Финансово-экономический механизм городского транспорта: вызовы и решения для устойчивого развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. Р. Финансово-экономический механизм городского транспорта: вызовы и решения для устойчивого развития / Ю. Р. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118038/ (дата обращения: 16.10.2024).



Рассматривается финансово-экономический механизм городского транспорта, включая источники финансирования, тарифную политику и управление затратами. Особое внимание уделяется механизмам государственно-частного партнерства и внедрению интеллектуальных транспортных систем как способам повышения эффективности и устойчивости транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: финансово-экономический механизм, городской транспорт, тарифная политика, управление затратами, государственно-частное партнерство, интеллектуальные транспортные системы, устойчивое развитие.

The paper deals with the financial and economic mechanism of urban transportation, including sources of financing, tariff policy and cost management. Special attention is paid to the mechanisms of public-private partnership and introduction of intelligent transportation systems as ways to improve the efficiency and sustainability of transport infrastructure. Examples of successful practices and solutions aimed at optimizing the operation of urban transport system in conditions of limited resources are given.

Keywords: financial and economic mechanism, urban transport, tariff policy, cost management, public-private partnership, intelligent transportation systems, sustainable development.

Финансово-экономический механизм городского транспорта охватывает множество аспектов, направленных на поддержание устойчивого и эффективного функционирования системы, которая обслуживает миллионы граждан ежедневно. Одним из ключевых вопросов является система финансирования, которая формируется за счет нескольких источников: государственного и муниципального бюджетов, доходов от продажи билетов, частных инвестиций и субсидий. Государственные и муниципальные ассигнования играют решающую роль в поддержании транспортной инфраструктуры, особенно в условиях износа транспортных средств и необходимости модернизации. Однако объемы бюджетного финансирования зачастую ограничены, что создает необходимость поиска альтернативных источников средств.

Частные инвестиции являются одним из таких альтернативных источников. В последние годы многие муниципалитеты активно привлекают частных инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Примером может служить проект по обновлению парка автобусов в Санкт-Петербурге, где за счет частного капитала были приобретены новые, экологически чистые транспортные средства. ГЧП позволяет распределить финансовую нагрузку на модернизацию и обслуживание инфраструктуры, обеспечивая при этом устойчивое развитие городской транспортной системы. Однако здесь важна четкая координация между государственными и частными структурами, чтобы обеспечить соблюдение общественных интересов и избежать ситуации, когда тарифы становятся непосильными для граждан.

Тарифная политика является основным инструментом регулирования доходов транспортных компаний и доступности услуг для населения. В учебнике Бочкарева А.А «Логистика городских транспортных систем» [1] подчеркивается, что сбалансированная тарифная система должна учитывать не только экономические факторы, но и социальные, обеспечивая доступность транспорта для всех категорий граждан. Примером сбалансированной тарифной политики является Москва, где тарифы на проезд остаются относительно низкими благодаря субсидиям со стороны городского бюджета. Однако такая политика имеет свои ограничения, так как она создает высокую финансовую нагрузку на бюджет, особенно в условиях роста издержек на содержание и модернизацию транспортной системы.

Еще одним важным элементом финансово-экономического механизма городского транспорта является управление затратами. Большая часть расходов транспортных компаний связана с эксплуатацией подвижного состава и инфраструктуры. Износ транспортных средств и необходимость их регулярного обновления приводит к увеличению операционных затрат. Например, по данным исследования В. Д. Герами в учебнике «Управление транспортными системами» [2], около 30–40 % всех эксплуатационных расходов приходится на топливо и техническое обслуживание. Введение новых технологий, таких как электротранспорт, позволяет снизить эти затраты, однако требует значительных первоначальных инвестиций. Пример Москвы, где активно внедряются электробусы, демонстрирует, что такие решения могут быть экономически выгодными в долгосрочной перспективе за счет снижения эксплуатационных расходов и улучшения экологической ситуации в городе.

Необходимо учитывать также и проблему субсидирования убыточных маршрутов. В муниципалитетах часто существуют маршруты, которые не приносят прибыли, но являются жизненно необходимыми для жителей отдаленных районов или социально уязвимых групп. Такие маршруты финансируются за счет субсидий, что позволяет обеспечивать транспортное обслуживание даже в труднодоступных или малонаселенных районах. Однако данный механизм требует тщательного планирования и прозрачного распределения средств, чтобы минимизировать коррупционные риски и нецелевое использование бюджета.

Особое внимание стоит уделить внедрению интеллектуальных транспортных систем, которые помогают оптимизировать управление транспортными потоками и снижать затраты. Например, системы мониторинга и управления движением, такие как те, что используются в крупнейших мегаполисах, позволяют оперативно реагировать на изменение пассажиропотока, перенаправлять транспортные средства и корректировать маршруты. Это сокращает время ожидания пассажиров, снижает затраты на топливо и увеличивает общую эффективность работы транспортной системы. Внедрение систем электронного билета и контроля за пассажиропотоком также способствует повышению прозрачности финансовых потоков, что минимизирует потери, связанные с неоплаченными проездами и мошенничеством.

Таким образом, финансово-экономический механизм городского транспорта включает множество аспектов, начиная от финансирования и тарифной политики и заканчивая управлением затратами и внедрением современных технологий. Успешное функционирование этого механизма требует не только эффективного управления, но и координации между государственными и частными структурами, а также внедрения инноваций для повышения устойчивости и эффективности системы в условиях ограниченных ресурсов и роста эксплуатационных расходов.

Литература:

  1. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем: учебное пособие для вузов / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15747–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539533 (дата обращения: 10.09.2024).
  2. Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для вузов / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, Н. В. Черных; под редакцией А. И. Солодкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18169–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534469 (дата обращения: 10.09.2024).
  3. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 536 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18372–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534874 (дата обращения: 10.09.2024).
  4. Рой, О. М. Основы градостроительства и территориального планирования: учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–19509–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556557 (дата обращения: 10.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): городской транспорт, финансово-экономический механизм, тарифная политика, управление затратами, государственно-частное партнерство, Москва, особое внимание, транспортная инфраструктура, транспортная система, устойчивое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос