Тестирование как метод идентификации одаренности детей дошкольного возраста, применяемый в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Поескова, Г. И. Тестирование как метод идентификации одаренности детей дошкольного возраста, применяемый в США / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7274/ (дата обращения: 16.11.2024).

Национальные документы в разных штатах США по-разному рассматривают детскую одаренность, однако семь способностей измеряются в любом тесте одаренности: язык, общие знания/эрудиция, память, математика, визуально-пространственные способности, умственные способности, моторику.

1.                   Язык

Когда ребенок тестируется, экзаменатор проверят, как ребенок слушает и выполняет его указания. Плюс к тому, некоторые задания специально применяются для того, чтобы выяснить, насколько хорошо ребенок понимает язык. К примеру, когда экзаменатор говорит: «Укажи на ту вещь, которая умеет лаять», предполагается, что ребенок знает, о чем идет речь. Ребенок должен понимать язык и различать интонацию. Дети овладевают ресептивным (что они понимают) языком раньше, чем они начинают говорить, в возрасте примерно 9 месяцев. Если попросить годовалого ребенка показать корову на картинке, то он это сделает, несмотря на то, что пока не в состоянии говорить ни слова. Почему так важен язык? Язык пронизывает все. Ребенку надо понимать язык, чтобы обучиться истории, математике и другим предметам в школе. Во время тестирования, экзаменатор отмечает то, как ребенок слушает и следует его инструкциям. Есть специальные задания, позволяющие понять, насколько хорошо ребенок знает язык. К примеру, когда экзаменатор говорит: «Покажи на животное, которое лает», он проверяет его восприимчивый язык. Экспрессивный язык это возможность ребенка высказать свои мысли устно, а позднее в письменном виде. Так прежде, чем сказать что-то, ребенок должен понимать, то, что он хочет сказать, можно утверждать, что вначале у ребенка формируется восприимчивый язык, а позднее экспрессивный.

2.                   Общие знания / эрудиция ребенка

Подразумевается, что ребенок владеет определенным объемом информации и имеет навыки поведения, присущие данному возрасту. Ребенок должен знать цвета, формы предметов, времена года, праздники, знать домашних животных, различать фрукты и овощи и т. д. при тестировании экзаменатор может задать ему вопрос типа: «Где ты можешь увидеть тигра: на ферме или в зоопарке?», «Зачем мы ходим к дантисту?», «Что следует тебе сделать, если ты случайно наступил кому-то на палец?».

3.                   Память

Это может быть проверка вербальной памяти и визуальной памяти. Экзаменатор может спросить у ребенка: «Почему мы чистим зубы?», и ребенок должен вспомнить, что мама говорила ему о том, как чистить зубы, чтобы избежать кариеса. Или экзаменатор может сказать: «Можешь ли ты повторить буквы, которые я сейчас назову? E, A, С, S».

Долгосрочная память. Этот вид памяти особенно важен для ребенка во время учебы. Детям надо запомнить названия химических элементов, столицы государств, разнообразные слова, грамматические правила, историю, и способы решения различных математических задач. Во время тестирования, экзаменатор может спросить у ребенка: «А почему нужно мыть руки перед едой?». И ребенок может вспомнить, как мама ему говорила, что необходимо мыть руки, чтобы предотвратить появление различных болезней. Так ребенок использует долгосрочную память. Экзаменатор может показать ребенку картинку, на которой женщина ведет машину по воздуху и спросить у ребенка: «Что неправильно на картинке?». И если ребенок ответит, что машины не летают по воздуху, то в этом случае он тоже использует долгосрочную память.

Краткосрочная память. Это информация, которую ребенок только услышал и смог воспроизвести. Экзаменатор может спросить у ребенка: «Можешь ли ты повторить буквы, которые я только что произнес?». Во время тестирования экзаменатор может попросить его указать на квадрат, в котором есть круг внутри и звездочка сверху. Если ребенок запомнит, что сказал ему экзаменатор и укажет на правильную фигуру, то тем самым он продемонстрирует краткосрочную память.

4.                   Математика

Ребенок должен обладать элементарными навыками структурирования, последовательности, классификации и сравнения. Математическое мышление помогает ребенку выработать критическое мышление и навыки достижения поставленных для решения задач. При тестировании экзаменатор может показать ребенку картинку с нарисованными восемью яблоками и попросить их сосчитать. Экзаменатор может спросить у ребенка: «Если у тебя было три пирожных, а ты съел одно, сколько у тебя осталось пирожных?». Экзаменатор может попросить ребенка сложить кубики, начиная от самых маленьких до самых больших.

5.                   Визуально-пространственные способности

Это то, что нельзя выразить словами, а только с помощью картинок, диаграмм, геометрических форм. Способность рисовать и различать треугольник, квадрат и круг является основой для письма и узнавания букв и чисел. Различия между кругом и треугольником это первый шаг для узнавания буквы О и А. При тестировании экзаменатор может попросить ребенка обнаружить три собачки на картинке. Или сложить пазлы так, как изображено на картинке. Ребенок должен иметь моторику, которая складывается из работы с пазлами, мозаикой, лепкой, рисованием. Ребенка могут попросить сложить кубики так, как это показано на картинке.

6.                   Умственные способности

Это мыслительный процесс, это процесс анализирования, выяснения причин.

Абстрактное мышление.Ребенок должен уметь мыслить абстрактно Лучший способ научить ребенка абстрактно мыслить это игра. Позже, когда ребенок подрастет, он будет различать такие абстрактные явления, как опасность, ирония, ненависть. Абстрактная терминология встречается и в математике, и в литературе, и в истории. Во время тестирования экзаменатор может указать на собачку и спросить у ребенка: «Что это?». Экзаменатор может спросить у ребенка, что означает понятие «ирония» и что означает слово «свобода».

Последовательное мышление. Экзаменатор может попросить ребенка разложить картинки в определенной последовательности. Логическое мышление и последовательность событий важна при описании ребенком каких-либо событий или рассказа.

Конкретное мышление. Это способностьребенка идентифицировать и группировать предметы по их признакам (цвету, размеру, текстуре), объединять предметы в группы (овощи, фрукты, ягоды). При тестировании экзаменатор может спросить у малыша: «Яблоки и апельсины — это что?». Или «Собака лает, а лев — что делает?». При тестировании экзаменатор может дать ребенку пазлы, а сам при этом наблюдать то, как ребенок справляется с проблемой. Как он решает задачу — спокойно и методично, или импульсивно? Когда задание оказывается слишком трудным для ребенка — он сдается или продолжает думать над ее решением? Отношение к выполнению задания обязательно найдет отражение в описательном отчете экзаменатора.

7.                   Моторика

Это способность ребенка владеть своими руками и пальцами: развязывание, развязывание, игра с маленькими предметами и т. д. Экзаменатор может попросить ребенка что-нибудь нарисовать или собрать пазлы.

Быстрота выполнения заданий

При тестировании экзаменаторы часто обращают внимание на скорость, с которой дети выполняют задания. Детей, чей мозг работает быстрее других, часто называют «умные дети». Они с большей вероятностью будут помещены в группу продвинутых детей, обучающихся по программе TAG для одаренных детей.

Вопросы внимания

Дети с проблемами внимания часто гиперактивны и легко отвлекаются. Они с трудом сосредотачиваются и не могут контролировать своими импульсами, своим телом. Проблемы внимания во время тестирования будут отмечены экзаменатором и отражены в описательном отчете. Как мы видим, основное, что должен уметь ребенок при тестировании — уметь слушать, говорить, запоминать; в ходе тестирования экзаменатор выявляет, что ребенок уже знает, что понимает и что умеет делать. В ходе тестирования выясняется, что ребенок любит делать и что у него получается лучше всего. На основании этого педагогами сделаются выводы о том, как сделать так, чтобы обучение приносило детям удовольствие и одновременно развивало их.

В некоторых округах США проводится тестирование при переходе ребенка из ясельной группы в старшую группу. Это идеальный вариант для ребенка, поскольку тестирование проходит в стенах родного сада, ребенок знаком с тестирующими его людьми, да и воспитатель видит настроение ребенка и посылает его на тестирование в благоприятный момент. Родители могут сказать воспитателю, что ребенок сегодня не готов к тестированию, поскольку находится не в настроении. Однако зачастую родители не знают, когда проходит тестирование ребенка и поэтому им не стоит волноваться. Во многих городах Америки ребенка можно привести на тестирование в офис к психологу. В отдельных округах родителям представляется список тестирующих детей психологов.

Существуют определенные рекомендации и правила на этот счет по отдельным вопросам.

Вот приблизительный порядок проведения тестирования детей.

Размещение. Когда ребенок заходит в комнату для тестирования, ему должно быть предоставлено место за небольшим столом, где бы он мог легко работать с материалами. Если ребенок беспокоится, родитель может побыть с ним в комнате тестирования несколько минут.

Объяснение экзаменатора. Когда ребенок успокоится, экзаменатор может объяснить, что ему надо будет делать. Экзаменатор объяснит ребенку, что он сможет ответить не на все вопросы, поскольку некоторые вопросы предназначены для ребят старшего возраста.

