Историческое прошлое и культура Кубани как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.10.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, О. В. Историческое прошлое и культура Кубани как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118028/ (дата обращения: 24.12.2024).



Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у детей старшего дошкольного возраста начинается с приобретения ими социального опыта жизни в своей стране. Важно, чтобы дети понимали, что любовь к большой стране начинается с любви к малой родине — месту, где они родились и живут. Когда ребёнок знает историю своего края, интересуется его современной жизнью и хочет участвовать в происходящих здесь событиях, он вырастает настоящим патриотом не только своей малой родины, но и всей России.

Чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать в образовательный процесс региональный компонент.

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры. Сюда относятся родной язык, литература, история, география региона, а также особые потребности и интересы народов нашей страны как субъектов федерации.

Изучение регионального компонента в дошкольном образовании помогает детям почувствовать и осознать свою принадлежность к малой родине, к своему дому. Они воспринимают всю полноту ближайшего окружения, усваивают общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее, ФГОС ДО) познавательное развитие дошкольников предполагает становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. В последние годы наблюдается растущий интерес к истории родной страны и края, что способствует возрождению лучших традиций, объединяющих поколения.

Патриотическое воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

Чувство патриотизма — это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины. И прививать эти чувства необходимо еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения личности к миру, которые формируются в ребенке постепенно в процессе воспитания любви к своим близким, родным местам, родной стране. Одним из направлений патриотического воспитания можно выделить знакомство дошкольников с историческим прошлым малой родины [1, с. 1].

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой того места, где родился и живешь [3, с. 5].

Дети старшего дошкольного возраста начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей, становятся способны к проявлению соответствующим их возможностям социальной активности, обращенной к родному краю и его жителям, обращают внимание на красоту того места, в котором они живут.

Дошкольное учреждение предоставляет возможность для формирования у детей любви к родным местам через активную познавательную, игровую и художественную деятельность. Краснодарский край — большой регион с самобытной историей и культурой, традициями и особенностями.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря —

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница —

Все это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань! [4, с. 18]

Представление о малой родине является основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Одним из направлений деятельности педагога является создание соответствующих условий для развития дошкольников, то есть такой развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит учет национально-культурных условий и будет побуждать детей к активному познанию окружающего. И перед педагогом стоит немало значимых задач:

— Воспитывать уважительное отношение к нашей Родине — России.

— Расширять представления о государственных символах России — гербе, флаге, гимне, знакомить с историей их возникновения в доступной для детей форме.

— Обогащать представления детей о том, что Россия — большая многонациональная страна, воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Педагог развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Также обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы и т. д. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).

С этой целью в групповом помещении может быть организован уголок кубановедения, в котором детям предоставляется возможность действовать с картой города и края, рисовать достопримечательности, создавать аппликации с использованием кубанских орнаментов в украшении предметов быта, одежды, рассматривать книги о нашем городе и городах краснодарского края. Особое место будет занимать материал для ознакомления с жизнью кубанских казаков: макет казачьего подворья, куклы в кубанских костюмах.

Цель уголка кубановедения — воспитание у детей любви к родному кубанскому краю, создание таких условий позволяет множество задач:

— сообщение элементарных знаний о краснодарском крае;

— ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическом положением, с городами и станицами Кубани, историей развития, традициями, обрядами, играми, с трудом жителей, кубанскими ремеслами, с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, архитекторов);

— воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани;

— формирование культуры бережного отношения к природе и всему живому.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки, костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т. д.

Участок детского сада поможет в решении поставленных задач. Здесь можно воссоздать уголки кубанской деревни, познакомить детей с жизнью и бытом хуторян. Чтобы приблизить обстановку к реальной, можно использовать плетень из хвороста, украшенный дарами кубанской земли (муляжи фруктов, овощей и ягод) и посудой, сделанной из глины (чугуны, крынки, глечики). Игровой домик на участке можно оформить в виде хаты казака. В такой хате дети с удовольствием будут организовать ролевые игры, при этом лучше узнают названия и назначение предметов быта: лавка, печь, сундук, самовар, ухват. К изготовлению этих поделок можно привлечь родителей и детей — это развивает у детей любознательность, познавательный интерес к родному краю, помогает сблизиться взрослым и детям в процессе общей деятельности.

Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учится подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью, историческим и бытовым содержанием [3, с. 27].

В результате таких условий дети получают новую интересную, полезную информацию о родном крае, в котором родились и живут; в игровой и непринужденной обстановке дошкольники расширяют круг представлений о своей малой Родине, природе и её красоте.

В народе говорят: «Кубань — родная земля!», «Кубань — наша Родина!», «Кубань — чудесный благодатный край!». Родная природа один из самых сильных факторов воспитания любви к Родине. Любование ее красотой бережное отношение к миру природы — все это источники формирования любви к родному краю. Соприкосновение ребенка с природой родного края помогут духовно обогатить его, воспитать любовь к своей малой Родине. И хочется, чтобы самые юные жители нашей страны любили и знали замечательный край, в котором они живут [2, с. 9].

Таким образом, при создании тематических уголков и проведении праздников, следует активно использовать инструменты игровой деятельности. Элементы ролевых игр, где дети могут примерить на себя различные роли, связанные с культурой своего региона, способствуют лучшему усвоению традиций и обычаев. Игры, основанные на народных сказках и легендах, будут не только развлекать детей, но и воспитывать в них интерес к своему культурному наследию.

Также важным элементом патриотического воспитания является сотрудничество с родителями и местными сообществами. Организация совместных мероприятий, таких как выставки детских работ, конкурсы и культурные праздники, помогает создать единую образовательную среду, где родители становятся активными участниками процесса. Это способствует укреплению связи между домом и детским садом, а также формированию у детей чувства общей ответственности за сохранение и развитие своих традиций.

Создание тематических уголков, проведение мастер-классов и совместных праздников поможет детям развивать идентификацию с культурной средой. Формирование таких условий учит детей уважению к многообразию культур, что является основой патриотического воспитания.

Следовательно, интеграция национально-культурных особенностей в образовательный процесс способствует не только развитию личности каждого ребёнка, но и укреплению патриотических чувств, что отвечает требованиям ФГОС и ФАОП ДО.

Литература:

  1. Васнева А. Г. Знай и люби свой край. Издательский дом «Стиль», Краснодар, 2002.
  2. Лотышев И. П. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2001.
  3. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой родине. Краснодар, 2007.
  4. Нестеренко В. А. Наша родина — Кубань. Краснодар, Традиция, 2007.
  5. Лысенко, О. В. Создание условий для развития детей с учетом национально-культурных особенностей региона как одно из направлений патриотического воспитания дошкольников / О. В. Лысенко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://pandia.ru/text/81/121/60297.php (дата обращения: 03.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, ребенок, Кубань, родной край, патриотическое воспитание, Россия, краснодарский край, национальная культура, образовательный процесс, региональный компонент.


Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Наследие Великой Победы как фактор патриотического воспитания школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Задать вопрос