В представленной научной статье рассмотрен процесс проектирования системы оценки качества образования. Тема актуальна, так как качество образования должно постоянно повышаться. При этом факторы, оказывающие на него влияние, регулярно трансформируется, что требует существования и применения достаточной системы оценки качества образования, однако, спроектированные на данный момент системы многих образовательных организаций не отвечают данному требованию. В заключении статьи автор предлагает реализовать на практике рекомендации, позволяющие спроектировать более эффективную систему оценки качества образования для каждой образовательной организации.
Ключевые слова: система оценки качества, качество образования, оценка образовательных итогов, оценка образовательных условий, эффективность образовательного процесса.
Формирование собственной системы оценки качества образования — это один из важнейших элементов для любого образовательного учреждения. Причина заключается в том, что именно с помощью такой системы можно однозначно определить, существуют ли недостатки в процессе подготовки учеников, необходимо ли оперативно решать идентифицированные проблемы, как наиболее лучше усовершенствовать образовательный процесс и так далее. При этом, согласно теории поколений, наиболее молодые поколения требуют применения к ним в рамках образовательного процесса иных инструментов и подходов, в противном случае процесс обучения не будет эффективным. Можно считать, что такая тенденция будет продолжаться, потому оценивать качество образования необходимо постоянно для внесения оперативных корректировок и достижения действительно высоких результатов деятельности. Отметим, что государство требует от всех образовательных учреждений высоких результатов работы. Таким образом, демонстрация подробных сведений о процессе проектирования системы оценки качества образования является крайне актуальной, предоставление авторских практических рекомендаций делает данную научную статью еще более актуальной.
Первоначальное необходимо отметить, что под качеством образования, согласно Федеральному закону «Об образовании», необходимо понимать комплексный параметр любой учебной организации, который предполагает отражение уровня соответствия процесса обучения, как установленным государством стандартам, так и потребностям, существующим у тех лиц, которые получают образовательную услугу. Такое определение вновь позволяет указать на то, что система оценки должна быть эффективной и применяться регулярно, так как, даже при теоретическом сохранении государственных стандартов неизменными в течении десятилетий, потребности лиц постоянно меняются, это нельзя не учитывать, иначе процесс образования будет неэффективным.
В понятие качества образования можно включать множество элементов, которые необходимо учитывать. По мнению автора данной научной статьи, наиболее верно будет представить следующие из них:
- Образовательный результат [4]. Этот элемент не отрицается никем из авторов, так как, действительно, он является наиболее важным — если ученик демонстрирует высокие результаты своего обучения, то это одно из свидетельств достаточного качества образования, однако, это неединственный параметр;
- Образовательные условия [1]. Этот параметр, как позволяет улучшить образовательный результат, так и отражает возможности образовательного учреждения, осознание им роли условий при получении образования. Так, например, если библиотека неспособна предоставить каждому ученику учебное пособие по всем предметам, учащимся придется заниматься вдвоем по одной книге, что отражает образовательные условия, а также априори снижает вероятность получения высокого образовательного результата;
- Управление качеством. Элемент не может быть не включен в качество образования потому, что, даже если спроектирована идеальная система оценки качества образования, но она не имеет инструментов для внесения корректировок, то цель ее сугубо теоретическая. Продолжим уже представленный пример — система оценки качества образования выявила, что образовательные условия можно улучшить, однако, это не привело к дальнейшим мероприятиям. В результате, идентифицированные проблемы сохранились, качество образование не улучшилось.
Лишь наличие всех этих элементов в системе оценки качества образования позволяет гарантировать ее высокую эффективность.