Задания. Тест, предоставляемый ребенку, обычно состоит из нескольких заданий, по каждой категории вопросов. К примеру, тест измерения интеллекта Векслера (WISC-III) оценивает вербальный коэффициент интеллекта (Verbal IQ score), практический коэффициент интеллекта (Performance IQ score) и комбинированный полный коэффициент интеллекта(Full scale IQ score).

Пройдя подобное тестирование по шкале WISC-III, ребенок может иметь, к примеру, вербальный коэффициент интеллекта равный 107, практический — 105, а полный коэффициент — 106. Это означает, что интеллект ребенка оценивается в рамках среднего. Особо следует подчеркнуть тот факт, что тест WISC-III хорошо стандартизован и обладает высокой надежностью и валидностью, при этом коэффициенты интеллекта по тесту WISC-III являются хорошими показателями академической успеваемости. Благодаря разделению вербальных и практических функций данный тест широко используется для обследования слепых, глухих и физически неполноценных детей.

Процесс тестирования. Тест состоит из набора когнитивных (умственных) и моторных задач, изменяющихся от чрезвычайно легких до чрезвычайно трудных. Психолог, проводящий тестирование в соответствии со специальными инструкциями, определяет начальный уровень тестирования и предлагает все более сложные задания до того момента, когда ребенок уже не может выполнить ни одно из заданий определенного уровня. Показатель IQ определяется на основе того, сколько заданий смог выполнить данный ребенок по сравнению со средним количеством заданий, выполняемых детьми того же возраста.

Описательный отчет. При тестировании ребенка психолог обязательно приложит описательный отчет о качествах ребенка, которые она у него заметила во время тестирования (и возможно наблюдая за ним в комнате ожидания). Этот доклад даст указание на социально — эмоциональное развитие ребенка. Родители могут перед началом тестирования рассказать то, что они считают важным о ребенке. К примеру, сказать, что ребенок двуязычный, и это психолог отметит в своем описательном отчете. Это поможет психологу понять, почему ребенок не справился с вербальным субтестом и он набрал малое количество баллов. Психолог должен побеседовать с родителями ребенка и узнать от них необходимую и интересующую его информацию. Далее он, используя WISC-III тест интеллекта в процессе принятия решения, должен ответить на ряд важных вопросов:

1.                 Почему ребенок получил именно такой коэффициент?

2.                 Какие обстоятельства при тестировании ребенка могли повлиять на результаты теста, — например, тревога, личностные факторы, мотивация?

3.                 Каковы результаты по сравнению с другими детьми того же возраста, пола, уровня, класса, этнической группы?

4.                 Каковы результаты теста в сравнении с результатами аналогичных тестов, проведенных ранее?

5.                 И, наконец, самое важное: как результаты теста будут использованы при планировании обучения ребенка? [3].

Существующий в США недавно принятый проект START (Support to Affirm Rising Talent) был разработан в соответствии с теорией Г. Гарднера специально для детей дошкольного возраста. Ученые К.Каллахан, К.Томплинсон, Э.Томчина и Дж.Плюккер, разрабатывающие его, пытались разработать процедуру идентификации одаренности в соответствии с теорией множественного интеллекта Г.Гарднера; выявить перспективы дошкольников из культурно отсталых экономических слоев общества в рамках теории Г.Гарднера; исследовать надежность и достоверность процедуры идентификации детской одаренности; протестировать и определить учащихся в группу детей, рано поступающих в школу [2].Результаты этого проекта в целом свидетельствуют о том, что множественный интеллект трудно оценить. Валидности тестов мешают факторы лингвистических и логико-математических подшкал. К. Мэйкер утверждает, что если меняется процесс идентификации одаренных детей, то меняются и программы G/T для одаренных детей [1].

Литература:

1.                 Maker, C.(1992) Intelligence and creativity in multiple intelligences:identification and development. Educating Able Learners, p.17.

2.                 Plucker, J., Callahan, C.,& Tomchin, E. Wherefore art, thou, multiple intelligences?Alternative assessments for identifying talent in ethnically diverse and low-income students. (2010) Gifted Child Quarterly,40, 81–92.

3.                 Wechsler,D.The Measurement of Adult Intelligence. Baltimore (MD): Williams & Witkins, p.229, 1974.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, WISC-III, экзаменатор, время тестирования, тестирование, описательный отчет, долгосрочная память, задание, результат теста, тестирование ребенка.


Похожие статьи

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Маркетинговые исследования при проектировании формы для девочек профессиональных колледжей

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР

Похожие статьи

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Маркетинговые исследования при проектировании формы для девочек профессиональных колледжей

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР

Задать вопрос