Изучение взаимосвязи оптимизма и стрессоустойчивости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 04.10.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Трушкина, О. Ю. Изучение взаимосвязи оптимизма и стрессоустойчивости / О. Ю. Трушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118054/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается такой феномен, как стрессоустойчивость и ее взаимосвязь с оптимизмом. Цель исследования — выявить взаимосвязь оптимизма и стрессоустойчивости. Гипотеза исследования: чем выше параметр оптимизма, тем выше стрессоустойчивость. Для подтверждения данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование, с использованием онлайн-опроса, в котором принял участие 81 респондент. Для определения параметров оптимизма и стрессоустойчивости были использованы следующие методики: Тест диспозиционного оптимизма, ТДО (Life Orientation Test, LOT); Опросник оптимизма — ШОСТО Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой (М. Селигман, русская адаптация); Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона); Бостонский тест на стрессоустойчивость «Стиль жизни».

Ключевые слова: стрессоустойчивость, оптимизм, атрибутивный стиль, диспозиционный оптимизм.

Введение. Теоретический обзор

Быстро меняющаяся обстановка на мировой сцене, увеличивающаяся скорость происходящих социальных изменений, новые требования к личностным качествами человека — все это несомненно требует от человека повышенной стрессоустойчивости, что вновь актуализирует данную область исследования и дает ей новое дыхание. Несмотря на то что проблема стресса не нова и исследования, посвященные этой области, насчитывают более ста лет, сейчас изучение ресурсов и человеческих возможностей противостоять стрессу так же актуальны. В данном исследовании мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь феномена оптимизма и стрессоустойчивости.

Говоря о стрессоустойчивости, стоит отметить, что на данный момент нет устойчивого определения. Часто под термином «стрессоустойчивость» понимают эмоциональную стабильность, а также фрустрационную толерантность или же стресс- резистентность. Часто авторы рассматривают стрессоустойчивость в разрезе физиологии, как часть общих свойств нервной системы или темперамента (Б. А. Вяткин, С. Л. Макаренко, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов) [2].

Некоторые исследователи (Ю. А. Алексанровский, А. Д. Адо, А. В. Вальдман, В. И. Лебедев и др.) ставят знак равенства между термином «стрессоустойчивость» и «адаптация к стрессу». Другие авторы приравнивают стрессоустойчивость к копинг-стратегиям или механизма психологической защиты (Н. Хаан)

На наш взгляд наиболее полное определение стрессоустойчивости дает А. В. Михеева постулируя, что стрессоустойчивость является интегративным свойством человека, т. е. пронизывает эмоциональные, волевые, интеллектуальные и мотивационные компоненты психики человека, которая помогает в стрессогенной обстановке управлять своими эмоциями, а также адекватно реагировать на происходящее [10].

Изучая стрессоустойчивость, начиная с Г. Селье, ученые пытались установить параметры по которым можно делить людей на стрессоустойчивых и менее стрессоустойчивых. Так, Г. Селье пытался различать испытуемых опираясь на гормональный статус, связывая его с активным или пассивным поведением во время стрессовых событий. Дж. Роттер, изучавший локус-контроль, заметил разницу в реагирование на стресс у людей с внутренним и внешним локусом-контроля. Но есть исследования, которые не подтверждают эти данные. Другие исследования показывают, что не существует связи стрессоустойчивости с показателями интра-экстраверсии, о чем нам говорит в своих исследованиях А. М. Боровик, но обнаружена была обратная корреляционная связь со степенью нейротизма. Также существует связь неадекватности оценки собственных ресурсов, недооценки масштаб стрессовых ситуаций коррелирует с уровнем нейротизма, что мы можем видеть в работах Р. Лазарус и Д. Дж. Галлефера. Эмоционально устойчивые индивиды адекватно оценивают ситуацию стресса, рассматривая ее как вызов и способны эффективно преодолевать его [1].

Говоря об оптимизме, стоит сказать, что его в современной психологии рассматривают как когнитивный предикат успешной деятельности и психологического благополучия, что, возможно, говорит нам о том, что оптимизм может выступать в качестве внутреннего ресурса стрессоустойчивости.

На данном этапе развития психологической науки исследования оптимизма осуществляются в рамках двух подходов: концепции диспозиционного оптимизма (Ч. Карвера и М. Шейера) и теории атрибутивного стиля, предложенной в работах М. Селигмана и его коллег [3].

