Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.10.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Куницына, Т. А. Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения / Т. А. Куницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118032/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективность этой работы. Представлен комплекс упражнений по развитию просодической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста.

Просодика — одна из разновидностей невербального средства общения. К просодической стороне речи относятся тембр, мелодика, темп, дикция, интонация, речевое дыхание, интенсивность и другие компоненты. Благодаря этим способам выразительности речи можно дать словам эмоциональную окраску, избегать монотонности, менять смысл высказывания и выстраивать логические паузы [5].

Для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи просодические компоненты важны не только для обучения, но и для выстраивания успешной коммуникации с другими детьми. Нарушение просодики влечет за собой трудность в общении с окружающими людьми, а в будущем закомплексованность и сложности в развитии своих природных способностей и интеллектуальных возможностей [1].

Свой вклад в изучение и развитие просодического компонента речи у детей внесли А. А. Алмазова «Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» [2]; А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. К. Слыш «Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи» [3]; Л. Ф. Спирова «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи» [4], а также другие логопеды и педагоги.

Развитие просодики у детей младшего школьного возраста с ТНР достигается системой логопедических занятий, в которых предусмотрены физическое, речевое, познавательное, социальное и художественное направления.

Для развития каждого из просодических компонентов у детей с ТНР применяется ряд следующих упражнений. Представим данный ряд в виде комплекса.

  1. Улучшение артикуляционной моторики. Для совершенствования артикуляционной моторики применяется артикуляционная гимнастика: комплекс статических («Иголочка», «Заборчик», «Улыбочка») и динамических («Варенье», «Маляр», «Часики») упражнений в игровой форме с использованием зеркала. Разные упражнения подготавливают ребенка к произношению различных звуков: [с], [з], [ш], [к] и других. Индивидуальные занятия следует проводить ежедневно, в течение 10–15 минут [5].
  2. Развитие высоты и силы голоса, тембра и интонации. Упражнения для улучшения голосовых характеристик следует проводить также в игровой форме. Например, для развития силы голоса можно предоставить ребёнку картинки с транспортом, который расположен близко и далеко. Ребёнок должен произнести звук громко, если транспорт близко, тихо, если транспорт далеко [6, с. 55–56].

Корректировка интонации может достигаться с помощью упражнения по карточкам: логопед предлагает ребенку придумать предложения к карточкам с разными интонациями [6, с. 55].

  1. Формирование чувства ритма. Развитие чувства ритма достигается с помощью ритмических упражнений (простукивания, хлопки, щелчки) и ритмических стихотворений или цепочек (ряд звукоподражаний, слов, слогов). Например, ребёнок, лёжа на спине выполняет упражнение «велосипед», хлопая при этом в ритм с движениями ног [6, с. 53].
  2. Улучшение дикции. Для улучшения дикции следует корректировать произношение слов: последовательное проговаривание букв, звуков, слов; составлять слова из предложенных слогов; увеличивать словарный запас ребенка (например, описывать простые картинки, читать книги, обращая внимание на новые или труднопроизносимые слова).
  3. Развитие мелодики. Мелодика — движениеголоса по высоте, то есть скольжение «вверх» и «вниз», мелодика важна для постановки интонации у ребенка. Развитие мелодики достигается следующими упражнениями: акцентирование на интонации во время восклицания и вопрошания во время чтения предложений, стихотворений или сказок; проговаривание одного слова (фразы, предложения) с разной эмоциональной окраской (радостью, гневом, раздражением, испугом и так далее); “рисовать” мелодику в воздухе, поднимая и опуская руку, при этом повышая или понижая голос соответственно.

Кроме привычных упражнений и методик, разрабатываются и вводятся новые программы по развитию просодической структуры речи у детей с ТНР младшего школьного возраста. Например, “Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии” авторства А. А. Твардовской и Н. С. Тимошиновой [7], «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» авторства М. Д. Маханевой [8]. Внедрение новых методик в логопедические занятия необходимо из-за значительного роста числа детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и полиморфности данного нарушения. Разнообразие программ позволяет подобрать наиболее подходящую методику исправления отклонений.

Основываясь на нарушениях речи ребёнка, следует определить курс направления занятий (работа с дыханием, ритмом, голосовыми характеристиками, звукопроизношением и так далее). Количество занятий и продолжительность исправления дефектов речи может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. На продолжительность работы могут влиять такие факторы, как.

  1. Характер речевого нарушения. Прогресс в исправлении одних отклонений может быть более заметен, чем в других, даже при одинаковой продолжительности логопедического сопровождения.
  2. Подобранная методика. Выбранные упражнения и составление программы напрямую влияют на эффективность работы и достижение результата.
  3. Комфорт во время занятий. Доверительные отношения с логопедом, спокойная обстановка в кабинете, игровая подача программы.
  4. Регулярность. Работа с речевыми нарушениями должна иметь регулярный характер: от соблюдения длительности занятий до закрепления результата дома.

Литература:

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстова. — 1-е изд. — Москва: ВЛАДОС, 2006. — 439 c. — Текст: непосредственный.
  2. Бойко, В. М. Развитие интонационных средств речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в младших классах / В. М. Бойко. — Текст: электронный // elar.uspu.ru: [сайт]. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12107/2/2019Boiko.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
  3. Демидова, А. П. Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи / А. П. Демидова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 18.09.2024).
  4. Махнева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Махнева. — Москва: Творческий Центр Сфера, 2009. — 128 c. — Текст: непосредственный.
  5. Микушина, Л. Г. Развитие просодических компонентов у детей с ТНР / Л. Г. Микушина. — Текст: электронный // ИнфоУрок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/razvitie-prosodicheskih-komponentov-rechi-u-detey-s-tnr-2077930.html (дата обращения: 18.09.2024).
  6. Попова, С. В. Статические и динамические артикуляционные упражнения / С. В. Попова. — Текст: электронный // nsportal: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/10/07/staticheskie-i-dinamicheskie-artikulyatsionnye (дата обращения: 18.09.2024).
  7. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I — IV кл.) / Л. Ф. Спирова. — Москва: Педагогика, 1980. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  8. Твардовская, А. А. Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии / А. А. Твардовская, Н. С. Тимошинова. — Текст: непосредственный // Системная интеграция в здравоохранении. — 2014. — № № 1(23). — С. 43–49.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, ребенок, тяжелое нарушение речи, просодическая сторона речи, упражнение, артикуляционная моторика, игровая форма, развитие мелодики, улучшение дикции, эмоциональная окраска.


Похожие статьи

Задать вопрос