В настоящей статье исследованы отдельные вопросы правового регулирования проведения закупок, осуществляемых закрытым способом, предприятиями, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Актуальность статьи вызвана последними изменениями в законодательстве, направленными на защиту информации в области обороны государства, в том числе на повышение уровня значимости сведений, составляющих служебную тайну.
Ключевые слова: закупки, закрытые закупки, служебная тайна в области обороны, государственный оборонный заказ, Министерство обороны Российской Федерации.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее — закупки) организациями, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) является неотъемлемой деятельностью этих организаций
в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства.
При написании статьи будет проведен анализ соблюдения целей и принципов регулирования отношений в сфере государственных закупок, основанных на открытости и прозрачности, при одновременном ограничении доступа к информации в области обороны государства.
В настоящее время западными странами в целях достижения своих политических целей применяются меры воздействия военно-политического характера на экономику нашего государства. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся, в том числе повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации (далее — РФ), а также вблизи ее границ [1].
В целях обеспечения обороны и безопасности РФ, удовлетворения потребностей Вооруженных Сил возросли государственные расходы в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ). Предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) в разы увеличили объемы и темпы производства. «В результате по сравнению с началом 2022 года количество закупаемых основных образцов вооружения возросло в 2,7 раза, а особо востребованных — в семь раз» — привёл данные о динамике роста сферы ОПК генерал армии Сергей Шойгу [2]. В настоящее время одновременно возводится более 2 тысяч объектов как специального, так и социального назначения. Возводятся новые радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны и причалы [3]. «В 2023 году финансирование гособоронзаказа увеличится в 1,5 раза», — сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии Минобороны [4].
Учитывая рост объемов закупок, осуществляемых в сфере ГОЗ, усиливается актуальность проблемы защиты сведений, разглашение которых может повлечь угрозу экономической безопасности и обороноспособности РФ, нанести ущерб национальным интересам государства.
В условиях текущей политической обстановке в мире органы исполнительной государственной власти предпринимают меры, направленные на ограничение доступа к информации, распространение которой может причинить вред публичным интересам государства.
Рассмотрим особенности осуществления закупок в рамках ГОЗ, когда заказчиком закупок выступает федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России (далее — предприятие).
Указанные предприятия осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] (далее — Закон № 44-ФЗ), с учетом специальных норм Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [6], имеющим приоритетное значение в сфере государственных закупок, направленных на выполнение задач по обеспечению обороны и безопасности государства.
В случае если закупки осуществляются за счет собственных средств, предприятия проводят их по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [7] (далее — Закон № 223-ФЗ), на основании утвержденного в установленном законом порядке и размещенного в Единой информационной системе (далее — ЕИС) положения о закупках, которое регламентирует закупочную деятельность предприятия, выступающего в роли заказчика.
Указанное положение должно соответствовать типовому положению о закупках, утвержденному Минобороны России, которое наделено полномочиями собственника имущества предприятия [7, ч. 2.1 ст. 2]. Так, указаниями Министра обороны Российской Федерации от 13.09.2022 № 205/2/422 утверждено «Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, федеральных автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий» (далее — Типовое положение).
В соответствии с ч. 2.5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ указанное положение размещено в системе ЕИС 26.01.2023 [8] При этом предприятия с учетом единых требований, установленных Минобороны России в Типовом положении, обязаны были не позднее 15.09.2022 внести соответствующие изменения в свои положения о закупке.
ЕИС не только осуществляет формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок, но и осуществляет контрольные полномочия за соответствием размещаемой информации установленным требованиям, которые могут осуществляться и в автоматическом режиме [9, с. 193].
Такой подход значительно упростил осуществление ведомственного контроля за соблюдением военными организациями требований Закона № 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации при проведении закупочной деятельности [10, с. 50–54].
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, реализация принципов и неразграниченных с ними целей закупок осуществляется путем осуществления закупок в соответствии с установленными Законом № 223-ФЗ правилами и внутренними документами заказчиков [11, с. 208].
Заказчики при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — конкурентные закупки) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы осуществляются путем проведения торгов (конкурсов, аукционов, запроса котировок, предложений) и иными способами, установленными законом и положением заказчика. Электронные конкурсы и аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Запросы котировок и предложений могут быть в электронной форме и закрытыми [7, ч. 3.1 ст. 3].
В соответствии с информационным принципом открытости закупок заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о проводимой конкурентной закупке.
При этом в настоящее время особенно обращено внимание на изменение положений законов, закрепляющих ограничения распространения информации, которая не подлежит размещению в ЕИС.
Случаи, при совершении которых конкурентная закупка осуществляется закрытым способом, указаны в ч. 1 ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ:
сведения о закупке составляют государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» [12];
если такая закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры;
если координационным органом Правительства Российской Федерации в отношении такой закупки принято решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона № 223-ФЗ, или если закупка проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Закрытые конкурентные закупки проводятся с особенностями электронного документооборота при условии аккредитации участника закупки на электронной площадке в установленном порядке. Проведение таких закупок обеспечивается операторами электронных площадок (далее — ОЭП) [13]. Перечень операторов, утвержден Правительством РФ [14]. При этом если с 2018 года в перечень входил только один ОЭП, то с 23.11.2022 с учетом внесенных изменений [15] для проведения закрытых электронных закупок по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ утверждено три ОЭП — ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (astgoz.ru), ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (etpgpb.ru), ООО «ЭТП» (etprf.ru).
Кроме того, в целях обеспечения защиты сведений в области обороны, законодатель в 2021 году внес изменения в положения Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» [16] (далее — Закон № 61-ФЗ) — введено новое понятие «служебная тайна в области обороны». Можно сказать, что это новый вид тайны, которая отнесена к информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну. Следует указать, что в предыдущей редакции указанного закона организация обеспечения обороны включала исключительно защиту сведений, составляющих государственную тайну в области обороны.
Настоящими изменениями законодатель, с одной стороны, разграничил тайну в области обороны на государственную и служебную, а, с другой стороны, повысил уровень значимости для обороны страны сведений, составляющих служебную тайну. Таким образом, в действующей редакции Закона № 61-ФЗ (п. 11 ст. 2) организация обороны государства включает обеспечение защиты сведений, составляющих как государственную тайну, так и служебную тайну в области обороны.
Перечень сведений Вооруженных Сил РФ, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержден приказом Министра обороны РФ от 17.01.2022 № 22 [17] (далее — Приказ № 22) и содержит не отнесенные в установленном порядке сведения к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведениями о мероприятиях в области обороны.
Правила обращения с такими сведениями определены постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052 [18] (далее — Постановление № 2052). Служебная тайна в области обороны является информацией ограниченного доступа и не подлежит разглашению [18, п. 5; 16, п. 6]. Соответственно, конкурентная закупка должна проводиться закрытым способом не только в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, но и в случае, когда сведения о закупке составляют служебную тайну.
Однако поскольку Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не устанавливают обязанности заказчика по проведению конкурентной закупки закрытым способом в случаях, если закупка, содержит сведения, отнесенные к служебной тайне в области обороны, заказчик руководствуется Типовым положением Минобороны России [19, п. 7] в котором указано, что заказчик размещает в установленные сроки в ЕИС информацию о закупках если иное не установлено законодательством, Постановлением № 2052, Приказом № 22 или настоящим Положением о закупке (п. 12).
В связи с чем, можно сделать вывод, что предприятия, находящиеся в ведении Минобороны России, должны самостоятельно закрепить обязательность защиты сведений, составляющих служебную тайну в области обороны при проведении закупки закрытым способом, в утвержденном ими положении о закупке.
При этом относимость сведений, содержащихся в документе, к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ в соответствии с перечнем (абз. 2 п. 2 Постановления № 2052).
Однако, учитывая публичную значимость данного вопроса, неурегулирование в Законах № 44-ФЗ, № 223-ФЗ порядка проведения закупок, если сведения о такой закупке составляют служебную тайну в области обороны, создает угрозу для заказчика, при проведении в указанных случаях закрытых закупок, быть подвергнутым административной ответственности за нарушение принципов открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции.
В таком случае в целях исключения неопределенности толкования вышеназванных нормативных актов, касающихся проведения публичных закупок, содержащих сведения служебной тайны в области обороны, автор предлагает нормы Законов № 223-ФЗ, № 44-ФЗ дополнить положениями о не размещении в ЕИС сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.
Так будет соблюден принцип правовой определенности закона, закрепляющего ограничения распространения информации, которая не подлежит размещению в ЕИС.
Литература:
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
- Условия успеха на поле боя // URL: https://ric.mil.ru/Novosti/item/489275/ (дата обращения: 03.10.2024).
- Строевая стройка // URL: https://versia.ru/minoborony-nachalo-massovuyu-modernizaciyu-voennoj-infrastruktury (дата обращения: 03.10.2024).
- Шойгу: В 2023 году финансирование гособоронзаказа увеличится в 1,5 раза // URL: https://rg.ru/2022/11/30/shojgu-v-2023-godu-finansirovanie-gosoboronzakaza-uvelichitsia-v-15-raza.html (дата обращения: 03.10.2024).
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
- Единая информационная система в сфере закупок // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/typalclause/card/common-info.html?typalClauseInfoId=78085 (дата обращения: 03.10.2024).
- Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: Монография / Андреева Л. В. // Москва: Проспект, 2021. 232 с.
- Зайков Д. Е. Новое в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг военными организациями // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 12.
- Андреева Л. В. Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности: учебник / Алимова Я. О., Андреева Л. В., Апресова Н. Г. [и др.]. — Москва: Проспект, 2021. 336 с.
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.
- Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 № 1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (ч. 2). Cт. 8696.
- Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4767.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2022 № 3574-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 48. Ст. 8546
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
- Приказ Министра обороны РФ от 17.01.2022 № 22 «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052 «Об утверждении Правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 49 (ч. 1). Ст. 8241.
- Письмо Минобороны России от 13.09.2022 № 205/2/422 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, федеральных автономных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий» // СПС «КонсультантПлюс».