Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Вовчок, А. А. Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения / А. А. Вовчок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118052/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для исследования коммуникативной функции речи дошкольников применялись методики Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой и И. А. Бизиковой, направленные на выявление и развитие коммуникативных навыков через ролевые игры, диалоги и упражнения по культуре общения.

Театрализованная деятельность способствует усвоению и закреплению коммуникативных навыков за счет участия в ролевых играх, моделирующих реальные жизненные обстоятельства. Методики в сочетании с театрализованной деятельностью оказываются особенно эффективными в комплексном подходе к развитию речи и общения у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная функция, дошкольники, недоразвитие речи, театрализованная деятельность, логопедия, сопровождение.

В современном образовании развитие речевых навыков у детей занимает одно из центральных мест, особенно среди детей дошкольного возраста. В особенности актуальна эта проблема для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), так как именно в это время формируются основные умения, необходимые для успешного обучения и социальной адаптации в будущем [1].

Коммуникативная функция речи является ключевым аспектом, который помогает ребенку не только выражать свои мысли и чувства, но и взаимодействовать с окружающими, усваивать социальные нормы и культурные ценности. Поэтому особое внимание необходимо уделять разработке методов и подходов, направленных на развитие данной функции у детей с ОНР.

Одним из важнейших аспектов взаимодействия между людьми является процесс коммуникации, который основан на концепции деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым [7] и усовершенствованной П. Я. Гальпериным [3], В. В. Давыдовым [4], Д. Б. Элькониным [11]. Ученые отмечали, что коммуникативный процесс состоит из множества действий и операций, отличающихся спецификой своих предметов. В коммуникативном процессе важное значение имеет стремление участников не только влиять на поведение друг друга, но и точно понимать ситуацию общения. Средства коммуникации включают различные знаковые системы, в том числе речь.

Речь является средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми, а также передачи и усвоения информации. Как и любая другая деятельность, речь имеет мотивированность, целенаправленность и структуру. Функции речи включают познавательную, регулирующую и коммуникативную.

Коммуникативная функция речи позволяет передавать информацию или побуждать к действиям. Эта функция предполагает обмен информацией между собеседниками с помощью языка. Ее характерные черты включают конкретность, информативность, непринужденность. Коммуникативная функция речи включает такие компоненты, как информационный (передача знаний, функция обобщения и обозначения), выразительный (передача эмоций и отношения к собеседнику или предмету разговора), волеизъявительный (подчинение слушателя замыслу говорящего).

Н. П. Павлова подчеркивает, что важной составляющей коммуникативной функции является выражение интенционального состояния человека, которое отражает его желания, потребности и установки [8]. Н. А. Рычкова отмечает, что функция речи играет ключевую роль в внешнем речевом поведении, выражая культурные особенности человека, его мышления и эмоциональное состояние [9].

Для успешного выполнения речевых движений необходимо гармоничное взаимодействие систем кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации.

По Р. Е. Левиной, компоненты коммуникативной функции речи включают умение ориентироваться в различных ситуациях общения, эффективно взаимодействовать с окружением, быть готовым к диалогу, контролировать и оценивать себя в процессе общения, владение навыками конструктивного общения [6].

В. Н. Куницына и соавторы выделяют следующие способности у людей с высоким уровнем реализации коммуникативной функции речи: социально-психологический прогноз различных ситуаций общения, выбор и программирование речевых средств в различных ситуациях, управление процессом общения с учетом целей и ситуации [5].

Н. Н. Светловская, Т. А. Ладыженская и другие авторы отмечают, что успешная реализация коммуникативной функции возможно при овладении навыками постановки вопросов, умением слушать и быстро реагировать, перестраивать формулировку вопроса и управлять диалогом [10].

Одним из эффективных средств улучшения коммуникативной функции речи является использование элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Театрализованная деятельность включает в себя разнообразные формы, такие как игровая драматизация, инсценировка по ролям, кукольный театр и другие, которые способствуют активизации речевого общения, повышению мотивации и эмоциональной вовлеченности детей [2].

Современное общество требует от человека не только эмоционального контакта, но и глубокого личностного общения и сотрудничества. Без этих составляющих человек теряет возможность полноценного участия в совместной деятельности, что делает его беспомощным и изолированным от общества. Каждый индивид нуждается в передаче и восприятии информации, умении выразить свои мысли, просьбы или приветствия, что связано с информационным аспектом коммуникативной функции речи.

Для исследования коммуникативной функции речи дошкольников были использованы следующие методики:

1) «Изучение коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» (Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева) позволяет выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей. В процессе данной методики детям предлагается примеры ситуаций, в которых они должны проявить свои навыки общения, включающие в себя умение вступить в контакт, поддерживать беседу и адекватно реагировать на вопросы и замечания собеседника. Это может включать, например, ролевые игры, где дети моделируют различные сценарии общения, помогая им лучше понять и интерпретировать социальные сигналы [1].

2) «Исследование умений вести диалог» (И. А. Бизикова). Эта методика направлена на оценку умения детей вступать в диалог, поддерживать темп беседы и правильно чередовать реплики. В рамках исследования детям предлагаются ситуации, в которых они должны сотрудничать друг с другом, что способствует развитию не только речевых навыков, но и умению слушать других и реагировать на них соответствующим образом. Например, дети могут играть в «магазин», где они чередуются в ролях покупателя и продавца, учась задавать вопросы, выражать свои желания и вежливо отвечать на запросы товарища [2].

3) «Культура общения» (Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева). Эта методика занимается формированием культурных и этических норм общения. Она включает в себя упражнения и игры, направленные на развитие вежливости, тактичности, умения учитывать чувства и желания других людей. Например, дети разучивают и инсценируют небольшие пьесы, в которых отражены правила хорошего тона, такие как приветствие, прощание, извинения [1].

Использование элементов театрализованной деятельности играет важную роль в процессе логопедического сопровождения детей. Терапевтический эффект театрализованной деятельности заключается в том, что через игру ролью дети лучше усваивают и закрепляют коммуникативные навыки, так как они включены в реальную, но при этом игровую ситуацию, что снижает уровень тревоги и стресс, обусловленный недостаточностью речи.

Методика ролевых игр предполагает участие детей в различных игровых ситуациях, которые моделируют реальные жизненные обстоятельства. Например, это могут быть тематические игры, такие как «поликлиника», «семья», «школа», где каждый ребенок получает и исполняет определенную роль. Эти игры направлены на развитие умения детей вести себя в различных социальных ролях, понимать свои и чужие эмоции, правильно использовать речевые конструкции.

Подводя итог, можно сказать, что применение театрализованных элементов в логопедической деятельности значительно способствует развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Методики Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой и И. А. Бизиковой, в сочетании с театрализованной деятельностью, оказываются особенно эффективными, обеспечивая комплексный подход к развитию речи и общения у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Афонькина, Ю. А. Изучение коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. — Москва: Детство-Пресс, 2005. — 196 с.
  2. Бизикова, И. А. Исследование умений вести диалог /. А. Бизикова. — Новосибирск: НГУ, 2012. — 240 с.
  3. Гальперин, П. Я. Психология мышления и речи / П. Я. Гальперин. — Москва: Педагогика, 1975. — 288 с.
  4. Давыдов, В. В. Теория учебной деятельности / В. В. Давыдов. — Москва: Просвещение, 1986. — 336 с.
  5. Куницына, В. Н. Социально-психологические аспекты общения / В. Н. Куницына. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 344 с.
  6. Левина, Р. Е. Компоненты коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина. — Екатеринбург: Уральский университет, 1995. — 210 с.
  7. Леонтьев, А. Н. Деятельностный подход в психологии / А. Н. Леонтьев. — Москва: Наука, 1983. — 312 с.
  8. Павлова, Н. П. Роль интенциональности в коммуникации / Н. П. Павлова. — Санкт-Петербург: Речь, 1999. — 192 с.
  9. Рычкова, Н. А. Культурные аспекты речевого поведения / Н. А. Рычкова. — Казань: Казанский Университет, 2003. — 224 с.
  10. Светловская, Н. Н. Навыки ведения диалога Н. Н. Светловская, Т. А. Ладыженская. — Москва: Академия, 1998. — 180 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Психологические основы игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: Издательство МГУ, 1978. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, коммуникативная функция речи, ребенок, общее недоразвитие речи, использование элементов, методика, умение, дошкольный возраст, коммуникативная функция, коммуникативный процесс.


Похожие статьи

Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена особенностям логопедической работы по формированию у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи функционального базиса чтения. В ней рассмотрены механизмы, лежащие в основе процесса чтения, условия формирования функционального базиса ч...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Похожие статьи

Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена особенностям логопедической работы по формированию у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи функционального базиса чтения. В ней рассмотрены механизмы, лежащие в основе процесса чтения, условия формирования функционального базиса ч...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Задать вопрос