятельности [5, с. 410].
«Указанные меры были предприняты ввиду все увеличивающихся объемов образования отходов производства и потребления на территории страны. При этом, для вторичного или повторного использования направляется менее половины отходов, а полигоны для сбора мусора имеют коэффициент заполнения от 20,6 % до 86,2 % на территории Алтайского края» [12]
Необходимость коренных изменений в рассматриваемой нами сфере была мотивирована потребностью перехода от простого в нашем обществе способа «захоронения» отходов к эффективному перерабатыванию отходов, с целью сбережения ресурсов, обезвреживания отходов с пользой, в том числе, и для экономики страны. Именно для этого Правительством РФ была принята Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления на период до 2030 года [4].
Отметим, что в период проверок, проводимых прокуратурой за 2018 год, были выявлены несанкционированные свалки, которые были отмечены в ходе интервью бывшим прокурором Тамбовской области Торговченкова В. И. «Многочисленные факты наличия несанкционированных свалок выявлены в Моршанске, Мичуринске, в Рассказовском, Мичуринском, Бондарском, Гавриловском, Никифоровском, Уметском, Староюрьевском, Жердевском, Токаревском, Ржаксинском районах. К примеру, в поселках Октябрьский, Каменный Умет и Красное лесничество Байловского сельсовета Пичаевского района произошло захламление территории поседений и гослесфонда бытовым мусором. Прокурором Пичаевского района направлено исковое заявление к администрации сельсовета с требованием принять необходимые меры по организации сбора и вывоза мусора. В районе города Моршанска береговая линия оказалась захламлена бытовыми отходами, и это послужило основанием для привлечения к административной ответственности должностных лиц и направлению в суд заявления на администрацию Моршанска по принятию мер по благоустройству береговой линии» [7].
В настоящее время сотрудники прокуратуры, выявив нарушения закона, вправе составить такие акты прокурорского реагирования, предусмотренные ст. 23–25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», как «Протест, Представление, Предостережение и Постановление об административном правонарушении» [2]. Эти же акты, в частности, составляются и при выявлении правонарушений, связанных с переработкой отходов. Потому целесообразно кратко описать данные акты. Конкретно в рамках настоящего исследования обратим своё внимание на предостережение и представление, так как, согласно мнению исследователей, именно эти инструменты используют прокуроры при реализации функции прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды[10]. А также отметим, что благодаря прокурорскому вмешательству было выявлено свыше 270 несанкционированных свалок.
«С целью предупреждения правонарушений прокурор вправе в письменной форме объявить предостережение. Оно объявляется в случаях, когда субъектом соблюдаются правила, прописанные в законодательстве, однако существуют некоторые нарушения незначительного характера, которые необходимо устранить» [13].
«Представление — акт прокурорского реагирования, выносимый прокурором в письменной форме в случаях, когда в следствие действий (бездействий) государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц было допущено нарушение закона» [13].
Однако стоит рассмотреть и не упомянутый нами выше инструмент прокурорского надзора, способный оказывать наиболее эффективное воздействие в сфере защиты права человека на окружающую среду, а именно постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, «однако данная мера применяется в случаях наиболее опасного поведения со стороны проверяемых субъектов и выявления серьезных нарушений экологического законодательства. Следует отметить, что лишь следователи силовых структур наделены правом вынести постановление о возбуждении уголовного дела, у сотрудников органов прокуратуры подобные полномочия отсутствуют.
По нашему мнению, прокуратуре необходимо вернуть право на возбуждение уголовного дела. Это более эффективная мера воздействия на тех, кто не выполняет требования надзорного органа»[13]. Считаем, что относительно надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления данная мера является необходимой, поскольку речь идёт о, как мы уже упоминали, конституционном праве человека и гражданина на благоприятную среду, обеспечении надлежащих условий проживания граждан, а также о вопросах экономики, поскольку качественная переработка отходов способна повлиять на позитивное развитие экономики нашей страны.
Таким образом, вопросы правового регулирования отходов производства и потребления остаются и будут оставаться важными и актуальными всегда, пока промышленное производство будет производить отходы. «Меры прокурорского реагирования в совокупности с независимой и активной позицией прокурора способствуют укреплению и поддержанию режима законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Несмотря на динамичность общественных отношений и практически не прекращающийся процесс реформирования органов государственного контроля, прокурор занимает важное место в системе по выявлению и предупреждению преступности в экологической сфере» [13]. При этом, регулирование общественных отношений в данной сфере является одним из ключевых моментов экологической политики любого государства. Качество правового регулирования, экономическая заинтересованность государства и хозяйствующих субъектов в разрешении экологических проблем, а также инициативность общества должны быть фундаментом устойчивого развития регионов, стран и всего мира.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 2020. — № 144.
- О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (в ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Об отходах производства и потребления [Текст]: федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 121
- Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления на период до 2030 года: распоряжением Правительства РФ от 25 янв. 2018 г. // Собр. законодательства РФ. — 2018. — № 6. — Ст. 920.
- Беркумбаев, Н. С. Актуальные проблемы в сфере правового регулирования отходов производства и потребления / Н. С. Беркумбаев, А. Р. Собецкая // Вопросы российской юстиции. — 2022. — № 21. — С. 406–416
- Борисова, Д. С. Теоретические основы производственного экологического контроля на предприятии / Д. С. Борисова, Т. Н. Крамарева // Материалы Всероссийской молодежной конференции, посвященной Международному дню Земли. — Воронеж, 2022. — С. 7–13
- Прокуратура Тамбовской области: — Сайт: — URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_68 (Дата обращения: 05.05.2023).
- Уханов, И. С. О вопросах незаконного размещения отходов производства и потребления / И. С. Уханов // Журнал правовых и экономических исследований. — 2022. — № 4. — С. 87–91
- Шинкина, М. В. Судебно-правовое обеспечение безопасности (на примере некоторых природных объектов) / М. В. Шинкина // Спутник высшей школы. — 2022. — № 5 (10). — С. 41–55.
- Островский Н.В. Реализация федерального Закона «Об отходах производства и потребления» // Вопросы управления. 2014. №1 (7).
- Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р // СПС Гарант. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630/ (Дата обращения: 04.05.2023)
- Мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса за IV квартал 2022 года: Сайт. URL: https://tarif.alregn.ru/directions/tverdye-kommunalnye-otkhody/
- Трофимова Д.Н. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Наука, студенчество, образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. Том Часть 2. Пенза, 2022. С. 79.