Под атрибутивным (объяснительным) стилем понимается определенный способ объяснения событий. Человек с оптимистическим атрибутивным стилем объясняет положительные события постоянными, глобальными и происходящими в результате действия индивида, а негативные события будут объясняться локальными, временными и произошедшими не по вине индивида. Человек с пессимистическим атрибутивным стилем положительные события будет объяснять — временными, локальными и произошедшими не благодаря индивиду, а негативные события — универсальными, постоянного и происходящими по вине индивида. В концепции диспозиционного оптимизма под оптимизмом понимается личностная черта, которая обобщает тенденцию человека верить в благополучное будущее [5].

Исследованием взаимосвязи стрессоустойчивости и оптимизма занимались ряд наших современников. Ниже представлены некоторые из этих исследований:

— существует взаимосвязь между оптимизмом повышенной стрессоустойчивостью, и меньшим проявлением избегающего поведения, а также позитивным отношением как стратегией выживания среди людей, больных СПИДом [21];

— есть ряд исследований, которые показывают взаимосвязь между оптимизмом и лучшим адаптацией к стрессовым событиям, а также стремлением преодолевать трудности [13, 16, 20];

— люди с оптимистической диспозицией, даже столкнувшись с проигрышем, не оставляют свои оптимистичные взгляды, больше помнят свои победы и не отказываются от возможности выиграть в игре [14];

— в данном исследовании нам показывают, как оптимистично настроенный человек более внимателен к информации, которая несет риски для здоровья, нежели к нейтральной или положительной, что может косвенно нам говорит о большей стрессоустойчивости из-за того, что человек обращает внимание на опасности и может их спрогнозировать, а следовательно, и профилактировать [11];

— высокий оптимизм связан с лучшей физиологической адаптацией к стрессовым ситуациям, пессимизм же не влияет на физиологический компонент адаптации к стрессу, но влияет на ситуативную оценку стрессовой задачи как более сложной [23];

— оптимизм помогает в борьбе с дистрессом у женщин с раком молочной железы [14];

— исследование показало положительную корреляцию между оптимизмом и совладанием с проблемой, поиском социальной поддержки и подчеркиванием положительных аспектов стрессовой ситуации [22];

— кроме этого, есть предположение, что оптимизм является неотъемлемой частью психологического здоровья [19].

Организация исследования

Целью нашей исследовательской работы было выявить связь таких феноменов, как оптимизм и стрессоустойчивость. Гипотеза нашего исследования: чем выше показатели оптимизма, тем выше стрессоустойчивость. Для достижения поставленной цели были отобраны методики для диагностики стрессоустойчивости и оптимизма: Бостонский тест на стрессоустойчивость «Стиль жизни» [8], Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) [8], Тест диспозиционного оптимизма, ТДО (Life Orientation Test, LOT) [5], Опросник оптимизма — ШОСТО Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой (М. Селигман, русская адаптация) [4]. В исследование поучаствовал 81 респондент, из них — 5 мужчин и 76 женщин, возрастной диапазон от 30 до 45 лет. Исследование проводилось строго в соответствии с политикой конфиденциальности и с использованием письменного согласия респондентов. Статистический анализ был проведен при помощи программы IBM SPSS Statistics версия 27. Для статистической обработки данных использовались: первичная описательная статистика, корреляционный анализ с использование коэффициента Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Анализируя результат Бостонского теста на стрессоустойчивость, мы можем сказать, что средний балл 29.7, что показывает нам умеренную стрессоустойчивость. Также мы можем видеть, что 53.1 % респондентов имеют умеренную стрессоустойчивость, которая соответствует норме взрослого человека и достаточно большой процент респондентов, имеющих сниженную стрессоустойчивость (44,4 %).

Результаты теста на самооценку стрессоустойчивости показывают нам средний балл в 18.7, который нам говорит о пониженной стрессоустойчивости, и это же мы можем видеть в % соотношении ответов (69.14 %).

Опираясь на полученные данные Опросника оптимизма — ШОСТО, мы можем сказать, что преобладают тенденции умеренного оптимизма в ответах респондентов (69,14 %), что хорошо прослеживается и в среднем арифметическом значении в 15.9. Также мы можем наблюдать средние значения по тесту Диспозиционного оптимизма, которые составляют 67,9 % и 24.6 в среднем арифметическом значении.

