В настоящее время предпринимателю нужно не только избежать риска. Необходимо его предвидеть, при этом стараясь одновременно снизить его до минимального уровня. Для этого необходимо вести постоянный и своевременный контроль как за деятельностью работников, так и в компании в целом путем правильной постановки экономической, правовой работы, бухгалтерского (финансового) учета и отчетности.
Процесс управления фирмой и соответствующе организованную систему внутреннего контроля нельзя отделить друг от друга, при этом не нарушив эффективность всей системы управления. Отсюда появляется потребность в постоянно действующем и эффективным элементе, который входит в систему внутреннего контроля и является ее неотъемлемой частью.
Таким образом, в роли эффективного механизма, который помогает обеспечить собственников и руководителей необходимой информацией по функционированию всех ее подсистем является служба внутреннего аудита.
Образование на отечественных компаниях подразделений внутреннего аудита и их нормативное регулирование на сегодняшний момент является актуальным, сложным, но в тоже время интересным вопросами.
Внутренний аудит необходим в первую очередь для предотвращения потерь ресурсов, стабилизации бухгалтерского учета и для организации необходимых изменений внутри организации. Особенностью внутреннего аудита можно назвать и то, что он осуществляется в момент совершения и документального составления финансово-хозяйственных операций. Это позволяет вовремя обнаруживать все недостатки в работе и принимать необходимые меры к их предотвращению [2].
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Рассмотрение работы внутреннего аудита» в качестве внутреннего (операционного, управленческого) аудита понимают организованную на предприятии, действующую в интересах руководства и собственников предприятия, регламентированная внутренними нормативами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности и надежностью функционирования системы внутреннего контроля [1].
Международный Институт внутренних аудиторов раскрывает следующее определение внутреннего аудита: «Внутренний аудит это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на усовершенствование деятельности организации».
Исходя из этого, под внутренним аудитом понимают установленную внутренними документами компании деятельность по контролю за всеми составляющими управления и различными сторонами функционирования компании, которая осуществляется служащими специального контрольного органа в процессе помощи органам управления фирмы в рамках установленных нормативов, в соответствии с экономической целесообразностью для предприятия, а также с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета.
Цели и задачи внутреннего аудита в организации обозначаются в зависимости от состояния системы внутреннего контроля, в том числе от уровня менеджмента и персонала фирмы, а также системы управления рисками.
В качестве главной цели внутреннего аудита выступает предоставление руководству организации объективной, надежной и своевременной информации о деятельности компании в связи с достижением общекорпоративных целей и по соблюдению соответствующих стандартов ведения бизнеса.
В роли задач внутреннего аудита выделяют организацию системы внутреннего контроля, которая является неотъемлемой составляющей для осуществления прав и ответственности руководящего органа управления и должностных лиц [3].
Функции внутреннего аудита выполняют специально выделенная служба или отдельный аудитор, который состоит в штате хозяйствующего субъекта. Это ревизионная комиссия; ревизоры; внутренние аудиторы, которых привлекают для целей внутреннего аудита; внешние аудиторы и группы внутренних аудиторов.
Следует отметить, что в зависимости организационно-правого контекста внутренний аудит является эксклюзивным для каждого хозяйствующего субъекта. Большое значение здесь отводиться учету специфики его финансово-хозяйственной деятельности. В экономической литературе рассматриваются следующие формы его организации:
- создание собственной службы внутреннего аудита;
- аутсорсинг;
- косорсинг.
Создание собственной службы внутреннего аудита предполагает, что сотрудники организации хорошо знакомы с внутренней структурой компании и отраслевыми особенностями бизнеса. Положительным аспектом является и то, что когда аудиторские задания выполняются собственными штатными сотрудниками, то полученные ими навыки и опыт остаются внутри компании. Кроме того, руководство фирмы может использовать внутренний аудит как основу для профессионального роста, приобретения определенных навыков и карьерного роста будущих управленческих кадров.
Аутсорсинг (от англ. Оutsourcing — выполнение всей совокупности функций или только конкретной части по управлению организацией сторонними специалистами) предполагает полную или частичную передачу функций по ведению внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту.
А суть косорсинга заключается в том, что в рамках компании создаются органы внутреннего аудита, но тем не менее в некоторых случаях могут привлекаться эксперты специализированной компании или внешние консультанты.
Выбор того или иного способа организации службы внутреннего аудита во многом определяется видом, сферой и масштабами деятельности организации, которые необходимо рассматривать перед планированием.
