Настоящее исследование посвящено современным проблемам привлечения в качестве обвиняемого особых категорий граждан в соответствии с нормами российского законодательства. Актуальность исследования заключается в том, что современное правовое регулирования привлечения отдельных категорий лиц, обладающих особым правовым статусом регламентировано недостаточно, помимо этого, в некоторых случаях отсутствует практика применения норм прав и представляется, что некоторые положения имеют декларативный характер, которые неприменимы в практике общественных отношений.
Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды, земельный участок, изъятие, необходимость изъятия.
Процедура привлечения в качестве обвиняемого представляет собой один из ключевых этапов уголовного судопроизводства. В российском законодательстве предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности для ряда категорий лиц, обладающих иммунитетом или специальным правовым статусом. Эти лица, в силу занимаемого положения или выполняемых функций, обладают определенными привилегиями, что вызывает необходимость разработки специальных процедур их привлечения к уголовной ответственности [1 C. 398].
Правовое регулирование привлечения к уголовной ответственности особых категорий лиц регламентируется главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая к ним относит: сенаторов и депутатов законодательной власти; судей различных судебных органов; председателя Счетной палаты России, его заместителя и аудиторов; уполномоченного по правам человека в России; Президента России; сотрудников правоохранительных органов и адвокатов; членов избирательной комиссии и зарегистрированного кандидата в депутата Государственной Думы или законодательного органа субъекта федерации.
Первой категорией особых лиц, которые могут быть привлечены в качестве обвиняемого — это депутаты и сенаторы. Ч. 2 Статьи 19 Федерального закона «О статусе сенатора в Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» установлено, что для возбуждения уголовного дела в отношении депутата или сенатора и привлечения их к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, требуется согласие соответствующей палаты Федерального Собрания. Помимо этого, этой же частью закона установлено, что депутаты и сенаторы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления или допросу без согласия соответствующей палаты законодательного органа Российской Федерации.
В случае наличия достаточных фактов для возбуждения уголовного дела или начала производства по делу в отношении депутата или сенатора орган дознания либо следователь в трехдневный срок обязан уведомить об этом Генерального прокурора Российской Федерации. Если на момент предоставления информации Генеральному прокурору уголовное дело уже возбуждено, то в таком случае Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после поступления такого сообщения обязан внести в соответствующую палату законодательной власти представление о необходимости лишения депутата или сенатора неприкосновенности. В рамках проведения сессионного заседания Государственной Думой по результатам голосования депутат или сенатор может быть лишен своей неприкосновенности в части невозможности привлечения его в качестве обвиняемого.
Следующей категорией особых лиц являются судьи судебных органов Российской Федерации. Судьи, включая судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных судов, обладают иммунитетом в целях обеспечения их независимости и беспристрастности. Согласно Федеральному закону «О статусе судей», судья может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей или согласие Конституционного суда, в случае если привлекаться в качестве обвиняемого будет судья Конституционного суда Российской Федерации [2 C. 915].
В рамках возбуждения уголовного дела в отношении судей важной фигурой является Председатель Следственного комитета Российской Федерации, который представляет необходимость в ограничении неприкосновенности судьи в Конституционный суд России или в квалификационную коллегию судей. После обращения Председателя Следственного комитета России Конституционный суд или Квалификационная коллегия судей в течении 10 дней обязана представить свое мотивированное решение о согласии или несогласии об ограничении иммунитета судьи.
Как в отношении сенаторов и депутатов, задержание депутата невозможно без лишения его неприкосновенности, за исключением случае задержания его на месте совершения преступления.
Третьей категорией особых лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности — это Президент. Президент Российской Федерации — это особое лицо, обладающее максимальным статусом неприкосновенности и данный факт обуславливает особенности привлечения его к ответственности. Стоит сразу отметить, что неприкосновенность также распространяется на Президентов, прекративших свои полномочия. Стоит отметить, что привлечение в качестве обвиняемого Президента Российской Федерации — это процедура, которая не использовалась в российской практике.
Статья 93 Конституции Российской Федерации закрепляет единственный способ лишения неприкосновенности Президента Российской Федерации — отрешение или импичмент. Импичмент возможен только при условии совершении Президентом преступления в форме измены или иного тяжкого преступления.
Справедливо отмечают в литературе, что процедура отрешения от должности Президента является очень сложной и в то же время недостаточно проработанной [3 C. 74]. Для импичмента Президента или лишения неприкосновенности, сложившего полномочия Президента необходимо:
1) Выдвинутое Государственной Думой обвинение в совершении указанных преступлений, которое должно быть принято две третями голосов от общего числа депутатов при инициативе не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думы;
2) Заключение Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления;
3) Заключение Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
4) Решение Совета Федерации об отрешении Президента, которое должно быть принято две третями голосов от общего числа сенаторов. Причем, данное решение должно быть принято в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думы обвинения против Президента, в случае отсутствия решения, обвинение будет считаться отклоненным.
Можно сделать справедливый вывод о том, что привлечение Президента в качестве обвиняемого практически невозможно. И еще, представляет особый интерес тот факт, что данные правила распространяются в том числе на Президентов лишенных своих полномочий и находящихся в отставке, что вызывает вопросы о целесообразности столь сложной процедуры.
Таким образом, были исследованы вопросы привлечения в качестве обвиняемых некоторых особых категорий лиц. Привлечения подобных лиц к ответственности всегда сопровождается предварительными действиями по снятию с них определенного правового иммунитета.
Литература:
- Добровлянина О. В. Некоторые проблемы привлечения лиц отдельных категорий в качестве обвиняемых // Актуальные проблемы российского права, 2009. № 1. С. 398–403.
- Манкевич, И. С. Теоретические и практические аспекты привлечения судей к уголовной ответственности // Молодой ученый, 2015. № 10 (90). С. 914–916.
- Аверичева, В. И. Особенности реализации конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации // Молодой ученый, 2022. № 44 (439). С. 73–76.