Проектируя систему оценки качества образования, рекомендуется заранее выделить задачи, которые она должна выполнять. Из всего теоретического их множества, нужно выделить следующие, обязательные к регламентации:
- Определение критериев, по которым будет определяться качество образования, создание методики, позволяющей их выявить, предъявление этих критериев ко всем образовательным процессам;
- Выявление сведений, которые станут основой для системы оценки качества образования, определение инструментов, позволяющих оперативно и полно получать такую информацию [3];
- Предоставление лицам, ответственным за оценку качества образования, доступа к тем ресурсам, которые позволят им с помощью статистики и иных методов определить нынешний образовательный уровень;
- Формирование условий для осуществления непрерывного мониторинга над всеми элементами, требуемыми системой оценки качества образования, а именно: образовательным процессом, сведениями в его отношении и аналитикой;
- Оперативное определение отклонений и тенденций в рамках образовательного процесса, идентификация источников или иных причин;
- Недопущение реализации негативных предполагаемых трендов, реализация превентивных мер, которые будут гарантировать благоприятный, как краткосрочный, так и долгосрочный прогноз;
- Отдельное определение степени использования инноваций в образовательном процессе, эффективности таких элементов, необходимости в них там, где они еще не используются;
- Разработка системы мотивации для педагогов, которая будет связана с их педагогическими успехами и действиями, и будет доступна для изучения всеми желающими;
- Постоянное повышение квалификации педагогов в направлении развития их навыков в отношении оценки качества образования и совершенствования этого показателя;
- Формирование и предоставление достаточного количества инструментов, позволяющих, как оперативно, так и в долгосрочном периоде, решать идентифицированные проблемы, минимизировать риски проявления некоторых элементов в будущем.
Если система оценки качества будет иметь минимум представленный список задач, она будет выполнять все важнейшие функции, сможет гарантировать постоянный рост качества образования в организации.
Проектировать систему оценка качества образования можно различно, однако, рекомендуется внедрить в нее ряд обязательных элементов, а именно:
- Мониторинг образовательных итогов, которые демонстрируют ученики на всех образовательных ступенях;
- Изучение ежегодных итогов аттестации и других экзаменов, проводимых внешними экспертами (примером является ЕГЭ). Допустимо изучать годовые итоги, даже если внешняя оценка не предусмотрена;
- Рассмотрение других результатов учеников, отличных от учебных (например, творческих и спортивных);
- Изучение итогов аттестации педагогов;
- Рассмотрение итогов исследований, которые проводятся, либо по просьбе администрации учебного заведения, либо по требованию внешних органов (это может быть анализ статистики, социальных параметров и иных показателей) [2];
- Проведение внутриорганизационного контроля;
- Изучение медико-психологических элементов у учеников;
- Рассмотрение итогов внешнего аудита.
Отметим, что выполнение любого из этих элементов должно сопровождаться не только выводом, но и планом мероприятий для решения проблем или долгосрочными мерами для сохранения тенденции, если трудности не выявлены. Аргументируем важность каждого из этих элементов. Мониторинг образовательных итогов является наиболее важной частью всей системы оценки качества образования, так как он позволяет определять эффективность по каждому процессу. Так, предположим, итоги учебного семестра могут продемонстрировать, что определенная тема по конкретному курсу имеет низкую оценку. Это значит, что в этом направлении необходимо провести оперативные изменения. Итоги анализа могут быть и прямо противоположными — какую-либо тему дети могут проходить более быстро, такое с каждым годом будет усиливаться в отношении занятий по информатике — многие ученики приходят на них уже при наличии некоторой базы знаний, потому программа должна корректироваться для увеличения ее эффективности. В результате, мониторинг позволяет однозначно констатировать, все ли образовательные процессы действительно эффективны и не требуют корректировки. Для более полного установления этих фактов, рекомендуется сформировать план проведения мониторинга, который позволит регулярно получать все нужные сведения. Отметим, что мониторинг необходимо реализовывать на каждом уровне, так как, возможно, качество образования, например, в старших классах в образовательной организации находится на высоком уровне, а в средних — на низком. Лишь изучение всех ступеней позволит сделать такой или подобный вывод.
Итоги аттестации крайне важно изучать для определения конкретных тенденций в рамках качества образования. Можно рекомендовать уделить внимание следующим показателям: количество учеников, выделенных среди всех лиц (это может быть, как золотые медали и красные дипломы, так и, например, личные приглашения учеников на работу сразу после окончания обучения); число лиц, трудоустроенных, или продолживших свое обучение; количество учеников, перешедших в аналогичную по уровню образовательную организацию (например, в другую школу или университет); средняя оценка по каждому предмету. Определив все эти показатели, можно идентифицировать направления развития (например, количество медалистов увеличивается) или деградации (например, этот же показатель снижается или ученики покидают школу по причине более высокого качества образования в другом месте) качества образования, рекомендуется предпринять попытку определить факторы, способствующие процессам.
Изучение отличных от учебных достижений учеников необходимо потому, что образование — это комплексный процесс, особенно если система оценки качества образования проектируется для общеобразовательного учреждения. Если ученики демонстрируют высокие показатели на спортивных, научных, творческих и иных конкурсах, это свидетельствует о, либо развитии этих параметров за счет учебной организации, либо о предоставлении учащемуся возможности совмещать свои интересы с учебными, что тоже крайне важно.