Таким образом, субъект внутреннего аудита должен оценить эффективность существующих систем контроля и управления бизнес-процессами, предпринимательскими и финансовыми рисками, выявить события, препятствующие достижению поставленных целей развития организации. В условиях экономической неопределенности внутренний аудит получает возможность продемонстрировать свою необходимость для собственников и менеджмента организаций.
Правильно сложенная работа службы внутреннего аудита должна направлять работников организации, особенно при условии экономического кризиса, соблюдать действующее законодательство, придерживаться нормативных актов, разработанных предприятием внутренних планов, правил и процедур, своевременно предупреждать и минимизировать риски, связанные с непредвиденными расходами или потерями репутации организацией.
Не менее важным является и то, что построенная служба внутреннего аудита помогает уменьшить и расходы организации, которые связанны с проведением внешнего аудита. Это возможно в том случае, когда внешний аудитор сможет полагаться на результаты полученные в процессе проведения внутреннего аудита, что в дальнейшем поможет сократить объем действий, выполняемых внешним аудитором.
Большое значение по повышению эффективности работы компании можно добиться путем интеграция внутреннего аудита с управленческим учетом, которые совместными усилиями должны образовать такую систему с помощью которой появиться возможность поиска и мобилизации всех допустимых резервов по экономии ресурсов, по рационализации технологических процессов, по уменьшению себестоимости произведенной продукции, работ и услуг и по повышению конкурентоспособности компании [3].
Однако, не следует забывать и тот момент, который связан с разработкой необходимых методик внутреннего аудита, рабочей документации по стабилизации деятельности службы. Среди наиболее проблемных аспектов внутреннего аудита можно выделить:
- небольшой объем необходимых методических разработок;
- возможная неэффективность действующей нормативно-правовой базы, занимающейся регулированием внутреннего аудита;
- низкий опыт деятельности аудиторов;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- отсутствие унифицированных форм необходимых документов;
- отсутствие автоматизации внутреннего контроля за деятельностью.
Указанные проблемы могут привести к пробелам связанным не только с организацией внутреннего аудита, но и к проблемам в теории и практике.
С организацией внутреннего аудита компания имеет ряд существенных преимуществ, которые в первую очередь связаны с выявлением резервов средств и источников получения необходимых средств предприятия. Не менее важное значение имеет и разработка рекомендаций касающихся усовершенствования системы учета и внутреннего контроля или, по крайней мере, оценка использования уже имеющегося на предприятии информационно-программного обеспечения. Эти преимущества в конечном итоге приведут к повышению интересов различных инвесторов до таких предприятий.
Большое значение при определение объективности проводимого внутреннего аудита отводиться степени его независимости от других составляющих структуры управления. Данное требование должно быть гарантированно путем подчинения и обязанностью представления отчетов только определенному кругу лиц, которые назначили эту деятельность, то есть руководству фирмы или ее собственникам.
В связи с тем, что менеджеры не всегда способны точно оценить ситуации, они должны использовать ту информацию, которой в полной мере владеет внутренний аудит. Именно этот инструмент, в качестве которого выступает всесторонняя информация обо всех аспектах деятельности фирмы поможет провести анализ и повысить эффективность принятия решений службы менеджмента. Именно благодаря внутреннему аудиту, менеджеру удается по-новому взглянуть на вещи и оценить качество принятых управленческих решений [4].
Наиболее эффективные перспективы при создании службы внутреннего аудита для организаций заключаются во-первых в том, что это позволит органу управления компанией установить эффективный контроль за структурными подразделениями организации. Во-вторых, осуществляемые внутренними аудиторами проверки и анализ помогут выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития. И в-третьих, внутренние аудиторы могут выполнять и консультативные функции, что касается должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в организации.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в современных условиях становления и развития рыночных отношений, предоставляются большие возможности внутреннему аудиту продемонстрировать свои возможности и доказать свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний. При организации отдела внутреннего аудита у руководства компаний появляется мощный инструмент, с помощью которого можно повысить эффективность бизнеса и достичь новых высот.
Литература:
1. Каковкина Т. В. Аудит и оценка системы внутреннего контроля // Аудиторские ведомости — 2011.– № 9 [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант Плюс: Высшая школа»;
2. Орлова О. Е. Проблема организации внутреннего контроля // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения — 2012.– № 6 [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант Плюс: Высшая школа»;
3. Полисюк Г. Б. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // Все для бухгалтера — 2011.– № 7 [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант Плюс: Высшая школа».