Особенности самооценки у подростков с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Каберская, Л. А. Особенности самооценки у подростков с ОВЗ / Л. А. Каберская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 147-151. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118041/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена феномену «адекватная самооценка», в ней определяются теоретические основы формирования адекватной самооценки у подростков. Автор проводит анализ теоретических положений, раскрывающих понятие самооценки. Также описывает проведенную опытно-экспериментальную работу по развитию адекватной самооценки у подростков с ОВЗ. В статье представлены методики, содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента, их интерпретация.

Ключевые слова: самооценка, адекватная самооценка, подростки.

На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема воспитания духовно и интеллектуально развитой личности. Определяющим фактором развития личности является его самооценка. Самооценка, являясь системообразующим ядром «Я-концепции», напрямую влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, обуславливает динамику и направленность развития личности, характер взаимоотношений, социальную адаптацию [3].

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей [9]. Неадекватная самооценка ведет к серьёзным личностным и коммуникационным проблемам.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка [14].

Актуальность развития адекватной самооценки подчеркивается во многих нормативных документах. Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развития в нём культуры межличностного и межэтнического общения, способности к «саморазвитию и личностному самоопределению», сформированности их «ценностно-смысловых установок», навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. В статье № 5 о государственных гарантиях права на образование прописано о создании необходимых условий для получения «качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации». В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из первых и важных задач в сфере личностного развития и воспитания молодёжи является формирование способности к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению [2].

Формирование представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. формирование адекватной самооценки приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда происходят важнейшие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Особую актуальность проблема самооценки, изучение особенностей ее формирования и коррекции приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отличается от нормы противоречивостью, неустойчивостью, зависимостью от мнения окружающих. Для таких детей вопрос, связанный с социальной интеграцией особенно актуален.

Исследование самооценки является одной из проблем психологической науки и наиболее подробно освещается в трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, И. И. Чесноковой и др., а также в работах зарубежных психологов Р. Бернса, У. Джемса, Ю. Келли и др [10].

Одним из эффективных средств развития и гармонизации психики ребенка сегодня являются арт-терапия и арт-педагогика. Это метод воспитания и формирования личности, ориентированный на внутренний потенциал ребёнка, посредством занятия творчеством. Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) показал, что творчество способствует повышению самооценки, психологической разгрузке и коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования адекватной самооценки посредством артпедагогики и отсутствием научно-практических рекомендаций в этом направлении. Актуальность темы определяется целесообразностью поиска способов формирования самооценки у подростков с ОВЗ, с целью их подготовки к самостоятельной социально — значимой жизни.

Для понимания роли самооценки в становлении личности большое значение имеет изучение факторов, влияющих на ее развитие, а также тех компонентов, которые составляют содержание категории самооценки.

Целью исследования по формированию адекватной самооценки у подростков является определение психолого-педагогических условий эффективности формирования адекватной самооценки у подростков с ОВЗ.

В задачу исследования входят:

  1. Изучение основных теорий и концепций понятия самооценка в трудах отечественных и зарубежных авторов.
  2. Выявить и описать особенности и условия формирования самооценки в подростковом возрасте и особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями.
  3. Определить способы и методики формирования самооценки подростков с ОВЗ.
  4. Организовать и провести экспериментальное исследование самооценки подростков с ОВЗ.

Экспериментальное исследование было проведено на базе Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) г. Сосновоборска, отделения детской реабилитации.

В исследовании принимали участие 15 детей возрастом от 10 до 15 лет.

При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие методики:

  1. Тест- опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

  1. Методика Дембо-Рибинштейн (в модификации А. М. Прихожан)

Распределение детей по уровню адекватности самооценки на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан)

Рис. 1. Распределение детей по уровню адекватности самооценки на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» (в модификации А. М. Прихожан)

Анализ данных, представленных на рисунке 1, позволяет сделать следующие выводы.

Выявлено, что у 5 (33 %) подростков с ОВЗ диагностирован адекватный уровень сформированности самооценки. Эти дети, несмотря на имеющиеся у них ограничения в здоровье, адекватно оценивают свои возможности, достижения и результаты своей деятельности. Они способны коммуницировать со сверстниками и выстраивать с ними конструктивное сотрудничество, стремятся принимать участие коллективных мероприятиях.

Определено, что 3 (20 %) подростков с ОВЗ диагностирован заниженный уровень сформированности самооценки. Эти дети по причине заболевания не могут стабильно посещать занятия, общаться со сверстниками достаточное количество времени, им сложнее наладить диалог со сверстниками, они чувствуют себя ущемлёнными, неудачниками, ненужными. В связи с этим они не принимают участия в коллективных мероприятиях, не стремятся к проявлению инициативы предпочитают оставаться в тени.

