Современное состояние правовой защиты интересов сторон трудовых отношений нельзя признать удовлетворительным, что негативно сказывается на уровне социальной стабильности в России.
За последние двадцать лет люди наемного труда — основная часть налогоплательщиков, пресловутый средний класс, который должен являться гарантом стабильности и преемственности государственной власти — оказался один на один с экономически более сильным работодателем.
Исключением являются государственные и муниципальные служащие: в отношении них действует система правовых актов, исполнение которых поддерживается четкой схемой подчиненности и привлечения к ответственности нарушителей. Во многом благодаря этому фактору такая служба востребована, но не может вместить всех желающих.
Большая часть работодателей — предприятия негосударственных форм собственности — злоупотребляют правами по организации труда. Экономические кризисы и спад производства — причины, по которым последние двадцать лет власть шла им на уступки, привели к тяжелым последствиям. Дискриминации по половому признаку, национальности, увольнение беременных женщин, зарплаты в конвертах, ежедневная работа по 12 часов и больше, производственные травмы — будни российских граждан.
Колоссальный разрыв, явившийся следствием уничтожения советской системы трудовых отношений, отсутствие равноценной по устойчивости схемы паритетного соблюдения интересов работников и работодателей используются организациями, имеющими влияние на формирование общественного мнения в стране. Причем деятельность некоторых из них по различным критериям можно охарактеризовать как подрывающую суверенитет Российской Федерации. Мотивы отсутствия социальной справедливости в качестве оценочного подхода к качеству регуляторов таких отношений используются в создании оппозиционных действующей власти политических движений.
Паритет интересов работника и работодателя
Сегодня происходит переоценка многих явлений, вновь создаются предпосылки для возврата к традиционным для российского общества представлениям о моральности поступков, поддержке социально незащищенных слоев населениях.
Однако формирование адекватной системы трудовых норм, в отсутствие четких принципов регулирования таких отношений и безусловного признания их социальной ценности, не способно кардинально изменить ситуацию. Необходимо сформулировать приоритеты проводимых преобразований, чтобы принимаемые меры не противоречили друг другу, дополняли провозглашенные президентом России социальные стандарты.
Такая работа должна проводиться комплексно, основываться на теории права, отражать паритетное соблюдение интересов работодателя и работника — «золотую середину», позволяющую сохранять экономическую целесообразность наемного труда, создавать условия для восстановления трудового потенциала работника, повышения его квалификации, мотивированности в эффективности труда.
Даже незначительное отклонение от такой середины может лишить смысла проводимые преобразования. В частности, несовершенство в работе профессиональных союзов в 80–90 года привело к нарушению баланса интересов, что отразилось в законодательном фиаско самой идеи защиты работников субъектом, не являющимся стороной трудового договора.
Экономические сложности, рост безработицы, безусловно, являются поводом для обоюдного понимания значимости повышения эффективности труда, но не являются поводом для порождения рабского труда. А именно таким можно считать работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в условиях, не отвечающих требованиям безопасности, за заработную плату, недостаточную для покрытия элементарных потребностей человека. Подобные факты распространены в современной России и расцениваются большинством предпринимателей как соответствующе экономическим реалиям.
В программных статьях Владимира Путина, основные положения которых находят отражение в проводимой политике государства, средний класс определен как «люди, которые могут выбирать политику» [1, с.5], то есть следует учитывать его основные потребности, главной из которой является создание общества социальной справедливости. Но признавать таковым утопические представления о всеобщем экономическом равенстве неверно. Равенство должно заключаться в предоставлении равных возможностей, равенства перед законом.
Доходы среднего класса должны формироваться за счет достойной оплаты за труд, прямо пропорциональной его эффективности. При этом повышение эффективности труда должно достигаться массовым созданием высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест для образованных людей [c.44, 1]. Население оценивает приоритетные для него права, на первом месте среди которых стоит право на труд (возможность трудового заработка) [c.44, 1].
Необходимость доведения уровня МРОТ до прожиточного минимума в регионах, разработка обязательных для соблюдения ставок минимальной оплаты труда за час работы в зависимости от квалификации работника — первоочередные меры, реализация которых должна быть проведена в рамках реформы.
До сегодняшнего дня многочисленные попытки привести к единому знаменателю интересы работодателей и работников не привели к результату, что вполне объяснимо в отсутствие концепции, в которой должны быть обозначены границы допустимого и недопустимого, основанные на положениях, закрепляющих права человека и гражданина. «Мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства» [c. 63, 1] — резюмирует президент России Владимир Путин итоги работы с предпринимателями для повышения значимости квалифицированного труда.
Несовершенство системы защиты трудовых прав
На серьезные проблемы законодательства в сфере труда указывают в своих научных работах большинство российских юристов. Принятый в качестве прогрессивного действующий Трудовой кодекс в 2000 году, по сути явился отражением несостоятельности общественных институтов отстаивать уважение людей труда.
Несмотря на провозглашаемые в законах прогрессивные положения, призванные обеспечить защиту прав работников, — повседневная практика свидетельствует не только о росте нарушений, но и о том, что работники не используют в полной мере предоставленные законом средства разрешения конфликтов с работодателями, боясь увольнения.
Созданная система государственного контроля за соблюдением трудового законодательства — малоэффективна, что подтверждается отсутствием распространенной практики ее использования большинством трудящихся, интересы которых были нарушены. В российском обществе доминируют убеждения о полной безнаказанности нарушителей прав работников, что говорит серьезных проблемах в структуре деятельности федеральных инспекций труда, органов специализированного федерального надзора, прокуроров и так далее.
От подобных социальных установок значительно страдает имидж власти. Как следствие — из плоскости правоприменительной практики трудовые споры переходят в политические дискуссии о состоятельности государственной власти как гаранта соблюдения прав населения. Отсутствие единого подхода к защите трудовых прав создает угрозу устойчивости государственной власти.
Судебная защита — как одна из основных форм защиты нарушенных прав российского гражданина, — не является панацеей. Проведя десятки часов в судебных заседаниях, добившись признания факта нарушения своих прав, работник де-факто лишен возможности восстановления на работе. Работодатели уверены в собственной безнаказанности, что вполне оправдано с учетом бессилия сложившейся правозащитной системы.
Одним из выходов из сложившейся ситуации может явиться реанимация общественного контроля в сфере труда. Следует пересмотреть опыт такого контроля советских лет, сравнить с мировой практикой, учесть специфику российского менталитета и отношений на рынке труда для формулирования не декларативных — а отражающих реалии принципов и форм такого контроля.
В своих работах президент России Владимир Путин подчеркивал значимость «обратной связи» власти и населения, понимая под ней «общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы» [с.50, 1].
Несовершенство законодательства, отсутствие должного контроля за соблюдением прав работников негативно сказываются на уровне доходов основной части населения, на росте безработице — увеличении социального бремени государства по содержанию малоимущих. Не стоит забывать, что большая часть акций неповиновения, прокатившихся по Европе и Ближнему Востоку, были спровоцированы неспособностью государства обеспечить комфортные условия жизни своим гражданам. Поэтому вопросы реформирования трудового права, формулирование концепции баланса интересов сторон трудовых отношений должны быть внесены в проблематику развития современного гражданского общества.
Литература:
1. Путин В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012.