Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Елохина, Н. Ю. Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества / Н. Ю. Елохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118090/ (дата обращения: 16.10.2024).



Автором рассмотрены образовательные модели, применяемые в современном образовании, указаны достоинства и пути развития новых технологий, внедренных в образование. Выявлены преимущества применения инновационной образовательной модели, ее взаимосвязь с игровыми и творческими методами обучения развивающейся личности.

Ключевые слова: модели образования, цифровизация, инновационная образовательная модель, социум, творческое мышление, игровые процессы.

Темы воспитания и образования достаточно традиционны для социальных наук, поскольку они связаны с фундаментальными представлениями о человеке и обществе. Однако с течением времени взгляды на методы и модели образования существенно менялись. Как пример, в период начала и активного развития пандемии Covid-19 в условиях изоляции миллионы детей должны были получать информацию и знания путем использования современных технологий и онлайн-платформ [1]. Модели и методы образования продолжают развиваться и в настоящее время.

Сегодня в целях образования приоритетом является развитие личности обучающегося. Высокий уровень развития личности — результат и показатель качества образовательных процессов, что является важным как для самого обучающегося, так и для общества и государства, в котором личность взаимодействует с социумом.

В России активно развивается федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях методов цифрового образования [2]. А с 2019 года в России действует национальный проект «Образование», направленный на достижение национальной цели РФ по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов обучающихся [3].

Следовательно, в современных образовательных условиях, условиях реализации национальных и федеральных образовательных программ, актуальным становится обучение личности самостоятельно получать и обновлять знания и навыки, которые обеспечат ее успешную деятельность, способности к творческому и критическому мышлению, сформируют ее готовность для осознанного выбора своего жизненного пути.

Образовательная модель — это и теоретические основы, и планы, и сложившаяся в действительности практика, которая изначально не исходила из определенной теории, однако со временем приобрела качественное своеобразие.

Модель в образовании является описанием способов организации обучения и воспитания, она определяет основные цели и задачи, учитывает потребности и возможности личности и ориентируется на формирование определенных компетенций. Образовательная модель включает в себя педагогические технологии, методы и приемы, которые используются для достижения поставленных целей и задач. Важным элементом модели является оценка результатов обучения и внедрение полученного опыта в дальнейшую практику. Программа образования может быть адаптирована к разным условиям и потребностям, она всегда нацелена на улучшение качества обучения и воспитания.

Существует множество образовательных моделей, которые применяются в современных образовательных учреждениях:

– Традиционная модель — это классическая программа обучения, которая включает в себя лекции, практические занятия и тестирования. В этой модели преподаватель играет главную роль в процессе обучения, а учащиеся пассивно принимают знания, которые им передаются, при этом интерактивность и креативность игнорируются, вместо этого акцент делается на запоминании данных и идей, обучение зачастую проходит на слух.

– Интерактивная модель — модель, которая основана на взаимодействии между преподавателем и учащимися. В этой случае учащиеся активно участвуют в процессе обучения, задают вопросы и высказывают свои идеи.

– Индивидуальная модель — модель, основанная на индивидуальном подходе к каждому учащемуся, которые работают самостоятельно, выбирают темы исследования и темп обучения. Преподаватель выступает в роли наставника и консультанта.

– Концепция обратной связи — модель, которая предполагает непрерывный обмен информации между преподавателем и учениками. В этой модели учащиеся получают обратную связь по результатам своей деятельности, что помогает им улучшать качество своей работы.

– Инновационная модель — модель, основанная на использовании новых технологий и методов обучения. В этой программе учащимся предоставляются различные инструменты и ресурсы для самостоятельного поиска информации.

Каждая из перечисленных моделей имеет свои преимущества и недостатки, модели и способы преподавания выбираются в зависимости от целей конкретного учебного заведения и группы учащихся.

Сегодня инновационные модели являются эффективным инструментом в современном образовании, так как они позволяют личности легко усваивать новую информацию, моделировать различные ситуации и контексты и применять на практике полученные знания.

Воспитательные и образовательные процессы, несомненно, связаны с процессами цифровой трансформации, которые осуществляются с помощью интернета и передачи данных в глобальную сеть через различные устройства ввода. Передовые технологии ежегодно внедряются в жизнь людей. Нынешнее поколение с раннего возраста познает правила пользования смартфонами и умными системами, установленными повсеместно [4].

При постоянном взаимодействии с телефоном (планшетом, ноутбуком) ребенок в процессе своего развития может столкнуться с проблемами на психическом, ментальном, физиологическом, когнитивном уровне [5, 6]. К тому же отсутствие у ребенка четкого понимания хорошего и плохого подвергает мозг усвоению вредоносной информации, стрессу и страху.

Чтобы обезопасить ребенка от зависимостей, некорректной информации и привить мотивацию к обучению, применяется инновационная игровая образовательная модель, которая включает в себя основные составляющие:

– Игровые процессы;

– Образы;

– Естественная коммуникация между участниками;

– Условность сюжета;

– Замена реальных объектов условными;

– Подбор соответствующего контекста.

Действительно, игры способствуют лучшему обучению, развитию фантазии, изучению своих возможностей и взаимодействию с другими членами социума, а игровую модель можно использовать не только при работе с маленькими детьми, но и с людьми разных возрастов [7].

Моделирование реальных процессов и явлений может быть использовано для представления различных реальных ситуаций, таких как исторические, экономические, политические и иные. Игровые модели представляют учебные сценарии, в которых обучающиеся могут развивать свои навыки анализа, оценки и принятия решений.

Сотрудничество и командная работа также являются частью игровой образовательной программы. Работа в команде позволяет участникам процесса узнать что-то новое, взглянуть на ситуацию с иной точки зрения, совместно решить поставленную проблему, поделиться опытом и советами друг с другом.

Игровые модели также предоставляют обучающимся возможность практиковаться и работать на реальных сценариях, применяя критическое и творческое мышление, что помогает им улучшать свои навыки и знания в конкретной области.

В образовании не обходят стороной развитие и творческой активности как значимого качества личности. Ребенку творчество помогает тем, что:

– Развивает воображение и фантазию, помогая находить нестандартные решения и приспосабливаться к изменчивому миру.

– Улучшает моторику и координацию движений, так как многие виды творческой деятельности требуют точности и мастерства работы руками.

– Учит выражать свои чувства и мысли, развивая коммуникативные навыки и способности к общению.

– Улучшает память и концентрацию внимания, так как ребенок должен следить за своей работой и запоминать необходимые материалы.

– Способствует развитию творческого потенциала, что может в будущем помочь в выборе профессии и в решении личных задач.

Творческое мышление, несомненно, помогает человеку в жизни, так как оно дает возможность находить неочевидные решения, смотреть на ситуации иным взглядом и находить необычные связи между разными событиями [8]. Мыслить творчески — умение способствовать развитию инноваций, создавать новые идеи и концепции, усиливать сочувствия к другим людям. Также творческое мышление может помочь справляться с жизненными проблемами и находить выход из сложных ситуаций.

Одной из главных задач инновационной образовательной модели является поиск возможностей использования скрытых ресурсов обучающегося, поиск путей эффективного обучения с использованием новых технологий и творческих подходов. Новые открытия и достижения современных технологий, так или иначе, меняют цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и обучающегося, направляя организатора учебной деятельности на поиск новых методов и путей, способствующих развитию творческой активности формирующейся личности.

Творческое мышление помогает развить индивидуальность, дает возможность выражать свое видение и уникальность, что в свою очередь помогает закреплять свою позицию в обществе [9]. Творческое мышление может помочь открыть новые возможности в жизни, такие как переход на новую работу, создание собственного бизнеса, переезд или открытие, которое может изменить жизнь людей в лучшую сторону.

Таким образом, творчество играет важную роль в развитии человека, помогая ему раскрыть свой потенциал, научиться эффективно общаться с окружающим миром и креативно использовать современные технологии для реализации своих идей.

Инновационная образовательная модель предполагает также внедрение различных процессов и технологий:

– Дистанционное обучение (online-курсы, вебинары, видеолекции);

– Использование мобильных устройств в учебном процессе (планшеты, смартфоны);

– Интерактивные доски и другие технические средства обучения;

– Электронные учебники и онлайн-библиотеки;

– Облачные технологии и социальные сети для общения и совместной работы педагогов и учащихся.

В школе детей не только обучают с помощью видеолекций и электронных учебников, но и привлекают различные системы индивидуального учета успеваемости и мониторинга прогресса каждого ученика. Создаются электронные личные кабинеты, куда заносится вся информация по образовательному прогрессу, доступ к которой есть не только у педагога и обучающегося, но и у его родителей. Такие системы позволяют контролировать развитие ребенка и, при необходимости, корректировать курс обучения.

Современные школьники уже в юном возрасте могут ознакомиться с различными современными профессиями. Создание специализированных курсов, ориентированных на подростков, позволяет государству готовить хорошие кадры для дальнейшего развития общества. Модернизация системы образования, внедрение инновационных моделей обучения дает безграничное количество знаний ребенку, открывает перед ним микро-, макро- и мегамиры.

Однако наряду с преимуществами все еще имеют место быть и недостатки:

– Ограниченный доступ к интернету для педагогов и учащихся по месту проживания и работы (около 2000 населенных пунктов в России до сих пор не имеют доступа в сеть Интернет) [10];

– Ошибки в методиках обучения при использовании технологий, приводящие к нежелательному результату;

– Риск использования качественно низкого или непроверенного материала в сети;

– Несоответствие программы и оборудования;

– Отсутствие личного контакта между педагогом и обучающимся.

Если современные технологии используются в соответствующих условиях и контексте, они могут значительно улучшить уровень образования [11]. Заинтересованность обучающихся в развитии и изучение разных наук гарантирует взращивание достойного поколения, способного совершать новые, жизненно важные открытия.

Моделирование образования с помощью цифровых технологий в современном мире является необратимым процессом, без которого невозможно представить существование будущего. В условиях прогресса цифровой трансформации образования возрастает актуальность анализа и прогноза вопросов особенности взаимодействия, взаимовлияния цифровизации, человека и общества.

Литература:

  1. Кронштадтская Д. Вирусные изменения: как пандемия приблизила неизбежное будущее / Электронный журнал «Ведомости» РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/07/30/835117-virusnie-izmeneniya (дата обращения: 25.08.2024).
  2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos (дата обращения: 25.08.2024).
  3. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 25.08.2024).
  4. Brown Jeffrey. Kids Increasingly Staring at Glowing Screens, Study Finds. PBS (Public Broadcasting Service), 25 Oct. 2011.Web. 07 Apr. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.center4research.org/young-children-screen-time-tv-computers-etc/ (дата обращения: 25.08.2024).
  5. Subrahmanyam K., Greenfield P. M., Kraut R. E., Gross E.F The impact of computer use on children's and adolescents' development // Appl Develop Psychol. — 2001. — V. 22. — P.7–30.
  6. Subrahmanyam K., Kraut R. E., Greenfield P. M., Gross E. F. The impact of home computer uses on children’s activities and development. Future Child. — 2000. — № 10. — Р. 123–144.
  7. Ходырева Елена Анатольевна. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Киров, 1998 206 c.
  8. Пикалов Б. Х. Теория и методика развития творческой активности школьника. — Оренбург: ОГПУ, 2004. — 284 с.
  9. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Концепт: научно-методический электронный журнал. — 2014. — № S10. — С. 51–55. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm (дата обращения: 25.08.2024).
  10. Перечень населенных пунктов без доступа к сети Интернет. [Электронный ресурс]. URL: https://dom.gosuslugi.ru/webhelp/main/index.html#source/och/perechen_nas_punktov_bez_interneta.html (дата обращения: 25.08.2024).
  11. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. — 368 стр., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, модель, инновационная образовательная модель, процесс, Россия, образовательная модель, обратная связь, современное образование, творческая активность, учебная деятельность.


Ключевые слова

творческое мышление, социум, цифровизация, модели образования, инновационная образовательная модель, игровые процессы

Похожие статьи

Задать вопрос