Особенности проведения закрытых закупок в рамках государственного оборонного заказа предприятиями, подведомственными Минобороны России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Вакуленко, И. И. Особенности проведения закрытых закупок в рамках государственного оборонного заказа предприятиями, подведомственными Минобороны России / И. И. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 214-218. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118075/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящей статье исследованы отдельные вопросы правового регулирования проведения закупок, осуществляемых закрытым способом, предприятиями, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Актуальность статьи вызвана последними изменениями в законодательстве, направленными на защиту информации в области обороны государства, в том числе на повышение уровня значимости сведений, составляющих служебную тайну.

Ключевые слова: закупки, закрытые закупки, служебная тайна в области обороны, государственный оборонный заказ, Министерство обороны Российской Федерации.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее — закупки) организациями, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) является неотъемлемой деятельностью этих организаций

в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства.

При написании статьи будет проведен анализ соблюдения целей и принципов регулирования отношений в сфере государственных закупок, основанных на открытости и прозрачности, при одновременном ограничении доступа к информации в области обороны государства.

В настоящее время западными странами в целях достижения своих политических целей применяются меры воздействия военно-политического характера на экономику нашего государства. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся, в том числе повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации (далее — РФ), а также вблизи ее границ [1].

В целях обеспечения обороны и безопасности РФ, удовлетворения потребностей Вооруженных Сил возросли государственные расходы в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ). Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) в разы увеличили объемы и темпы производства. «В результате по сравнению с началом 2022 года количество закупаемых основных образцов вооружения возросло в 2,7 раза, а особо востребованных — в семь раз» — привёл данные о динамике роста сферы ОПК генерал армии Сергей Шойгу [2]. В настоящее время одновременно возводится более 2 тысяч объектов как специального, так и социального назначения. Возводятся новые радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны и причалы [3]. «В 2023 году финансирование гособоронзаказа увеличится в 1,5 раза», — сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии Минобороны [4].

Учитывая рост объемов закупок, осуществляемых в сфере ГОЗ, усиливается актуальность проблемы защиты сведений, разглашение которых может повлечь угрозу экономической безопасности и обороноспособности РФ, нанести ущерб национальным интересам государства.

В условиях текущей политической обстановке в мире органы исполнительной государственной власти предпринимают меры, направленные на ограничение доступа к информации, распространение которой может причинить вред публичным интересам государства.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в рамках ГОЗ, когда заказчиком закупок выступает федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России (далее — предприятие).

Указанные предприятия осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] (далее — Закон № 44-ФЗ), с учетом специальных норм Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [6], имеющим приоритетное значение в сфере государственных закупок, направленных на выполнение задач по обеспечению обороны и безопасности государства.

В случае если закупки осуществляются за счет собственных средств, предприятия проводят их по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [7] (далее — Закон № 223-ФЗ), на основании утвержденного в установленном законом порядке и размещенного в Единой информационной системе (далее — ЕИС) положения о закупках, которое регламентирует закупочную деятельность предприятия, выступающего в роли заказчика.

Указанное положение должно соответствовать типовому положению о закупках, утвержденному Минобороны России, которое наделено полномочиями собственника имущества предприятия [7, ч. 2.1 ст. 2]. Так, указаниями Министра обороны Российской Федерации от 13.09.2022 № 205/2/422 утверждено «Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, федеральных автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий» (далее — Типовое положение).

В соответствии с ч. 2.5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ указанное положение размещено в системе ЕИС 26.01.2023 [8] При этом предприятия с учетом единых требований, установленных Минобороны России в Типовом положении, обязаны были не позднее 15.09.2022 внести соответствующие изменения в свои положения о закупке.

ЕИС не только осуществляет формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок, но и осуществляет контрольные полномочия за соответствием размещаемой информации установленным требованиям, которые могут осуществляться и в автоматическом режиме [9, с. 193].

Такой подход значительно упростил осуществление ведомственного контроля за соблюдением военными организациями требований Закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации при проведении закупочной деятельности [10, с. 50–54].

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация принципов и неразграниченных с ними целей закупок осуществляется путем осуществления закупок в соответствии с установленными Законом № 223-ФЗ правилами и внутренними документами заказчиков [11, с. 208].

Заказчики при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — конкурентные закупки) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы осуществляются путем проведения торгов (конкурсов, аукционов, запроса котировок, предложений) и иными способами, установленными законом и положением заказчика. Электронные конкурсы и аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Запросы котировок и предложений могут быть в электронной форме и закрытыми [7, ч. 3.1 ст. 3].

В соответствии с информационным принципом открытости закупок заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о проводимой конкурентной закупке.

При этом в настоящее время особенно обращено внимание на изменение положений законов, закрепляющих ограничения распространения информации, которая не подлежит размещению в ЕИС.

Случаи, при совершении которых конкурентная закупка осуществляется закрытым способом, указаны в ч. 1 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ:

 сведения о закупке составляют государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» [12];

 если такая закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры;

 если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона № 223-ФЗ, или если закупка проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Закрытые конкурентные закупки проводятся с особенностями электронного документооборота при условии аккредитации участника закупки на электронной площадке в установленном порядке. Проведение таких закупок обеспечивается операторами электронных площадок (далее — ОЭП) [13]. Перечень операторов, утвержден Правительством РФ [14]. При этом если с 2018 года в перечень входил только один ОЭП, то с 23.11.2022 с учетом внесенных изменений [15] для проведения закрытых электронных закупок по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ утверждено три ОЭП — ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru), ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (etpgpb.ru), ООО «ЭТП» (etprf.ru).

