Повышение мотивации к изучению английского языка через сравнение с эвенским языком (словообразование) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Дыдаева, А. В. Повышение мотивации к изучению английского языка через сравнение с эвенским языком (словообразование) / А. В. Дыдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 129-133. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118036/ (дата обращения: 16.10.2024).



Эвенский язык является одним из основных родных языков жителей Якутии. Эвенский язык принадлежит к северной или сибирской подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков: в эту группу входят также эвенкийский, негидальский и солонский языки, а английский язык входит в группу европейских языков. Мы попытаемся найти сходство через словообразования языков. Ранее данная тема не изучалась

Ключевые слова: мотивация, мотивы, словообразование, суффикс, английский язык, эвенский язык.

The Even language is one of the main native languages of the inhabitants of Yakutia. The Even language belongs to the northern or Siberian subgroup of the Tungus branch of the Tungus-Manchu languages: this group also includes the Evenk, Negidal and Solon languages, and English is a European language. We will try to find similarities through word formation of languages. This topic has not been studied before.

Keywords: motivation, motives, word formation, suffix, English, Even.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку — это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б. М., Леонтьева А. Н., Кузолева В. П., Пассова Е. И. и многих других. [6,32]

В данной работе мы пытаемся сравнить английский язык с эвенским, через анализ словообразования. Эвенский язык относится к тунгусо-манчжурской группе языков. Такое название получил потому, что слова и формы слов образуются путем присоединения к корню (или основе) различных словообразовательных и словоизменительных формантов так называемых суффиксами. Термина “словообразование”, употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в языке.

“Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего определённые определенные языковые процессы, в том числе и процесс создания новых лексических единиц. Этот процесс и получил название “словообразование”

Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований. К наиболее продуктивным способам словообразования в современном английском языке относятся: образование слов посредством суффиксов и префиксов — аффиксальный способ процесс образования новых лексических и морфологических единиц посредством перехода из одной части речи в другую — конверсия; образование слов посредством сложения основ слов — словосложение. Сравнивая с эвенским языком, тем самым мы повысим мотивацию учащихся к изучению английского языка.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (ЗУН) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явлений действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудительным деятельности, придал бы ей определенную конкретную направленность”, т. е. необходим мотив.

Иначе говоря “мотив — это”опредмеченная потребность”,но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого — обещанная за хорошие оценки награда. [6, 30] В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учебе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы, лежавшие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представления об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит “бескорыстная жажда познания “, “неудержимое стремление познать все новое и новое”. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Все тунгусо-маньчжурские языки, по своему морфологическому типу относятся к агглютинативным языкам. Такое название эти языки получили потому, что слова и формы слов образуются в них чаще всего путем присоединения к корню (или основе) различных словообразовательных и словоизменительных формантов, так называемых суффиксами. [4,15] Например, от слово мо — дерево с помощью суффикса -ла можно образовать слово мола — пойти за дровами. При присоединении суффикса –дяк образуется слово молодяк — лесосека, -таки в слове молодяктаки — на лесосеку указывает на направление действия, а суффикс –вур придает слову значение принадлежности молодяктакивур — на свою лесосеку.

В эвенском языке имеются словообразовательные суффиксы. Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, т.е они меняют или дополняют лексическое значение корня. Например, от корня 0 - делать, изготовлять, создавать посредством суффиксов образованы слова: о нмай — изготовление, создание, постройка; о мна — строитель; о лан — хороший работник, мастер; оlка — орудие, инструмент.

В словах эвенского языка существует определенный порядок в размещение суффиксов. В именах сначала стоят суффиксы субъективной оценки, после них суффиксы множественного числа. Затем — суффиксы падежей, а после падежных притяжательные суффиксы. Например: исаг — лес, исаг-ал — леса, исаг-ал-дук- из лесов, исаг-ал-дук-у-в — из моих лесов, исаг-ал-дук-и — из своих лесов.

В глаголах после основы, куда входят видовые и залоговые суффиксы, стоят суффиксы времени. Наклонения, а после них суффиксы лица. Например, тэт-укэ-л-рэ-н — он стал одевать , где тэт — основа, -укэ — видовой суффикс, -л — залоговый, -рэ- суффикс настоящего времени, -н- суффикс третьего лица; бак-а-лда-мач-чот-та-п — постоянно встречаться, где мач- залоговый суффикс, -чот — видовой суффикс,-та — суффикс настоящего времени, -п — суффикс первого лица множественного числа.

В глаголах настоящего времени при отсутствии видовых и залоговых суффиксов во втором лице единственного и множественного числа, а иногда и в третьем лице единственного числа суффиксы лица следуют сразу после основы. Например, эвелдэ-нри — ты радуешься, эвелдэ-с — вы радуетесь, ха-н — он знает, ике-нри — ты поешь. [5,50]

А в английском языке есть три наиболее продуктивных способа словообразования: 1) Аффиксальный способ — образование слов посредством суффиксов и префиксов. 2) Конверсия — процесс образования новых лексических и морфологических единиц по средствам перехода из одной части в другую. 3) Словосложение — образование слов посредством сложения слов или основ слов.

Из всех суффиксов существительных –er является самым продуктивным. Присоединяясь к основам существительных, суф–er выражает значения жителя определенной местности (города. деревни, страны). На которую указывает основа: borderer — житель пограничной полосы, villager — житель деревни, NewYorker–житель Нью-Йорка. Иногда суффикс –er выражает значение — «человек такого возраста, на который указывает словопроизводящая основа». такие существительные образуются от основ числительных: fifteenersandsixteeners — подростки пятнадцати и шестнадцати лет, fortyniner — сорокадевятилетний человек.

Суффикс –er настолько продуктивен, что может производить существительные даже от глагольных основ с послелогами. Например: onlooker (зритель, наблюдатель) — to look on (смотреть); comerby (прохожий) — to come by (проходить мимо); dinnerout (лицо, обедающее вне дома) — to dine out (обедать вне дома); finderout (тот, кто узнает, разузнает; открыватель) — to find out (узнавать, открывать, разгадывать).

Конверсионные отношения могут возникать не только между двумя членами, но и между большим количеством слов, т.е. могут быть цепочки из двух и более слов, находящихся в отношениях производности. Так, например А. А. Уфимцева намечает цепочки из двух, трех, четырех, пяти и шести членов, при этом она учитывает также конверсию в области переходных и непереходных глаголов, т.е. Vt>Vi и наоборот. Например:

  1. Двучленная: Vt –N

Rescue — v., спасать, n., спасение

  1. Трехчленная: Vt-Vi-N

Mistake — v., неправильно понять что-либо, ошибочно, принять одно за другое, vi., ошибаться, n., ошибка

  1. Четырехчленная: Vt-Vi-Adj-N

Trim — vt., приводить в порядок, подрезать, vi., приспосабливаться, adj., аккуратный, в хорошем состоянии, n., порядок

  1. Пятичленная: Adj — Adv — N-Vt-Vi

Right — adj., прямой, adv., прямо, n., право, vt., выпрямлять, vi., выпрямляться

  1. Шестичленная: Adj-N-Adv-Prep-Vt-Vi

Round — adj., круглый, n., круг, adv., кругом, prep., вокруг, vt., округлять, vi., округляться.

Особый интерес для исследования в этом плане представляют собой сложнопроизводные модели, которые характеризуются одновременным актом сложения основ и суффиксации. Такими наиболее продуктивными моделями, дающими от 100 и более производных являются следующие модели:

  1. N + V + er = N
  2. A + N + ed = A
  3. N + V + ing = N
  4. A + N + er = N
  5. A + V +er =N
  6. N +N + er = N
  7. N + V + ed = A
  8. N +N + ed = A
  9. N +N + ed = A

10) A + V + ed = A

Данные словообразовательные модели можно назвать прототипическими, так как они имеют следующие общие словообразовательные значения:

I. Модель N + V + er = N

  1. человек, профессионально занимающийся тем, на что указывает производящая основа. Например, man-catcher “агент по найму”, iron-burner “кузнец”;
  2. человек, характеризующийся или имеющий склонности к тому, на что указывает производящая основа: penny-weigher “скряга” nit-pitcher “педант”;
  3. предмет, предназначенный для выполнения того, на что указывает производящая основа: eye-opener “наркотическое вещество”, ass-wiper “туалетная бумага”;
  4. занятие тем, на что указывает производящая основа: rock-crusher “работа в каменоломнях”;
  5. результат того, на что указывает производящая основа: mind-blower “что-либо шокирующее”, knuckle-buster “тоска, нарастающая боль”.

