Значение формирования, развития и воспроизводства кадров в системе банковского образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Жоголь, Т. В. Значение формирования, развития и воспроизводства кадров в системе банковского образования / Т. В. Жоголь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7289/ (дата обращения: 18.12.2024).

Образование есть та социальная составляющая, которая характеризуется как наиболее динамичная, связанная абсолютно со всеми отраслями экономики. В первую очередь её значимость заключается в том, что благодаря повышению уровня образованности населения, в том числе через реформы высшей школы, можно достигнуть высоких темпов экономического роста в стране. В условиях переходной экономики управление системой профессиональной подготовки специалистов становится особенно актуальным.

Переходная экономика являет собой новый этап экономического развития общества, которое «неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое: меняются формы собственности, отношения между людьми по поводу присвоения, обмена, распределения, использования благ» [1, с.115], это особое состояние экономической системы, при котором происходят коренные преобразования в обществе, экономике и государстве в целом. Несмотря на то, что по существу, а также в силу свойства изменчивости, в данном понятии заложен принцип развития и достижения определённого нового состояния (рыночной экономики), переходная экономика представляет собой отдельный тип экономической формации в силу определённых присущих ей черт, например, таких как многоукладность и относительная длительность преобразований [1, 2, 4]. Она представляет собой временное разнородное единство противоречащих элементов — рыночных условий и государственного регулирования. Их одновременное противоборство и партнёрство, диалектическое единство и борьба определяют вектор дальнейшего развития и формируют импульсы поступательного движения.

В Республике Беларусь реформирование экономики характеризуется поэтапными преобразованиями, которые предполагают «постепенное приспособление экономической политики к изменяющимся условиям» [1, с.119] и классифицируется экономистами как умеренно-радикальный подход [там же], или постепенное, поэтапное создание рыночных отношений [2, 3, 5]. Однако ещё долгое время ведущей остаётся роль государственного регулирования [2–5], которое призвано «скомпенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов» [2, с.53], особенно на первоначальных этапах.

Изменения, традиционно сопровождающие трансформации любого порядка, в переходной экономике подразумевают совершенствование структурной, институциональной и организационной основ экономики [6], многообразие (плюрализм) форм собственности [7] (с важнейшей ролью, но не монополией частной собственности). Данные преобразования затрагивают все сферы экономики, включая и систему образования и финансово-банковский сектор. Реформирование последнего может привести как к усугублению трансформационного кризиса ввиду выполнения банковской системой важнейших макроэкономических функций по обслуживанию финансовых потоков в экономике, так и к повышению уровня экономического развития. В финансово-кредитном секторе возрастает численность занятых, что обусловлено привлекательностью быстрого оборота денежных средств, высоким уровнем доходов, близостью к кредитным ресурсам. Кадровые оттоки из других сфер деятельности сказываются в виде диспропорций на рынке труда в целом и на его отдельных сегментах, например, на всё более усложняющемся рынке труда молодых специалистов. Он переполнен выпускниками специальностей, которые «являются трудоизбыточными на белорусском рынке труда, причём большие коррективы вносят негосударственные вузы» [8, с.16].

С определённого момента перед всей системой профессионального образования поставлены новые требования к качеству подготовки специалистов. Это связано с переходом к рыночным механизмам экономического развития, а также с отсутствием обязательного государственного распределения выпускников, обучающихся на платной основе. Возникла необходимость пересмотра главных концепций образования, а значит, переосмысления методик подготовки специалистов, перераспределения приоритетов в процессе их обучения. Система высшего образования подвергается новому испытанию — изучению сквозь призму современных — «рыночных» взглядов, с применением рационализированных подходов на базе основных составляющих рынка: конкуренции, цены, спроса и предложения.

Главное богатство общества во все времена составляют люди, современным экономическим языком обозначаемые как человеческие ресурсы, поэтому исследование проблем эффективности их использования в качестве основного элемента производительных сил, всегда являлось актуальным. В условиях инновационно развивающейся экономики компетенция и квалификация специалиста являются важнейшими факторами экономического роста государства и социального прогресса общества. Эффективность экономических процессов в большинстве своём сопряжена с уровнем накопленного в стране человеческого капитала и степенью его реализации во всех секторах экономики, в том числе и задействованного в банках.

Экономический механизм обеспечения банковской системы кадрами представляет собой совокупность форм и методов, позволяющих определить необходимое количество банковских кадров в соответствии с её потребностями в определённом объёме и уровне качества их подготовки. Это достигается благодаря предусмотренным законодательством экономическим мерам, то есть основам, заключающимся в определённом установленном порядке обеспечения банки кадрами. Сюда включаются планирование объёмов и структуры подготовки банковских специалистов, способы её финансирования, содержание учебных планов различных специализаций и направлений специальностей, продолжительность обучения в соответствии с уровнем образования, которое является базой для получения специальности, порядок распределения на рабочие места.

Рассматриваемый экономический механизм направлен на обеспечение банковских организаций кадрами в результате реализации своих функций соответствующими учреждениями образования в процессе подготовки банковских специалистов. К методам воздействия на рассматриваемые процессы в данном исследовании относятся установление и доведение до учреждений образования планов набора абитуриентов в разрезе специализаций; подготовка выпускников за счёт дифференцированных средств — бюджета, организаций-заказчиков, собственных средств обучающихся — с целью привлечения, а также путём дифференциации форм обучения в соответствии с запросами обучающихся и возможностями учреждений образования; мониторинг рынка образовательных услуг; система кредитования обучения; ценообразование в системе образования; материально-техническая база учреждений образования. К формам — различные способы мотивации банковских организаций и банковских специалистов в повышении уровня образования банковских коллективов путём создания для этого условий, стимулирующих все заинтересованные в процессе обучения стороны.

