В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.
Ключевые слова: проектная деятельность, естественно — научная грамотность, метеостанция, наблюдения на прогулке, экологическое воспитание, экологическая культура.
Одна из актуальных проблем нашего времени — проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте: дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.
Широкие возможности для развития исследовательской активности, формирования основ естественно — научной грамотности ребенка-дошкольника открывает проектная деятельность. Во время наблюдений на прогулке у детей возник вопрос: «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?». Совместно с детьми мы решили организовать исследовательский проект «Юные метеорологи».
Педагогическая цель проекта: создание условий для познавательно — исследовательской деятельности экологического содержания детей старшего дошкольного возраста, формирование у них основ естественно — научной грамотности, представлений о погоде, средствах и способах ее определения.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.
- Познакомить с профессией метеоролога.
- Познакомить с приборами — помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
На первом этапе проекта совместно с детьми была собрана информация о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог», а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды; подобраны детские энциклопедии и познавательная литература; познавательные презентации для детей: «Явления природы», «Что такое погода?», «Почему идет дождь» и др.
Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения. Также дети узнали о профессии «метеоролог» и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.
Вместе с ребятами была собрана копилка изображений природных явлений и метеоприборов, с помощью которых можно определять погоду: термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеозонд, метеоспутник.
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Родители стали активными участниками проекта и помогли создать метеостанцию на нашем прогулочном участке.
На метеостанции появились приборы:
– термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй — в тени для сравнения температуры),
– флюгер и ветряной рукав для определения силы и направления ветра,
– барометр (настоящий и самодельный из банки) для определения атмосферного давления
– гигрометр (настоящий и самодельный из еловой шишки) для определения влажности воздуха,
– дождемер для определения количества выпавших осадков,
– измеритель глубины снега,
– цианометр (самодельный) для измерения синевы неба,
– «ловушка облаков» и «ловцы солнца»,
– солнечные часы.
В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились с помощью приборов определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса), количество осадков (с помощью дождемера или снегомера), различать виды облаков — перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков»).
Все наблюдения дети фиксировали как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому они могли провести настоящее исследование и ответить на многие вопросы:
– подсчитать, каких дней в месяце было больше: ясных, с осадками или ветреных?
– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?
– когда была первая оттепель?
– в каком месяце была самая высокая (низкая) температура и т. д.
Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.
Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности: дети играли в «путешественников», «спасателей» или «летчиков», которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.
Созданная на прогулочном участке метеостанция позволила вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания, а разная погода стимулировала детей к исследованиям: им было интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
Мы считаем, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий — это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сад. — Пермь: Меркурий, 2015.
- Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель 2009.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в ДОУ. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. — М.: «Дошкольный мир», 2006.
- Николаева С. Н. Приобщение ребенка к природе в детском саду. М.: «Мозаика — Синтез», 2013.