Изучение аттестаций педагогов необходимо для того, чтобы, во-первых, убедиться в их достаточной подготовке, во-вторых, в развитии необходимых качеств. Так, например, на данный момент каждый педагог должен обладать достаточной цифровой компетенцией, если сотрудник имеет низкие показатели в этом направлении, он не сможет включить в программу своего курса цифровые технологии.
В отношении проведения статистических и иных исследований можно рекомендовать следующее: такое изучение должно проводиться комплексно и минимум один раз в год. В его рамках предлагается проводить анкетирование, которое является добровольным и анонимным, как для всех преподавателей, так и для представителей учеников (если учащиеся совершеннолетние, то они сами заполняют анкету). Анкетирование родителей или учеников предполагает выявление их удовлетворенности образовательным процессом, анкетирование педагогов предполагает идентификацию уровня удовлетворенности условиями, в которых происходил образовательный процесс. В результате, будут получены многочисленные оценки, позволяющие определить наиболее объективные проблемы, требующие решения.
Изучение медико-психологических элементов у учеников необходимо проводить для того, чтобы определить, есть ли какие-либо особенные потребности у каждой из образовательных групп, например, требуется наличие специальной группы по физической культуре или нужно привлечь психолога для снижения уровня стресса. Это позволит улучшить образовательные условия, которые благоприятно отразятся на образовательных итогах.
Внешний аудит позволяет получить объективную информацию в отношении многих элементов образовательного процесса. Учитывая его, можно идентифицировать те проблемы, которые не считались таковыми, вследствие, например, сложившейся традиции в образовательном учреждении, потому они не замечались.
Внутриорганизационный контроль позволяет определить, были ли достигнуты те показатели, которые в организации ожидалось достигнуть. Он позволяет определить, по каким именно направлениям факт отличается от плана, в некоторых случаях, отвечает на вопрос, почему так произошло.
Аргументация позволяет констатировать, что все из представленных элементов должны в обязательном порядке включаться в проектируемую любой организацией систему оценки качества образования. Дополнительно можно рекомендовать при проектировании этой системы следующее:
- Проведение сравнительного анализа курсов для того, чтобы определить, есть ли дублирующие элементы. Исключив их, можно гарантировать наиболее эффективное применение учебного времени;
- Использование внеурочной деятельности для получения нужных эффектов. Так, например, если был выявлен высокий уровень стресса у учеников, необходимо формировать внеурочные занятия с психологом, которые будут предложены всем желающим лицам;
- Изучение возможных инструментов оценки и предоставление в каждом случае наиболее корректных. Так, например, психологическое состояние учеников можно определять, как с помощью листа самооценки, так и через внешних наблюдателей, применяющих листы наблюдений, можно совмещать эти инструменты.
Если эти замечания будут дополнительно применяться, проектируемая система оценки качества образования будет еще более эффективной.
В заключение констатируем, что процесс проектирования системы оценки качества образования является сложным процессом, требующим достаточной проработки. В рамках работы автором были предоставлены многочисленные рекомендации, позволяющие проектировать систему оценки качества образования более точно и полно. Если на практике данные предложения будут широко применяться, качество образования можно будет постоянно улучшать.
Литература:
- Бондаренко, С. Ю. Проектирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования / С. Ю. Бондаренко // Студенты вузов — школе и производству: сборник студенческих научных статей, Ишим, 22 апреля 2021 года. — Ишим: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме, 2021. — С. 9–11.
- Дорохов, Д. В. К вопросу о проектировании системы внутренней оценки качества образования вуза / Д. В. Дорохов, Г. Р. Исаев // XIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 62-й годовщине полета Ю. А. Гагарина в космос: Сборник научных статей конференции, Краснодар, 19–20 апреля 2023 года. — Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом — Юг», 2023. — С. 311–315.
- Мальцева, Т. А. Методическое обеспечение внутренней оценки качества среднего профессионального образования / Т. А. Мальцева // Академическая публицистика. — 2022. — № 3–2. — С. 191–199.
- Яковлева, Э. Н. Моделирование региональной системы оценки качества дошкольного образования / Э. Н. Яковлева, А. А. Майер // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. — 2021. — № 3. — С. 56–60.