Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авдеева, Т. А. Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста / Т. А. Авдеева, Л. Е. Карачарова, Г. Н. Кутоманова, Е. А. Мирошникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118047/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально -коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В связи с этим педагоги нашего дошкольного учреждения обращают особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников, организацию мероприятий, направленных на знакомство детей с миром профессий, различными видами труда. С целью развития ранней профориентации дошкольников в детском саду создана предметно-пространственная среда, которая знакомит детей с многообразием профессий.

В образовательном холле оформлен тематический центр «Проспект профессий», в центре представлены: «Отделение скорой помощи», «Служба спасения», «Мастерславль». Имеются картотеки загадок пословиц, поговорок. Также имеется одежда разных профессий, где воспитанники совместно с педагогами могут обыграть ситуации. В каждом центре образовательного холла: «Удивительный космос», «Удивительная планета», центре опытно-экспериментальной деятельности, «Лего-центре», центре «Мир экономики и финансов», центре «Юный художник», патриотическом центре представлен тематический атлас профессий, который знакомит детей с разнообразием профессий каждого центра.

Содержание центров по ранней профориентации в группах:д идактические игры, настольно-печатные игры; лэпбуки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Аптека», «Банк», «Супермаркет», «Кафе» и др; художественная литература по теме; альбомы: «Профессии родителей», «Профессии родного поселка». В играх дети моделируют жизненные ситуации, учатся планировать свою деятельность, договариваться, действовать сообща, воспроизводить трудовые процессы, получают элементарный опыт. Появляется интерес к новым современным профессиям. Для ознакомления детей с трудом взрослых педагоги применяют технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности.

Подробнее остановимся на технологии «Интеллект-карта», которую воспитатели активно внедряют в деятельность с детьми при формировании ранней профориентации. Технологию предложил и разработал Тони Бьюзен — британский психолог, автор методики запоминания и творчества. Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект_карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта».

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде структуры, исходящей от центра к краю. В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

— развивать психические функции (внимание, память, мышление);

— стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;

— развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

— развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развивать воображение и творческую активность;

— развивать мелкую моторику рук.

Педагогическая ценность интеллект-карты:

— наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

— привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;

— запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

— своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

— творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

— возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).В педагогической практике применяем интеллект-карты следующим образом:

1 этап — Сбор материала

2 этап — Закрепление и обобщение материала.

3 этап — Развитие связной речи. Составление рассказов. Методика изготовления карты довольно проста:

  1. Рекомендовано в центре писать (иллюстрировать) и обводить главную идею (цель, предмет, название новой темы).
  2. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
  3. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  4. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры
  5. Из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы). Каждое ответвление обозначают ключевым словом или фразой.
  6. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
  7. Каждая мысль обводится.

Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Интеллект-карты используем со средней группы.

В средней группе интеллект-карты самые простые. Не имеют много разветвлений. При составлении используем картинки, цветными маркерами обводим тему. При составлении интеллект-карты на тему «Профессии детского сада» в центре разместили детский сад, разветвления — профессии детского сада.

В старшей группе усложняется, что воспитанники могут самостоятельно вырезать картинки, рисовать, разветвлений становится больше.

А в подготовительной группе воспитанники сами подписывают, выбирают макет, форму. Используем различные варианты карт. На ватмане, на магнитной доске, фланелеграфе. Интеллект-карты используем в организованной деятельности, в самостоятельной деятельности детей старшие дошкольники в тематических локациях создают интеллект-карты самостоятельно.

Литература:

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7.
  2. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5–7 лет: — М.: ТЦ Сфера, 2018.
  3. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 10
  4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: — М.: ТЦ Сфера, 202
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, интеллектуальная карта, ранняя профориентация, центр, образовательный холл, профессия, различный вид труда, ранняя профориентация дошкольников, связная речь.


Похожие статьи

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос