Данная статья исследует проблему развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях центра помощи. Рассматривается проведённое исследование на базе КГБУ «Поспелихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» село Поспелиха, Поспелихинского района, Алтайского края в период с ноября 2022 года по июнь 2024 года.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные навыки, развитие коммуникативных навыков, подростки с умственной отсталостью.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью является одной из ключевых в данной категории лиц, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
У подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в центрах помощи, значительно больше проблем, чем у подростков с умственной отсталостью, проживающих в семье и конечно, чем у подростков с нормативным психофизическим развитием. Их психическому развитию препятствуют внешние и внутренние неблагоприятные условия. В результате ограничения общения общее развитие личности воспитанников тормозится. И только развитые коммуникативные навыки являются необходимым условием развития личности и позволяют подростку с умственной отсталостью, проживающему в центре помощи, эффективно общаться.
Актуальность проблемы подтверждает проведённое исследование. Исследование проводилось на базе КГБУ «Поспелихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» село Поспелиха, Поспелихинского района, Алтайского края в период с ноября 2022 года по июнь 2024 года. В исследовании принимали участие 16 воспитанников среднего школьного возраста (11–14 лет) с диагнозом «нарушение интеллекта легкой и умеренной степени».
На первом этапе были определены критерии оценки ожидаемых результатов опытно-экспериментальной работы.
Таблица 1
Характеристика диагностических критериев исследования развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью
№ |
Изучаемые свойства, параметры психического явления или процесса |
Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства, параметра |
1 |
Уровень сформированности коммуникативных действий (умение договариваться) |
Методика «Рукавички» (Цукерман Г. А.) |
2 |
Уровень сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника |
Методика «Кто прав?» Г. А. Цукерман |
3 |
Коммуникативный (социальный) самоконтроль в общении |
«Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера |
4 |
Уровень общительности |
Оценка уровня общительности (В. Ф. Ряховского) |
Практический этап начался с проведения констатирующих замеров в экспериментальной и контрольной группах по выбранным методикам. Для проведения констатирующего эксперимента в группе подростков с интеллектуальным нарушением мы адаптировали вопросы тестов с учетом их психологических особенностей.
В ходе применения методики «Рукавички», целью которой являлось оценивание коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества , выявлено преобладание средних и низких значений.
В ходе применения методики «Кто прав?» Г. А. Цукерман, целью которой было выявление уровня сформированности умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность также выявлено преобладание средних и низких значений.
При проведении теста на самоконтроль при общении с другими людьми М. Снайдера у подростков с умственной отсталостью большая часть показала средний уровень самоконтроля. Большинство искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях.
При проведении теста «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховского) всплыла проблема абстрактного мышления и воображения, возникла проблема с не высказыванием своего собственного мнения в ответ на мнение собеседника, боязнь быть не понятым, смешным или «неуклюжим» в общении — вот главные проблемы.
Мы можем констатировать, что для подростка с нарушенным интеллектом взаимодействие со сверстниками в активной деятельности имеет важное значение в развитии коммуникативных навыков. Можно предположить, что при общении со сверстниками эмоциональный контакт, эмоции и чувства, возникающие в процессе общения, играют важную роль в формировании личностных качеств подростка с нарушенным интеллектом.
На констатирующем этапе установлено, что у подростков с умственной отсталостью отмечается недоразвитие коммуникативных навыков. Им трудно вступать в коммуникацию как со взрослым, так и со сверстником, продолжать общение. Они затрудняются точно отвечать на вопросы, не соблюдают последовательность реплик при коммуникативном взаимодействии. Особую сложность у испытуемых вызывает поддержание темы общения.
Обязательным условием развития коммуникативных навыков подростков с умственной отсталостью, проживающих в центре помощи является правильная организация психолого-педагогического сопровождения с вовлечением в данную деятельность педагогов центра. Это обстоятельство определило необходимость анкетирования педагогов центра помощи.
Посредством анкеты для педагогов мы стремились выяснить степень осведомленности и заинтересованности испытуемых о проблеме развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью и правильной организации процесса психолого-педагогического сопровождения.
Педагогам предлагалось сформулировать свое понимание понятий по теме проводимого исследования, выявлены позиции опрашиваемых относительно характера нарушений умственно отсталых подростков. Также анкетирование позволило располагать нам сведениями о представлениях педагогов относительно достоинств и недостатков совместного проживания и обучения подростков с умственной отсталостью с детьми и подростками без нарушений в развитии. Комбинированный характер вопросов анкеты стимулировал опрашиваемых к большей искренности, вдумчивости, уходу от формальных ответов, индивидуализировал и качественно оптимизировал результативность анкетирования.
Анализ результатов анкетирования показал, что в представлениях большей части опрошенных корректно понимание определения умственной отсталости, ее виды, но назвать основные компоненты коммуникативных навыков подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения и дать определения понятию психолого-педагогическое сопровождение не смогли 8 человек (72,7 %).
После проведения констатирующего замера в экспериментальной группе был проведен формирующий эксперимент. В экспериментальной группе был введен новый фактор, не предусмотренный в контрольной группе. Этим фактором явился — комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в условиях центра помощи в процессе психолого-педагогического сопровождения.
В разработке комплекса мероприятий по развитию коммуникативных навыков у подростков с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) мы исходили из предположения о том, что специфика их жизнедеятельности и нахождения в центре помощи продуцирует ряд факторов, негативно влияющих на становление и развитие.
Цель комплекса мероприятий: развитие коммуникативных навыков и формирование умений конструктивного взаимодействия подростков с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) со сверстниками и взрослыми.
Структура комплекса мероприятий состоит из трёх взаимосвязанных разделов, которые влияют на развитие когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов общения.
В перспективно-календарное планирование занятий были включены игры и упражнения на развитие навыков коммуникации, на работу с телом, на отработку негативных эмоций (конструктивной реакции на обиду, раздражение, гнев), на снижение агрессии, на развитие произвольного поведения и толерантности. Занятия способствуют: формированию коммуникативных навыков (через психогимнастические упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии), повышению уровня мотивации путем привлечения в нетрадиционные виды работы, осознанию собственных личностных ресурсов, необходимых для формирования более активной позиции в общении. Происходит формирование навыков общения благодаря активизации сферы подсознательного (применение элементов арт-терапии, рисования).
В период работы с экспериментальной группой осуществлялось отслеживание процесса развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения, проживающих в центре помощи детям и давалась оценка его промежуточных результатов; проводилась необходимая корректировка. По окончании формирующего эксперимента были проведены контрольные замеры в экспериментальной и контрольной группах по методикам, использованным при констатирующих замерах с целью обеспечения достоверности получаемых результатов.
Таким образом, благодаря проведённой коррекционной работе у подростков с умственной отсталостью отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков. Закрепление полученных на занятиях знаний, умений и навыков должно происходить и в свободной деятельности подростков посредством проведения воспитателями в группе различных игр, заданий и т. д. Данные игры должны иметь пролонгированный характер (могут проводиться в течение одного или нескольких дней) и обеспечивать перенос знаний в новую ситуацию, стимулировать активный поиск и выбор стратегии взаимодействия.
Исключительно такой комплексный подход к решению заявленной проблемы способен гарантировать достижение искомого результата развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения, проживающих в центре помощи.
Литература:
- Войтенко, Н. М. Развитие коммуникативных навыков детей и подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного лагеря / Н. М. Войтенко, А. В. Макаров // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи: Материалы VII-й Международной научно-практической конференции 02–03 марта 2023 г., Таганрог, 02–03 марта 2023 года. — Таганрог: Южный федеральный университет, 2023. — С. 53–62.
- Ганичева, И. А. развитие коммуникативных навыков у подростков «группы риска» / И. А. Ганичева, М. А. Слизова // ХХХ Рязанские педагогические чтения «Образование и социокультурная сфера: история и современность»: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского, Рязань, 23–24 марта 2023 года / Под общей редакцией Л. А. Байковой, Н. В. Евтешиной, А. А. Захаровой, Н. А. Фоминой. — Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2023. — С. 326–330.
- Ковалева, А. С. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования / А. С. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58–1. — С. 116–120.
- Лукьяненко, М. А. Развитие коммуникативных навыков подростков в условиях временного коллектива средствами игротерапии / М. А. Лукьяненко // Символ науки: международный научный журнал. — 2023. — № 4–2. — С. 203–209.
- Тараканова, Н. Н. Особенности коммуникативных навыков у подростков с тяжелыми множественными нарушениями в развитии / Н. Н. Тараканова // Актуальные проблемы специального образования: Сборник научных трудов. — Тверь: Психолого-педагогическая академия, 2024. — С. 70–78.
- Ухина, Н. А. Развитие коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью на внеклассных занятиях / Н. А. Ухина // Журнал педагогических исследований. — 2023. — Т. 8, № 4. — С. 86–91.