Особенности механизмов рабочей памяти и тормозного контроля у лиц с зависимостью от разного типа психоактивных веществ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ивашина, П. В. Особенности механизмов рабочей памяти и тормозного контроля у лиц с зависимостью от разного типа психоактивных веществ / П. В. Ивашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118106/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проведено исследование, показывающее, как влияют исполнительные функции на склонность к аддиктивному поведению в зависимости от разного типа психоактивных веществ. Исследование проведено на группе лиц, длительно употребляющих психоактивные вещества, средняя стаж употребления 17 лет.

Ключевые слова: исполнительные функции, рабочая память, тормозный контроль, склонность к зависимому поведению

Features of executive functions in individuals with addiction to different types of psychoactive substances

Annotation. Astudy was conducted showing how executive functions affect the tendency to addictive behavior depending on different types of psychoactive substances. The study was conducted on a group of people who have been using psychoactive substances for a long time, the average duration of use is 17 years.

Key words: executive functions, working memory, inhibitory control, tendency to addictive behavior

Введение.

Исследование было проведено на выборке 241 человек, среди которых 146 — зависимые от различного типа психоактивных веществ (алкоголь, опиаты, несколько типов психоактивных веществ, стимуляторы), 95 человек — контрольная группа — не употребляющие ПАВ. Средний стаж употребления в группе зависимых — 17 лет. Диагноз «синдром зависимости» по МКБ-10 был поставлен врачом. Исследование ставит задачей установить уровень влияния исполнительных функций на склонность к зависимости, взаимосвязи исполнительных функций с психологическими и социально-демографическими характеристикам в группах с разным типом зависимости от ПАВ.

Исполнительными функциями называют совокупность нисходящих ментальных процессов, необходимых для концентрации внимания и контроля поведения, когда автоматическое, инстинктивное, интуитивное поведение становится неэффективным или невозможным [1].

Составляющими элементами исполнительных функций является рабочая память, тормозный контроль и когнитивная гибкость [3]. Тормозный контроль обеспечивает прекращение прежних неэффективных в настоящий момент действий, рабочая память обеспечивает запоминание конечного результата и промежуточных этапов, а когнитивная гибкость помогает менять поведение при изменении ситуации.

Наиболее обсуждаемые механизмы, функционирующие в рабочей памяти — забывание, обусловленное воспроизведением (retrieval-induced forgetting, RIF) и «обучение, обусловленное воспроизведением (retrieval-based learning — RBL) [4,5]. Была использована оригинальная компьютеризированная методика [2], предназначенная для запоминания зрительных объектов, представленных на экране компьютера. Методика включала три серии, в течение которых предъявлялся один и тот же набор простых объектов, однако порядок предъявления варьировался от серии к серии.

В исследовании были также применены методика диагностики формально-динамических характеристик Я. Стреляу [6], анкета социально-демографических характеристик. Был проведен линейный регрессионный анализ и получены выводы.

Таблица 1

Влияние независимых переменных на зависимую переменную «число ошибок в сложной сенсомоторной реакции» в группе испытуемых, употребляющих стимуляторы

Независимые переменные

R 2

Критерий Дарбина-Уотсона

Возраст первого употребления ПАВ

r=0,150, ß=-0,150

0,022

1,802

p=0,022

Из таблицы 1 можно заключить, что тормозный контроль, который тем больше, чем меньше ошибок делает в сложной сенсомоторной реакции испытуемый, определяется возрастом первого употребления: чем позднее возраст первого употребления стимулятора, тем лучше тормозный контроль.

Таблица 2

Влияние независимых переменных на зависимую переменную «обучение в процессе воспроизведения» в группе испытуемых, употребляющих стимуляторы

Независимые переменные

R 2

Критерий Дарбина-Уотсона

Возраст отца при рождении ребенка

r=0,173, ß=0,173

0,030

1,904

p=0,008

Согласно таблице 2, исходя из того, что коэффициент бета положителен, то, чем старше отец при рождении ребенка, тем выраженнее обучение в процессе воспроизведения в рабочей памяти испытуемых, употребляющих стимуляторы. Можно предположить, что чем старше отец при рождении ребенка, тем больше внимания он прикладывает к его обучению.

Таблица 3

Влияние независимых переменных на зависимую переменную «число ошибок в сложной сенсомоторной реакции» в группе испытуемых, употребляющих опиаты

Независимые переменные

R 2

Критерий Дарбина-Уотсона

Формально -динамические характеристики динамичность и активность, возраст отца при рождении ребенка

r=0,757

0,573

1,414

p=0,001

При употреблении опиатов тормозный контроль тем хуже (больше ошибок), тем младше отец при рождении ребенка, ниже динамичность и активность в тесте формально динамических характеристик поведения.

Регрессионный анализ не обнаружил значимой модели влияния независимых переменных на изменение переменной «обучение в процессе воспроизведения» при употреблении опиатов.

Таблица 4

Влияние независимых переменных на зависимую переменную «обучение в процессе воспроизведения» в группе испытуемых, употребляющих несколько ПАВ

Независимые переменные

R 2

Критерий Дарбина-Уотсона

Формально-динамическая характеристика настойчивость

r=0,451, ß=0,173

0,204

1,743

p=0,008

Итак, согласно таблице 4, формально-динамическая характеристика «настойчивость» тем ниже, чем ниже обучение как следствие воспроизведения.

Таблица 5

Влияние независимой переменной на зависимую переменную «число ошибок в сложной сенсомоторной реакции» в группе испытуемых, употребляющих несколько ПАВ

Независимые переменные

R 2

Критерий Дарбина-Уотсона

Объем памяти в третьей попытке

r=0,310

0,096

1,790

p=0,041

Поскольку коэффициент бета имеет отрицательное значение, то число ошибок тем больше, чем ниже воспроизведение материала в третьей попытке в группе употребляющих несколько типов ПАВ.

Результаты.

У испытуемых с аддиктивным поведением и опытом употребления наркотических веществ около 17 лет наблюдается взаимосвязь тормозного контроля с возрастом начала употребления ПАВ (стимуляторы). Чем старше отец при рождении ребенка, тем выраженнее обучение в процессе воспроизведения в рабочей памяти испытуемых, употребляющих стимуляторы.

При употреблении опиатов тормозный контроль тем хуже (больше ошибок), тем младше отец при рождении ребенка, ниже динамичность и активность в тесте формально динамических характеристик поведения.

В группе употребляющих несколько типов ПАВ формально-динамическая характеристика «настойчивость» тем ниже, чем ниже обучение как следствие воспроизведения.

Уровень объема памяти связан с уровнем тормозного контроля в группе употребляющих несколько типов ПАВ: тем ниже результаты 3 попытки в рабочей памяти, тем выше количество ошибок в серии заданий тормозного контроля.

Социально демографические характеристики — возраст отца — связаны с исполнительными функциями у употребляющих ПАВ. Уровень тормозного контроля и объемов рабочей памяти снижен во всех группах употребляющих ПАВ. Что предполагает дальнейшие исследования в данном направлении и вектор изучения формирования устойчивости к зависимости от ПАВ в детском возрасте, что связано с онтогенезом исполнительных функций.

Литература:

  1. E. I. Nikolaeva, E. G. Vergunov, Theoretical and experimental psychology 10 (2). — 62–81 (2017) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30162468
  2. O. M. Razumnikova, M. Savinykh, R.Suslov, R. O. Petrov Proc. 11th Intern. Forum on Strategic Technology (IFOST) 256–258 (2016)
  3. A. Diamond, Annual Review of Psychology 64, 35–68 (2013) https://doi:10.1146/annurev-psych-113011–143750
  4. 7. Cinel C., Mack C. C., Ward G. Towards Augmented Human Memory: Retrieval-Induced Forgetting and Retrieval Practice in an Interactive, End-of-Day Review/ Journal of Experimental Psychology: General. 2018, Vol. 147, No. 5, 632– 661. http://dx.doi.org/10.1037/xge0000441
  5. Murayama K. et al. Forgetting as a consequence of retrieval: a meta-analytic review of retrieval induced forgetting / Murayama K., Miyatsu T., Buchli D., Storm B. C.// Psychol. Bull. 2014. V. 140. N 5. P. 1383–1409.
  6. Стреляу, Я., Митина, О., Завадский, Б., Менчук, Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2007. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, рабочая память, группа испытуемых, переменная, тормозной контроль, число ошибок, возраст отца, обучение, тип ПАВ, формально-динамическая характеристика.


Похожие статьи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос