Анализ ценовой динамики и перспектив развития рынка низкобюджетных авиаперевозок в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Спорыхин, Д. В. Анализ ценовой динамики и перспектив развития рынка низкобюджетных авиаперевозок в России / Д. В. Спорыхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118049/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье выполнен анализ возможности развития низкобюджетных перевозок в Российской Федерации.

Автор отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации складываются неблагоприятные условия для низкобюджетных авиакомпаний, однако, влияние неблагоприятных факторов внешней среды можно нивелировать.

Автор проанализировал возможности применения коллаборации и взаимодействия участников рынка низкобюджетных перевозок в целях развития рынка авиаперевозок.

Ключевые слова: авиакомпании, лоу-кост перевозки, низкобюджетные перевозки, рынок авиаперевозок.

Период 2022–2024 года в гражданской авиации Российской Федерации можно, без сомнения, назвать одним из наиболее сложных с точки зрения экономических, технологических и политических рисков для авиакомпаний.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) темп роста стоимости авиабилетов в 2022 году 15,6 %, а в 2023 году темп роста увеличился до 22,2 %, что является наибольшим показателем в современной истории гражданской авиации [1].

Наглядно темпы роста стоимости авиабилетов, рассчитанные по методике Росстата (показатель «стоимость полета в салоне экономического класса в расчете на 1000 км пути») представлены на рисунке 1.

График изменения темпов роста стоимости 1000 км пути за год [2]

Рис. 1. График изменения темпов роста стоимости 1000 км пути за год [2]

Наибольшее подорожание стоимости авиабилетов Росстат отметил в отношении сегмента низкобюджетных перевозок, при этом в структурном распределении наибольший прирост стоимости на авиабилеты по внутренним направлениям наблюдается в отношении следующих маршрутов «Москва-Минеральные Воды», «Москва-Санкт-Петербург», «Москва-Сочи», а также «Москва-Екатеринбург» и «Москва-Махачкала».

В отношении международных направлений можно отметить более значительную степень неоднородности изменения цен, однако, при этом темпы роста носят более сдержанный характер — максимальные темпы роста составляют 6–8 %, при этом рост цен обусловлен естественными причинами и не выходит за рамки инфляционных корректировок цен.

Причинами таких негативных для потребителя явлений на рынке авиаперевозок является целый ряд проблем и изменений, в числе которых можно отметить следующие:

– прекращение действия в 2023 году специальной программы субсидирования перевозчиков, введенной в условиях санкций в 2022 году;

– ускорение инфляционных процессов в рассматриваемом периоде;

– увеличение потребительского спроса на авиаперевозки и последующее изменение модели ценообразования перевозчиков;

– рост затрат авиакомпаний по основным производственным статьям затрат (техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, стоимость авиатоплива, увеличение тарифов на наземное обслуживание в аэропортах, заработная плата персонала).

Таким образом, рассмотрев факторы причины увеличения стоимости авиаперевозок, справедливо отметить, что данный процесс не является выходящим за рамки естественных явлений на рынке, однако, интересно отметить, что наибольший прирост стоимости в разрезе рынка по потребительским сегментам происходит именно в отношении низкобюджетных авиаперевозок.

При этом в качестве низкобюджетных авиакомпаний, в отличие от традиционного представления, в данном исследовании рассматривалась не только авиакомпания «Победа», работающая по традиционной схеме low-cost перевозчика, но и авиакомпании, модель ценообразования которых ближе к гибридной модели. К числу гибридных низкобюджетных авиакомпаний могут быть отнесены такие авиакомпании как «Азимут», «Ютэйр» и Smartavia.

Для того, чтобы оценить темпы увеличения цен на авиабилеты в отношении данных ка

Анализ среднего темпов роста уровня цен авиабилетов низкобюджетных и традиционных российских авиаперевозчиков в 2022–2023 году был выполнен на примере трех маршрутов, в отношении которых были отмечены наибольшие темпы роста уровня цен по результатам мониторинга, а именно:

– «Москва — Санкт-Петербург»;

– «Москва — Сочи»;

– «Санкт — Петербург-Сочи»;

– «Москва — Екатеринбург».

В результате были рассчитаны средние величины цен в 2023 и 2024 году и построена сводная диаграмма, представленная на рисунке 2, на которой отображены средние величины темпов роста цен по основным авиаперевозчикам.

График изменения темпов роста стоимости авиабилетов в 2023–2024 году (по методике Росстат)

Рис. 2. График изменения темпов роста стоимости авиабилетов в 2023–2024 году (по методике Росстат)

В результате проведенного расчета было выявлено, что наибольшие изменения в стоимости авиабилетов наблюдаются именно в отношении низкобюджетных авиаперевозчиков и авиаперевозчиков с гибридной моделью ценообразования — лидерами по темпам роста стоимости авиабилетов стали авиакомпании «Азимут», Nordwind, Smartavia, «Ютэйр», «Победа», «Уральские авиалинии» и NordStar в то время как крупнейшие авиаперевозчики, в числе которых «Аэрофлот», S7 Airlines и «Россия» показывают более сдержанные темпы роста стоимости авиабилетов.

Действительно, результаты расчетов подтверждаются публичными заявлениями руководства авиакомпаний, например, пресс-служба авиакомпании S7 Airlines отметила, что стоимость авиаперевозки в салоне экономического класса на внутренних маршрутах по Российской Федерации за 1000 км пути увеличилась всего на 4 % [3].

Таким образом, в 2023–2024 году рынок авиаперевозок в России оказался под влиянием целого ряда факторов, которые привели к росту стоимости билетов. Однако интересный парадокс заключается в том, что цены на билеты у низкобюджетных авиаперевозчиков (лоукостеров) выросли в большей степени, чем у традиционных авиакомпаний.

Совокупность неблагоприятных рыночных явлений, таких как инфляция, рост цен на топливо и запчасти, а также усложнение логистики привели к существенному увеличению операционных издержек для всех авиакомпаний, в том числе и для лоукостеров, однако, последние не имели резервов для покрытия увеличения издержек и были вынуждены переложить дополнительные расходы на пассажиров.

В итоге, рост цен на билеты у лоукостеров связан с целым рядом факторов, включая изменение конкурентной среды, рост операционных издержек, ограниченные возможности снижения издержек, изменение спроса и отсутствие альтернатив. Этот парадокс отражает сложную ситуацию на российском рынке авиаперевозок и показывает, что концепция развития рынка низкобюджетных авиаперелетов нуждается в корректировке.

Литература:

  1. Информационный портал РБК.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/18/01/2024/65a942d29a79476c2eee09fe (дата обращения: 29.09.2024).
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
  3. Официальный сайт авиакомпании «S7 Airlines». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.s7.ru/ru
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, авиакомпания, Москва, рост цен, рынок авиаперевозок, гражданская авиация, км пути, прирост стоимости, темп роста, экономический класс.


Ключевые слова

рынок авиаперевозок, авиакомпании, лоу-кост перевозки, низкобюджетные перевозки

Похожие статьи

Задать вопрос