В данной статье автор специфику военной прокуратуры посредством рассмотрения ее статуса, структуры и компетенции. Также анализируется роль Главного военного прокурора и особенности организации и управления Вооруженными Силами РФ.
Ключевые слова: военная прокуратура, вооруженные силы РФ, структура, компетенция.
Специализированные органы прокуратуры представляют собой такие органы и учреждения, которые осуществляют прокурорскую деятельность, то есть все функции, в отношении специальных объектов, регулируемых областью специфических правоотношений.
Организация и деятельность разного рода специализированных прокуратур имеют особенность, которая обуславливается спецификой организационных, правовых и иных связей в соответствующих сферах [1]. В данной статье рассмотрю специфику военных прокуратур.
Самой обширной из специализированных прокуратур является военная прокуратура. Военная прокуратура является составной неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы прокуратуры Российской Федерации.
Специфика правового положения военнослужащих требует особого подхода к защите прав и обязанностей, именно на это направлена деятельность военной прокуратуры.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор. Он заведует деятельностью органов военной прокуратуры, предоставляет подбор, расстановку и обучение кадров, осуществляет аттестацию военных прокуроров, издает приказы, распоряжения, которые обязательны к выполнению для всех военных прокуроров.
Согласно ч. 1 ст. 46.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы, канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором [2]. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Важно заметить, что образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов, утверждение перечня воинских должностей органов военной прокуратуры, за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, иные организационно-штатные вопросы решаются заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором в пределах установленной численности органов военной прокуратуры Российской Федерации.
На верхушке системы военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура. Она является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, но при этом обладает высокой автономией. Органы военных прокуратур организуются по аналогии принципов строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Также в Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
Таким образом, органы военных прокуратур принимают во внимание специфику организации и управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Деятельность таких прокуратур определяются межрегиональным подходом, которые продиктован необходимостью обеспечения обороноспособности страны. При этом взаимодействие между управлением военной прокуратуры и государственными органами, а также органами местного самоуправления имеет особый характер, который также влияет на деятельность прокуратуры.
Далее, после Главной военной прокуратуры идут прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъекта Российской Федерации.
Крайним звеном в системе военной прокуратуры являются военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Военные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением статей Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семьи и иных граждан органами военного управления и иными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и некоторыми другими [3]. Также в компетенцию военных прокуроров входит осуществление уголовного преследования, участие в арбитражном и гражданском процессе, в пределах своей компетенции при рассмотрении военными судами административных дел и т. д.
В полномочия военного прокурора входит участие в заседаниях коллегий, военных советов, назначение ведомственных ревизий и проверок, проверка законности содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих.
Подводя итог, можно заметить, что данный вид специализированных прокуратур играет важную роль в жизни страны и для поддержания порядка в деятельности военнослужащих, органах военного управления, вооруженных силах в целом.
Литература:
- Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров: под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Юрайт, 2019. 380 с.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 (ред. от 02.09.2024) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС КонсультантПлюс