Кроме того, в целях обеспечения защиты сведений в области обороны, законодатель в 2021 году внес изменения в положения Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» [16] (далее — Закон № 61-ФЗ) — введено новое понятие «служебная тайна в области обороны». Можно сказать, что это новый вид тайны, которая отнесена к информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Следует указать, что в предыдущей редакции указанного закона организация обеспечения обороны включала исключительно защиту сведений, составляющих государственную тайну в области обороны.

Настоящими изменениями законодатель, с одной стороны, разграничил тайну в области обороны на государственную и служебную, а, с другой стороны, повысил уровень значимости для обороны страны сведений, составляющих служебную тайну. Таким образом, в действующей редакции Закона № 61-ФЗ (п. 11 ст. 2) организация обороны государства включает обеспечение защиты сведений, составляющих как государственную тайну, так и служебную тайну в области обороны.

Перечень сведений Вооруженных Сил РФ, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержден приказом Министра обороны РФ от 17.01.2022 № 22 [17] (далее — Приказ № 22) и содержит не отнесенные в установленном порядке сведения к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведениями о мероприятиях в области обороны.

Правила обращения с такими сведениями определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052 [18] (далее — Постановление № 2052). Служебная тайна в области обороны является информацией ограниченного доступа и не подлежит разглашению [18, п. 5; 16, п. 6]. Соответственно, конкурентная закупка должна проводиться закрытым способом не только в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, но и в случае, когда сведения о закупке составляют служебную тайну.

Однако поскольку Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не устанавливают обязанности заказчика по проведению конкурентной закупки закрытым способом в случаях, если закупка, содержит сведения, отнесенные к служебной тайне в области обороны, заказчик руководствуется Типовым положением Минобороны России [19, п. 7] в котором указано, что заказчик размещает в установленные сроки в ЕИС информацию о закупках если иное не установлено законодательством, Постановлением № 2052, Приказом № 22 или настоящим Положением о закупке (п. 12).

В связи с чем, можно сделать вывод, что предприятия, находящиеся в ведении Минобороны России, должны самостоятельно закрепить обязательность защиты сведений, составляющих служебную тайну в области обороны при проведении закупки закрытым способом, в утвержденном ими положении о закупке.

При этом относимость сведений, содержащихся в документе, к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ в соответствии с перечнем (абз. 2 п. 2 Постановления № 2052).

Однако, учитывая публичную значимость данного вопроса, неурегулирование в Законах № 44-ФЗ, № 223-ФЗ порядка проведения закупок, если сведения о такой закупке составляют служебную тайну в области обороны, создает угрозу для заказчика, при проведении в указанных случаях закрытых закупок, быть подвергнутым административной ответственности за нарушение принципов открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции.

В таком случае в целях исключения неопределенности толкования вышеназванных нормативных актов, касающихся проведения публичных закупок, содержащих сведения служебной тайны в области обороны, автор предлагает нормы Законов № 223-ФЗ, № 44-ФЗ дополнить положениями о не размещении в ЕИС сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

Так будет соблюден принцип правовой определенности закона, закрепляющего ограничения распространения информации, которая не подлежит размещению в ЕИС.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
  2. Условия успеха на поле боя // URL: https://ric.mil.ru/Novosti/item/489275/ (дата обращения: 03.10.2024).
  3. Строевая стройка // URL: https://versia.ru/minoborony-nachalo-massovuyu-modernizaciyu-voennoj-infrastruktury (дата обращения: 03.10.2024).
  4. Шойгу: В 2023 году финансирование гособоронзаказа увеличится в 1,5 раза // URL: https://rg.ru/2022/11/30/shojgu-v-2023-godu-finansirovanie-gosoboronzakaza-uvelichitsia-v-15-raza.html (дата обращения: 03.10.2024).
  5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600.
  7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
  8. Единая информационная система в сфере закупок // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/typalclause/card/common-info.html?typalClauseInfoId=78085 (дата обращения: 03.10.2024).
  9. Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: Монография / Андреева Л. В. // Москва: Проспект, 2021. 232 с.
  10. Зайков Д. Е. Новое в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг военными организациями // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 12.
  11. Андреева Л. В. Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности: учебник / Алимова Я. О., Андреева Л. В., Апресова Н. Г. [и др.]. — Москва: Проспект, 2021. 336 с.
  12. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.
  13. Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 № 1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (ч. 2). Cт. 8696.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4767.
  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2022 № 3574-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 48. Ст. 8546
  16. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  17. Приказ Министра обороны РФ от 17.01.2022 № 22 «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» // СПС «КонсультантПлюс».
  18. Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052 «Об утверждении Правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 49 (ч. 1). Ст. 8241.
  19. Письмо Минобороны России от 13.09.2022 № 205/2/422 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, федеральных автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий» // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): область обороны, Российская Федерация, закупка, служебная тайна, государственная тайна, закрытый способ, государственный оборонный заказ, сведение, Типовое положение, конкурентная закупка.


Ключевые слова

закупки, государственный оборонный заказ, Министерство Обороны Российской Федерации, закрытые закупки, служебная тайна в области обороны

Похожие статьи

Задать вопрос