Проверяя данные на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова — Смирнова мы можем говорить о нормальном распределение данных и для дальнейшего анализа можем использовать r-критерия Пирсона.

Проведя корреляционный анализ, мы получили следующие значения: r= 0.656 для результатов Бостонского теста стрессоустойчивости и Самооценки стрессоустойчивости, что говорит нам о положительной корреляции между стилем жизни и самооценкой стрессоустойчивости. Корреляционная связь результатов Бостонского теста стрессоустойчивости и значений Опросника оптимизма -ШОСТО показала в размере r= — 0.514 — значимую отрицательную корреляционную связь, а также значения теста Диспозиционного оптимизма равные r= — 0,357 (критическое значение для n=80 = 0.22), что показывает нам также значимую отрицательную корреляционную связь. Мы можем сказать, что чем больше показатели в Бостонском тесте на стрессоустойчивость — пониженный показатель стрессоустойчивости, тем ниже показатели по тестам ШОСТО и Диспозиционного оптимизма, т. е. более пессимистичное восприятие мира. Анализируя корреляционную связь результатов теста Самооценка стрессоустойчивости и результатов Опросника оптимизма — ШОСТО, мы видим также значимую отрицательную корреляционную связь r= — 0.555 и r= — 0.460 для результатов теста Самооценка стрессоустойчивость и Теста на Диспозиционный оптимизм. Это нам показывает, что чем выше баллы по тесту Самооценка стрессоустойчивости — выше ощущение стресса, тем ниже баллы по ШОСТО и Диспозитивному оптимизму, т. е. более пессимистичный взгляд на жизнь у респондента.

Выводы

Анализируя корреляционные связи мы можем сделать следующие выводы:

  1. Самооценка стрессоустойчивости коррелирует с образом жизни человека (результаты Бостонского теста на стрессоустойчивость), так чем сильнее депривированы базовые потребности человека, тем менее стрессоустойчивым человек себя ощущает.
  2. Мы можем видеть положительную связь между разными видами оптимизма. Так, если человек смотрит с оптимизмом в будущее (результаты теста на диспозиционный оптимизм), — это может нам дать возможность прогнозировать и более высокие показатели по атрибутивному стилю, который показывает, как человек оценивает те или иные события жизни.
  3. Существует отрицательная связь между стилем жизни и оптимизмом: чем выше результаты по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость, т. е. у человека депривированы базовые потребности, тем более пессимистичный взгляд на мир.
  4. Также мы можем видеть отрицательную связь между самооценкой стрессоустойчивости и шкалой оптимизма. Так, чем ниже значения по шкале стрессоустойчивости, что нам говорит об удовлетворительной или хорошей стрессоустойчивости, тем более оптимистичный взгляд на мир у респондента.

Опираясь на данные корреляционного анализа, мы можем говорить о связи стрессоустойчивости и параметра оптимизма, так, чем выше параметр оптимизма, тем лучше показатели стрессоустойчивости у респондентов. Для подтверждения данных результатов рекомендуется провести данное исследование на большем количестве респондентов.

Литература:

