Старший дошкольный возраст — это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе складывается из многих составляющих, среди которых развитие речи.
Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Поэтому работа, направленная на развитие связности речи и развитие координации мелкой моторики пальцев рук даст хорошие результаты в школе.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (лепка, рисование)
Цель: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.
Задачи:
— Учить детей активно и творчески применять ранее усвоенные умения и навыки.
— Развивать навыки лепки техникой работы из соленого теста.
— Воспитывать умения детей работать в группах. Поддерживать положительное, доброжелательное отношения детей друг к другу.
— Закреплять умение создавать фигуру животного, передавать выразительность образа.
Оборудование
Демонстрационный: картинка к сказке «Волк и семеро козлят», красивый сундучок, готовое соленое тесто, готовые образцы главных героев к сказке из солёного теста.
Раздаточный материал: клеенки, стеки, влажные салфетки, готовое соленое тесто (на каждого ребенка)
Ход совместной деятельности воспитателя и детей
Организационный момент:
(Воспитатель вносит красивый сундучок в группу)
— Как вы думаете, что в нем? (варианты детских ответов)
Воспитатель: — У нас в саду будет проходить конкурс «Покажи сказку»
— Давайте покажем необычную сказку!
— Ваши волшебные ручки слепят сказку, а какую догадайтесь с помощью загадки:
Уходя, сказала мама
своим деточкам упрямым:
«Вы к дверям не подходите,
не балуйтесь, не шумите.
Никому не открывать.
Я приду вас стану звать»
Это сказ для всех ребят -
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: — Из чего можно сделать персонажей к сказке? (предложения детей)
(Воспитатель загадывает загадки)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(ответ: мука)
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным… (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть)
— Кто догадался, из чего ваши волшебные ручки будут делать сказку? (ответы детей)
Воспитатель: — Сейчас я взмахну нашей сказочной, волшебной палочкой и ваши простые ручки станут волшебными и сотворят чудо сказку.
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнем своей,
Кволшебству спешим скорей !
Воспитатель:- А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.
Пальчиковая игра
Дети поочередно загибают пальчики.
Будем пальчики читать,
Будем сказки называть Рукавичка,
Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя,
Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Каждый сказкам очень рад.
(На последнюю строчку хлопают в ладоши)
А теперь, когда наши ручки готовы, приступаем к работе.
Воспитатель: — Я уже слепила главных героев к сказке маму козу и сердитого волка. Другие декорации к сказке дом, деревья, цветы мы с вами уже слепили ранее высушили и раскрасили их. Сегодня слепим козлят. Семь козлят останутся жить в сказке. А других козлят вы подарите малышам.
Совместная работа воспитателя и детей.
(Самостоятельная работа детей за столами, сопровождается спокойной сказочной мелодией, воспитатель помогает в процессе изготовления)
Давайте вспомним, что есть у героев сказок (голова, туловище, лапы, ноги) .
Воспитатель: Где находится голова? Туловище, лапы, ноги? (голова — вверху над туловищем, лапы — внизу. Но театральных героев можно лепить проще, т. е. туловище, будем лепить в виде пирамиды.
Воспитатель: Что есть на голове? (ушки вверху, глаза, нос и рот спереди головы) .
Воспитатель: — У вас два куска теста большой и маленький, из большого вы сначала делаете пирамиду, внизу вытягиваете ноги (как будто козленок сидит) затем из второго куска катаете шар и вытягиваете ушки, нос, маленькие рожки, лепим голову на туловище и примазываем к туловищу. Стекой делаем углубления глазки, рот.
Физкультминутка « Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая чудесная сказка у нас получилась?
Воспитатель: — Сейчас мы поставим свои работы на солнце, чтобы работы подсохли. В дальнейшем мы их раскрасим красками. Ведь персонажи и декорации должны быть яркими и красочными. Когда краска подсохнет, мы с вами покажем сказку «Волк и семеро козлят».
Заключение
Использование нетрадиционного метода лепки положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, связной речи, воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.