Средний уровень самооценки показали 7 детей (47 %) из общего количества.

Следующей из диагностических методик, применяемых в настоящем исследовании с целью выявления устойчивости самооценки подростков с ОВЗ — «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

Распределение детей по уровню устойчивости самооценки подростков с ОВЗ на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Рис. 2. Распределение детей по уровню устойчивости самооценки подростков с ОВЗ на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Четыре подростка 27 % имеют среднюю выраженность показателей самоуважения и аутосимпатии в сочетании с относительной устойчивостью.

20 % детей характеризуются низкой внутренней неустойчивостью при имеющемся высоком уровне аутосимпатии и среднем самоуважения. По нашему мнению, такое сочетание факторов является наиболее благоприятным для личности, так как имеет положительную эмоциональную окраску отношения к себе и имеет характеристики стабильности, низкой внутренней конфликтности. Данные условия создают предпосылки для наиболее полной реализации потенциала личности подростка.

Восемь подростков 53 % имеют низкую степень устойчивости. Это может быть по причине достаточно большой разницы в возрастном диапазоне детей и большая часть из них возрастом до 13 лет.

У одной девочки 6,5 % зафиксировано поверхностное самодовольство (уровень внутренней неустойчивости ниже среднего при высоких и средних показателях самоуважения и аутосимпатии). Данные проявления скорее не типичны для подросткового возраста, так как показатели внутренней конфликтности и самообвинения естественным образом повышаются в период проживания возрастных кризисов.

Методика проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем».

Распределение детей по уровню притязаний самооценки подростков с ОВЗ на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем»

Рис. 3. Распределение детей по уровню притязаний самооценки подростков с ОВЗ на этапе констатирующего эксперимента в соответствии с методикой проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем»

Более 50 % детей показали высокий уровень притязаний. Об этом свидетельствует достаточно большой размер фигуры человека, одежда и аксессуары (особенно у девочек), предметы, соответствующие предполагаемой профессиональной деятельности, подписи.

Около 30 % рисунков подростков имеют небольшой размер фигуры человека, занимающую 1/3 листа по высоте. Некоторые из них изображены в нижней части листа, что свидетельствует о сниженной самооценке, чувстве незащищенности, тревожности. Фигура, занимающая в рисунке весь лист, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке.

Лицо в рисунке человека — это наше социальное «Я». В 15 % рисунков подростков отсутствуют прорисованные черты лица.

Отсутствие кистей рук, спрятанные руки или отсутствующие руки. 6,5 % (1 девочка) подростков демонстрируют руки, спрятанные за спину. Руки интерпретируются, как символ общения и коммуникации, взаимодействия с миром. Спрятанные руки могут быть признаками закрытости, замкнутости, высокого внутреннего напряжения.

Диаграмма сводных результатов актуального уровня сформированности самооценки подростков с ОВЗ, на этапе констатирующего эксперимента

Рис. 4. Диаграмма сводных результатов актуального уровня сформированности самооценки подростков с ОВЗ, на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе подростков с ОВЗ:

с заниженной самооценкой 28 %, что составляет почти третью часть от общего количества детей;

со средним уровнем проявления самооценки 36 %,

адекватная самооценка составляет 36 % от общего числа респондентов.

позволил спланировать дальнейшее проведение экспериментальной работы. Полученные данные являются основой для разработки серии занятий, основанных на арт-технологиях и направленных на формирование адекватного уровня самооценки у подростков с ОВЗ.

Литература:

  1. А. В. Глузман УДК 378:147 Формирование позитивной самооценки у подростков с инвалидностью: теория и практика Гуманитарные науки 2023/3
  2. Арт-педагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. — М.: Прогресс, 2002. — 307 с.
  4. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией [Текст] / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. — 2011. — Вып. № 1. — С. 54–66.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
  6. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. — В сб.: Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. — М.: Инноватор. 1996. Вып. 6
  7. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. — М.: Педагогика, 1991. -368 с.
  8. Кокорева А. В., Евсеева О. Ю. Развитие творческого воображения обучающихся на занятиях по изобразительному искусству // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-obuchayushhikhsya-na-zanyatiyakh-po-izobrazitelnomu-iskusstvu.html (Дата обращения: 30.04.2024)
  9. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л. А. Карпенко; ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  11. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. — 248 с.
  12. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 354 с
  13. Садыкова Л. Н. Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии. Молодой ученый Международный научный журнал № 3 (502) / 2024 стр. 481
  14. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. — СПб: Питер, 2004. — 336 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии») ISBN 5–469–00158-Х
Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, констатирующий эксперимент, подросток, самооценка, Столин, методика, подростковый возраст, распределение детей, ребенок, внутренняя конфликтность.


Похожие статьи

Задать вопрос