Разработка web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыбанов, А. А. Разработка web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики / А. А. Рыбанов, А. В. Рыльков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7284/ (дата обращения: 16.10.2024).

This article deals with the problems of organization of professional practice. The author suggest web-centric information system to improve the process of students’ practice. Increasing of student’s work activity in coping with programme of professional practice and intensification of independent work is marked in comparison with the results of professional practice in the previous 2009–2010 academic year.

Ключевые слова: web, информационная система, производственная практика, мониторинг, контроль.

Одним из условий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста является производственная практика — как активный метод обучения, в процессе которого студенты решают реальные практические задачи на производстве.

От эффективности организации производственной практики зависит профессиональный рост студентов как будущих конкурентоспособных специалистов.

Качество производственной практики во многом определяется совокупностью следующих входящих в неё элементов:

1)      качество управления производственной практикой;

2)      качество образовательных программ и учебно-методических материалов по производственной практике;

3)      состав будущих бакалавров, уровень их профессиональной мотивации на избранную профессию;

4)      наличие соответствующей базы производственной практики, профессиональная компетентность работодателей, привлекательность предприятия, организации, фирмы, их статус и т. п.;

5)      педагогическая компетентность руководителей производственной практики.

Проблему качества управления производственной практикой можно решить путём создания web-ориентированной информационной системы (Web-ИС) «Производственная практика» [1], на которую будут возложены функции информационной поддержки участников процесса производственной практики.

Web-ИС «Производственная практика» размещена по адресу http://industrial.rybanov.ru/ и предназначена для мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики [2]. Потенциальные пользователи и основные функции web-ИС «Производственная практика»:

-          студент-практикант: заполнение личных данных (e-mail, тел. для связи и т. п.); выбор темы и предприятия для прохождения производственной практики; ведение дневника производственной практики; формирование пакета отчетной документации по результатам прохождения производственной практики;

-          заведующий кафедрой: регистрация руководителя производственной практики и закрепление за ним учебных групп; указание периода, тематики и баз производственной практики; мониторинг и управление процессом прохождения производственной практики; обобщение результатов прохождения практики с целью внесения изменений в учебный процесс и процесс организации производственной практики;

-          руководитель производственной практики от кафедры (рис. 1): регистрация студентов-практикантов; закрепление студентов за базами производственной практики; формирование программы производственной практики студента; мониторинг и управления процессом прохождения производственной практики посредством e-mail рассылки указаний и объявлений студентам-практикантам; генерация кафедрального отчета по результатам прохождения производственной практики;

Рис. 1. Меню пользователя-руководителя производственной практики от кафедры

-          руководитель производственной практики от предприятия: формирование электронного отзыва по результатам прохождения студентом производственно практики (рис. 2).

Web-ИС «Производственная практика» разработана в виде web-приложения, серверная часть которого реализована на основании комплекса программного обеспечения AMP, включающего: Apache, MySQL, PHP. Все компоненты этого комплекса распространяются под свободными лицензиями, таким образом, web-ИС «Производственная практика» может функционировать без использования дорогостоящего проприетарного программного обеспечения. Такой подход позволяет осуществлять работу с web-ИС «Производственная практика» с различных рабочих мест, без предварительной установки специального программного обеспечения (достаточно иметь соединение с Интернетом и web-браузер), и не заботиться об обновлении программного обеспечения пользователей системы при развитии и модификации программы.

Рис. 2. Форма отзыва по производственной практике

Web-ИС «Производственная практика» состоит из следующих модулей:

-          модуль регистрации: ведение информации о факультетах, направлениях обучения, учебных группах, кафедрах, студентах и руководителях производственной практики;

-          модуль аутентификации;

-          модуль настройки доступа к web-ИС «Производственная практика»;

-          модуль управления личными данными пользователей web-ИС «Производственная практика»;

-          модуль редактирования информации о руководителях и базах производственной практики;

-          модуль управления информацией о базах производственной практики: распределение студентов по базам производственной практики, определение количества занятых и свободных мест для прохождения производственной практики;

-          модуль редактирования программы производственной практики;

-          модуль управления заданиями по производственной практике: ведение информации о выполненных студентом заданиях в рамках прохождения производственной практики;

-          модуль ведения дневника производственной практики;

-          модуль обработки электронных отзывов руководителей производственной практики;

-          модуль генерации отчетных документов по производственной практике;

-          модуль подведения итогов производственной практики;

-           модуль управления событиями производственной практики:рассылка сообщений.

В web-ИС «Производственная практика» предусмотрена возможность формирования требуемых отчетных документов (в формате pdf), основываясь на заданном в web-ИС шаблоне, что позволяет снизить вероятность искажения пользователем web-ИС принятого в Волжском политехническом институте стандарта оформления отчетных документов по результатам прохождения производственной практики.

В 2011 году в рамках производственной практики у студентов направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» было проведено бета-тестирование web-ИС «Производственная практика», что позволило повысить безопасность и улучшить качество интерфейса системы.

Анализ применения web-ИС «Производственная практика» в 2011–2012 учебном году показал, что по сравнению с предыдущим 2010–2011 учебным годом отмечается повышение активности работы студентов при освоении программы производственной практики и интенсификация самостоятельной работы.

Литература:

1.                  Рыбанов А. А., Рыльков А. В. Автоматизированное рабочее место «Производственная практика» // Тезисы докладов семнадцатой межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов 25 мая — 2 июня 2011 г. // МЭИ — Волжский, 2011, С. 69–70.

2.                  Рыбанов А. А., Рыльков А. В. Автоматизированное рабочее место «Производственная практика» v1.0 [программа]: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011616031. — Зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ 03.08.11.

3.                  Рыбанов А. А., Рыльков А. В. Методы разработки пользовательского интерфейса веб-ориентированного автоматизированного рабочего места «Производственная практика» // 11-я научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (г. Волжский, 27–28 янв. 2012 г.): сб. матер. конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — C. 310–312.

4.                  Рыбанов А. А. Подходы к разработке web-ориентированной информационной системы мониторинга и управления процессом прохождения производственной практики / Рыбанов А. А. // Новые информационные технологии в образовании: матер. междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. / РГППУ. — Екатеринбург, 2012. — C. 470–472.

5.                  Рыбанов А. А. Новые подходы к организации производственной практики студентов // Взаимодействие предприятий и вузов по повышению эффективности производства, управления и инновационной деятельности: сб. докл. VIII межрегион. науч.-практ. конф., г. Волжский, 17–18 апр. 2012 г. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ [и др.]. — Волгоград, 2012. — C. 29–31.

6.                  Сова Е. В., Рыбанов А. А. Сравнительный анализ библиотек генерации отчётов в веб-ориентированных информационных системах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2012. — № 7. — C. 167.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, модуль управления, результат прохождения, управление процессом, AMP, PHP, баз, ведение информации, пользователь web-ИС, программное обеспечение.


Похожие статьи

Use of electronic devices in the process of teaching a foreign language

Informatization of education and active use of electronic devices in the classroom and during independent work is a new stage in the development of the educational process and the educational system as a whole. The main purpose of this article is to ...

The problem of extreme conditions of professional activity (System-Theoretical Analysis)

This article is devoted to a system-theoretical analysis of the professional activities of the employees of the penitentiary system in extreme conditions. As extreme conditions, insulation conditions are considered. Different views on understanding t...

Psychological features of the formation of students' readiness for physical recreation

The article presents the main links of the technology of forming the readiness of students of universities of a physical culture profile for physical recreation activities, psychological and pedagogical conditions that contribute to the effectiveness...

Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС

The article is focused on the participation of Uzbek students in the internationalization of higher education is analyzed on the example of the Namangan Engineering Pedagogical Institute. The role of international mobility of Uzbek students in the pr...

Using case study method in learning process of Master students

The main aim of the paper is to present the advantages of the case study method as a new tool of environmental education. The author of this paper uses these case studies in teaching environmental science to Master students at South Ural State Univer...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

Interdisciplinary connections of the topic «high-molecular compounds» in the high school chemistry course

Interdisciplinary connections in school education are a concrete expression of the integration processes taking place in science and society today. These links play an important role in improving the practical and scientific-theoretical training of s...

Organization of teaching methods and forms in Vietnamese high school aimed at student’s capacity development

Teaching activities aimed at student’s capacity development are not only focused on activating cognitive activities, but also develop capacity to solve problems that are associated with various cases in students’ life and career in the future. The fo...

Optimization of business processes of Higher Education Institution

The article discusses improving the management system and optimization of business processes of higher education, in particular by the example of the department. The need to improve the management system of higher education at the present stage is du...

Efficiency of the language training course for presenting at international conferences

The article considers methods and techniques aimed at developing language skills and competences necessary to successfully deliver scientific presentations at international conferences. The author reasons the importance of the course, provides analys...

Похожие статьи

Use of electronic devices in the process of teaching a foreign language

Informatization of education and active use of electronic devices in the classroom and during independent work is a new stage in the development of the educational process and the educational system as a whole. The main purpose of this article is to ...

The problem of extreme conditions of professional activity (System-Theoretical Analysis)

This article is devoted to a system-theoretical analysis of the professional activities of the employees of the penitentiary system in extreme conditions. As extreme conditions, insulation conditions are considered. Different views on understanding t...

Psychological features of the formation of students' readiness for physical recreation

The article presents the main links of the technology of forming the readiness of students of universities of a physical culture profile for physical recreation activities, psychological and pedagogical conditions that contribute to the effectiveness...

Мобильность молодежи Узбекистана как фактор интеграции в ЕС

The article is focused on the participation of Uzbek students in the internationalization of higher education is analyzed on the example of the Namangan Engineering Pedagogical Institute. The role of international mobility of Uzbek students in the pr...

Using case study method in learning process of Master students

The main aim of the paper is to present the advantages of the case study method as a new tool of environmental education. The author of this paper uses these case studies in teaching environmental science to Master students at South Ural State Univer...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

Interdisciplinary connections of the topic «high-molecular compounds» in the high school chemistry course

Interdisciplinary connections in school education are a concrete expression of the integration processes taking place in science and society today. These links play an important role in improving the practical and scientific-theoretical training of s...

Organization of teaching methods and forms in Vietnamese high school aimed at student’s capacity development

Teaching activities aimed at student’s capacity development are not only focused on activating cognitive activities, but also develop capacity to solve problems that are associated with various cases in students’ life and career in the future. The fo...

Optimization of business processes of Higher Education Institution

The article discusses improving the management system and optimization of business processes of higher education, in particular by the example of the department. The need to improve the management system of higher education at the present stage is du...

Efficiency of the language training course for presenting at international conferences

The article considers methods and techniques aimed at developing language skills and competences necessary to successfully deliver scientific presentations at international conferences. The author reasons the importance of the course, provides analys...

Задать вопрос