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография // ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. С. 528
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса // СПб: Питер, 2009. С. 336
  3. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 756–765.
  4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля (опросник СТОУН) // Москва — Смысл, 2008. С. 154
  5. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО — П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 34–55.
  6. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Бобров В. В. Диспозиционный оптимизм и оптимистический атрибутивный стиль: специфика связей с благополучием и успешностью // Материалы Российского форума психологов. Казанский университет, 2017. Т. 14. № 4. С. 756–765.
  7. Ильин Е. П. Психология надежды. Оптимизм и пессимизм. Изд — во Питер, 2015. С. 288.
  8. Психодиагностика стресса: практикум сост. Р. В. Куприянов, Кузьмина Ю. М. // М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. — Казань: КНИТУ, 2012. С. 212.
  9. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определений // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. №. 2. С. 82–87.
  10. Михеева А. В. Методика диагностики стрессоустойчивости // Полилингвальность и транскультурные практики. № 2. 2011. С. 74–77.
  11. Aspinwall, L. G., & Brunhart, S. M. Distinguishing Optimism from Denial: Optimistic Beliefs Predict Attention to Health Threats. Personality and Social Psychology Bulletin,V. 1996. 22(10), pp 993–1003. https://doi.org/10.1177/01461672962210002
  12. Brissette I, Scheier MF, Carver CS. The role of optimism in social network development, coping, and psychological adjustment during a life transition. // J Pers Soc Psychol. 2002 Jan;V. 82(1):pp 102–11. doi: 10.1037//0022–3514.82.1.102. PMID: 11811628
  13. Chang, E. C. Dispositional optimism and primary and secondary appraisal of a stressor: Controlling for confounding influences and relations to coping and psychological and physical adjustment. Journal of Personality and Social Psychology, 1998. V. 74(4), pp 1109–1120. https://doi.org/10.1037/0022–3514.74.4.1109
  14. Carver, Charles S et al. “How coping mediates the effect of optimism on distress: a study of women with early stage breast cancer.” Journal of personality and social psychology 1993, V. 65 (2),pp 375–90.
  15. Gibson, B., & Sanbonmatsu, D. M. Optimism, Pessimism, and Gambling: The Downside of Optimism. Personality and Social Psychology Bulletin, 2004. V. 30(2), pp 149–160. https://doi.org/10.1177/0146167203259929
  16. Kim, Hyun-ji, Sang-Mee Koo and Yeonsoo Kim. “Influencing Factors of Self-Resilience, Optimism and Job Stress of Childcare Teachers.” // Journal of Convergence for Information Technology Vol. 11. No. 8, pp. 109–118, 2021, e-ISSN 2586–4440 DOI https://doi.org/10.22156/CS4SMB.2021.11.08.109
  17. Nathan M Griffith, Bruce K Schefft. “Optimism and pessimism as predictors of seizure group among patients with intractable seizure disorders” February 2023, Epilepsy & Behavior 140(Suppl. 2):109094
  18. Nes, Lise Solberg and Suzanne C. Segerstrom. “Dispositional Optimism and Coping: A Meta-Analytic Review.” Personality and Social Psychology Review V 10. 2006: pp 235–251.
  19. Ralf Schwarzer Optimism, Vulnerability, and self-beliefs as health-related cognitions: A systematic overview // Psychology & Health, V9(3), pp 161–180, 1994 DOI: 10.1080/08870449408407475
  20. Scheier, M.F., Carver, C. S. Effects of optimism on psychological and physical well-being: Theoretical overview and empirical update.// Cogn Ther Res. 1992. 16, 201–228. https://doi.org/10.1007/BF01173489
  21. S .Taylor, M.Kemeny, M.Herbert. Optimism, coping, psychological, distress,and high-risk sexual behavior among men at risk for acquired immunodeficiency syndrome (AIDS)// Journal of personality and social psychology, 1992. V 63(3), P 460–473 doi: 10.1037/0022–3514.63.3.460
  22. Scheier, Michael F, Jagdish Kumari Weintraub and Charles S Carver. «Coping with stress: divergent strategies of optimists and pessimists». Journal of personality and social psychology. 1986. V 51 (6): pp 1257–64.
  23. Sara Puig-Perez, Carolina Villada, Matias M. Pulopulos, Mercedes Almela, Vanesa Hidalgo, Alicia Salvador. Optimism and pessimism are related to different components of the stress response in healthy older people // International Journal of Psychophysiology, Volume 98, Issue 2, Part 1,2015,Pages 213–221,ISSN 0167–8760,https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2015.09.002.
Основные термины (генерируются автоматически): диспозиционный оптимизм, Бостонский тест, оптимизм, LOT, параметр оптимизма, атрибутивный стиль, значимая отрицательная корреляционная связь, корреляционный анализ, результат теста, самооценка.


Ключевые слова

оптимизм, стрессоустойчивость, атрибутивный стиль, диспозиционный оптимизм

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Психологические критерии эффективного управления персоналом

В статье рассматривается влияние психологических критериев на эффективность управления персоналом, что становится всё более актуальным в условиях современной конкуренции и динамичного развития организаций. Исследование направлено на анализ таких факт...

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Анализ эффективности оригинальной шкалы оценки риска травматизма

В ходе данной исследовательской работы была протестирована оригинальная шкала оценки риска травматизма. Цель исследования — провести анкетирование 25 человек и рассчитать вероятность риска травматизма, используя авторскую методику оценки и шкалу FRAX...

Исследование самооценки подростков

Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Психологические критерии эффективного управления персоналом

В статье рассматривается влияние психологических критериев на эффективность управления персоналом, что становится всё более актуальным в условиях современной конкуренции и динамичного развития организаций. Исследование направлено на анализ таких факт...

Задать вопрос