Таким образом, экономический механизм обеспечения банков кадрами заключается в обеспечении с помощью экономических методов достижения целей всех заинтересованных в процессе подготовки банковских специалистов сторон. От степени усовершенствования взаимодействия всех составляющих данного процесса, зависит успех реализации поставленных целей.

В настоящее время в банковской сфере не уделяется должное внимание оценке уровня кадрового обеспечения банков. Решая проблемы переходной экономики, банки не всегда считают приоритетным этот существенный элемент своей деятельности.

Особенности работы в банке заключаются в том, что «большинство служащих имеют жёстко регламентированные исполнительские функции и относятся к техническим специалистам (80–90 %); меньшая часть банковского персонала (20–10 %) выполняют аналитические функции» [9, с.349]. К тому же даже специалистам-исполнителям для поддержания своей квалификации в динамично меняющихся условиях банковской деятельности приходится прикладывать серьёзные усилия, чтобы постоянно совершенствоваться и соответствовать развитию банковских технологий. Данная проблема вполне решаема в случае работы отлаженной системы подготовки, переподготовки, развития основного ядра человеческого капитала банковской системы — банковских специалистов.

Невозможно обеспечить развитие банка без профессионального, инновационного, творческого развития его сотрудников. Образование, обучение, аттестация и другие компоненты развития человеческих ресурсов неизменно обеспечивают рост эффективности выполняемых банком функций за счёт прогрессивного развития компетенций и интеллектуальных навыков персонала, их взаимоотношений за счёт расширения информационного поля, укрепления и развития навыков познания, профессиональной компетенции человеческого капитала банковской системы в целом.

Таким образом, место или ниша, занимаемая банком в системе экономических отношений, связана не только и не столько с адаптацией к рыночным условиям, сколько с подготовленностью кадров. В литературе и практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, построение карьеры и т. п. Всё это так или иначе связано с обучением, образованием, то есть с профессиональной подготовкой.

Система профессионального образования всегда находилась в процессе постоянного взаимодействия с экономической ситуацией, которая способна влиять на условия существования этой взаимосвязи, степень этого взаимодействия зависит от конкретных условий, в которых находится государство и общество. Концепция обучения, образования как капитала, вложенного в человека, выражается в эффективности труда работника, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках рабочей силы, обеспечивающей высокий профессиональный уровень, всё это, в свою очередь, требует инвестиций в обучение. Рост уровня образования в банке может рассматриваться не только как необходимое и достаточное условие жизнеспособности банка, но и как направление увеличения его экономического потенциала.

Высококонкурентная среда, условия неопределённости и нестабильности, в которых банк осуществляет свою деятельность, придают ей рисковый характер. В свою очередь это требует от сотрудников не только повышенной ответственности, но и понимания того, что каждый работник своим трудом напрямую влияет на общие результаты работы организации, её имидж, что требует наличия у них соответствующих личностных качеств, необходимых для работы в ситуациях, требующих немедленной реакции, самообладания и рационализма. Особые требования к банковскому персоналу предъявляются и в связи с необходимостью сохранения банковской тайны, с постоянным повышением интеллектуализации труда, совершенствования своего профессионального мастерства.

Таким образом, особенности функционирования банковского персонала обусловлены спецификой банковской деятельности и связаны, прежде всего, с наличием у банковских работников определённых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления её различных видов. В нашем государстве (Республика Беларусь) такие знания можно получить в соответствующих высших, средних специальных и учреждениях профессионально-технического образования, предлагающих специальности соответствующего профиля.

Литература:

1.    Тычина, Н. А. Макроэкономические преобразования в странах с переходной экономикой / Н. А. Тычина // Научная и инновационная деятельность в Беларуси: сб. науч. тр. / НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь; под науч. ред. В. Ф. Иванова. — Минск, 2001. — С. 115–125.

2.    Лобкович, Э. И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. пособие / Э. И. Лобкович. — Минск: БГЭУ, 2000. — 70 с.

3.    Концепции и теории трансформации экономических систем / Г. А. Шмарловская [и др.]; под общ. ред. Г. А. Шмарловской. — Минск: БГЭУ, 2002. — 63 с.

4.    Красникова, Е. В. Экономика переходного периода: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и др. экон. специальностям / Е. В. Красникова. — 3-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2008. — 341 с.

5.    Дорина, Е. Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации:монография / Е. Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2005. — 187 с.

6.    Пиатковский, М. Экономические и институциональные факторы «новой экономики» в странах с переходной экономикой / М. Пиатковский // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 1. — С. 14–24.

7.    Аносова, с.А. Проблемы собственности в условиях переходной экономики / с.А. Аносова // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 3. — С. 32–41.

8.    Ванкевич, Е. В. Равновесие на рынке труда: теория и практика / Е. В. Ванкевич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2006. — № 6. — С. 4–19.

9. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Н. К. Василенко, И. К. Козлова, О. В. Купчинова и др.; под ред. Г. И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2002. — 504 с.

Основные термины (генерируются автоматически): переходная экономика, банковская система, банковский персонал, человеческий капитал, банковская деятельность, Беларусь, государственное регулирование, профессиональное образование, процесс подготовки, экономическое развитие.


Похожие статьи

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Значение и перспективы развития цифровизации в области физической культуры и спорта

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Похожие статьи

Развитие кадрового резерва как инструмент (механизм) развития потенциала государственной гражданской службы

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Значение и перспективы развития цифровизации в области физической культуры и спорта

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Задать вопрос