Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Орлова, И. Ю. Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи» / И. Ю. Орлова, О. А. Карабельникова, Е. В. Халтурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118066/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.

Ключевые слова: проектная деятельность, естественно — научная грамотность, метеостанция, наблюдения на прогулке, экологическое воспитание, экологическая культура.

Одна из актуальных проблем нашего времени — проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте: дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности, формирования основ естественно — научной грамотности ребенка-дошкольника открывает проектная деятельность. Во время наблюдений на прогулке у детей возник вопрос: «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?». Совместно с детьми мы решили организовать исследовательский проект «Юные метеорологи».

Педагогическая цель проекта: создание условий для познавательно — исследовательской деятельности экологического содержания детей старшего дошкольного возраста, формирование у них основ естественно — научной грамотности, представлений о погоде, средствах и способах ее определения.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.
  2. Познакомить с профессией метеоролога.
  3. Познакомить с приборами — помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.
  4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

На первом этапе проекта совместно с детьми была собрана информация о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог», а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды; подобраны детские энциклопедии и познавательная литература; познавательные презентации для детей: «Явления природы», «Что такое погода?», «Почему идет дождь» и др.

Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения. Также дети узнали о профессии «метеоролог» и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.

Вместе с ребятами была собрана копилка изображений природных явлений и метеоприборов, с помощью которых можно определять погоду: термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеозонд, метеоспутник.

Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Родители стали активными участниками проекта и помогли создать метеостанцию на нашем прогулочном участке.

На метеостанции появились приборы:

– термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй — в тени для сравнения температуры),

– флюгер и ветряной рукав для определения силы и направления ветра,

– барометр (настоящий и самодельный из банки) для определения атмосферного давления

– гигрометр (настоящий и самодельный из еловой шишки) для определения влажности воздуха,

– дождемер для определения количества выпавших осадков,

– измеритель глубины снега,

– цианометр (самодельный) для измерения синевы неба,

– «ловушка облаков» и «ловцы солнца»,

– солнечные часы.

В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились с помощью приборов определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса), количество осадков (с помощью дождемера или снегомера), различать виды облаков — перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков»).

Все наблюдения дети фиксировали как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому они могли провести настоящее исследование и ответить на многие вопросы:

– подсчитать, каких дней в месяце было больше: ясных, с осадками или ветреных?

– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?

– когда была первая оттепель?

– в каком месяце была самая высокая (низкая) температура и т. д.

Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.

Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности: дети играли в «путешественников», «спасателей» или «летчиков», которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.

Созданная на прогулочном участке метеостанция позволила вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания, а разная погода стимулировала детей к исследованиям: им было интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

Мы считаем, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий — это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Иванова Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сад. — Пермь: Меркурий, 2015.
  3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель 2009.
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в ДОУ. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. — М.: «Дошкольный мир», 2006.
  5. Николаева С. Н. Приобщение ребенка к природе в детском саду. М.: «Мозаика — Синтез», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, состояние погоды, показание приборов, старший дошкольный возраст, исследовательская деятельность, научная грамотность, прогулочный участок, проектная деятельность, увлекательная познавательная деятельность, экологическая культура.


Ключевые слова

экологическая культура, проектная деятельность, экологическое воспитание, метеостанция, естественно — научная грамотность, наблюдения на прогулке

Похожие статьи

Задать вопрос