Представим данную словообразовательную модель в виде схем, обозначающих основные семантические связи:

Человек (профессия, профессиональные действия, склонности). Неодушевленные предметы (предназначение предмета, занятия, работа, качество работы, результаты работы).

II. Модель A + N + ed = A имеет следующие прототипические словообразовательные значения: характеризуется тем качеством, на которое указывает производящая основа: hard-nosed “упрямый”, double-domed “интеллектуальный”, numb-brained “глупый”.

III. Модель N + V + ing = N : Прототипическое словообразовательное значение: действие, процесс, характеризующийся тем, на что указывает производящая основа: rag-chewing “беседа, разговор”, lead-poisoning “смерть”.

IV. Модель A + N + er = N: Прототипическое словообразовательное значение:

  1. человек, обладающий теми характеристиками, на которые указывает производящая основа: short-staker “мигрирующий рабочий”;
  2. человек, на предмет занятий которого указывает производящая основа: black-birder “работорговец или тот, кто финансирует работорговлю”;
  3. человек, владеющий тем, на что указывает производящая основа: blind-bigger “владелец полицейского заведения”.

Обозначим общее прототипическое словообразовательное значение: Человек (его характеристики, предмет занятий, его владения).

V. Модель A + N + er = N: Прототипическое словообразовательное значение: предмет (одушевленный или неодушевленный) или действие, характеризующееся тем, на что указывает производящая основа: free-rider “рабочий, не состоящий в каком-либо союзе, но пользующийся его привилегиями”, round-tripper “возвращение на свою площадку (в игре).

VI. Модель N + N + er = N:

  1. человек, на характер деятельности которого указывает производящая основа: soap-boxer “снабженец”, bun-duster “сладкоежка”;
  2. неодушевленный предмет, явление, характер, характеризующийся качеством того понятия, на которое указывает производящая основа: pea-soaper “густой, желтый туман”, bung-duster “сигарета”.

VII. Модель N + V + ed = A: Прототипическое словообразовательное значение: характеризующийся тем признаком или свойством, на которые указывает производящая основа: tangle-footed “пьяный”, dad-blustered “проклятый”.

Объединим все словообразовательные значения выделенных моделей в общую схему:

Человек (профессия, профессиональные действия, склонности, характеристики, деятельность, предмет занятий);

Предмет (неодушевленный) (занятие, работа, предназначение предмета, сходство с другим предметом, качество или результат действия предмета).

VIII. Модель N + N + ed = A со словообразовательным значением: характеризующийся тем признаком, на который указывает производящая основа: lead-footed “неуклюжий”, chicken-hearted “трусливый”.

IX. Модель A + V + ing = A со словообразовательным значением: характеризующийся тем признаком, на который указывает производящая основа: double-dealing “неискренний”, free-wheeling “независимый”.

X. Модель A + V + ed = A со словообразовательным значением: характеризующийся тем признаком, свойством, на которое указывает производящая основа: weak-jointed “пьяный”, double-distilled “здоровый”. [3, 26]

Таким образом, мы доказали, что английский и эвенский языки похоже между собой по способу образования новых слов: суффиксы, аффиксы, конверсий, сложений. Применяя данную теорию, сравнивая английский и эвенский языки, мы можем объяснять детям на уроках английского языка, что английский язык на самом деле не сложен и что он похож с родным языком (эвенский язык), тем самым повышая мотивацию к изучению английского языка.

Литература:

  1. Виноградов В. В. Избранные труды, Лексикология и лексикография, М., 1977. 312 с.
  2. Виноградов В. В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии.- М., 1952.-243 с.
  3. Зятковская О. Г. Суффиксальная система современного английского языка
  4. Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных учреждений коренных малочисленных народов Севера РС (Я) «Таткачирук», № 1(9) 2008г Январь-Март.
  5. Новикова К. А., гладкова К. И., Роббек В. А., Эвенский язык — Л.: Просвещение, 1991 стр 5, стр 50–52
  6. Пассов Е. И., Кузолев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. № 6. 1999. с.31–35.
Основные термины (генерируются автоматически): производящая основа, эвенский язык, английский язык, суффикс, Модель, образование слов, прототипическое словообразовательное значение, слово, множественное число, словообразовательное значение.


Похожие статьи

Задать вопрос