В современной рыночной экономике невозможно нормальное функционирование компаний без развитой системы социального партнерства. Так как именно человеческий фактор (социально-трудовые отношения) обеспечивает эффективность деятельности предприятия. По мнению ученых, именно социальный аудит является главным инструментом регулирования состояния социально-трудовых отношений.
Согласно Проекту федерального закона РФ «О социальном аудите в Российской Федерации» социальный аудит — метод регулирования социальных отношений в системе социального партнерства, призванный выявить и определить состояние социальной среды, в том числе: реальные угрозы и потенциальные риски обострения социальных отношений, нарушения правовых норм российского и международного законодательства в сфере социальных отношений, а также несоответствие социальной ситуации международным стандартам и этическим нормам, основные причины возникновения социальных рисков, варианты оптимизации социальных рисков, пути достижения социального консенсуса через принятие согласованных мер по развитию человеческих ресурсов.
Социальный аудит, в широком понятии, подразумевает контроль со стороны общества за осуществлением функций государства. То есть, в случае отдельного предприятия трудовой коллектив требует предоставления социальных гарантий со стороны предприятия, взамен же оно обязуется достичь ожидаемых трудовых стандартов, посредниками здесь обычно выступают профсоюзы предприятия.
Инициатором развития и внедрения социального аудита на предприятиях стал частный бизнес развитых стран Запада, заинтересованный в эффективности складывающихся трудовых отношений на предприятии.
Объектом социального аудита на предприятии выступают социально-трудовые отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двухсторонних соглашений и коллективных договоров.
Предметом социального аудита на предприятии является достоверная и эффективная информация о состоянии социально-трудовой дисциплины на предприятии, поступающая со всех уровней обследования социально-трудовых отношений на предприятии через анализ существующей документации на предприятии в отношении социально-трудовых договоров, а также через опросы, мониторинг, статистические данные.
Кузнецова Н. В. предлагает использование социального аудита для оценки социальной безопасности наемного персонала, под которой понимается состояние защищенности личности от возможных рисков, связанных с нарушением ее жизненно важных интересов в области социальных прав и свобод (права на жизнь, на труд и его достойную оплату, на профессиональное образование, лечение, отдых, гарантированную социальную защиту со стороны работодателя).
Данное направление социального аудита рекомендуется автором проводить в пять этапов:
1. Сбор информации о состоянии социально-трудовых отношений на предприятии с целью оценки реальных и потенциальных угроз его социальной стабильности, возможных рисков обострения социально-трудовых отношений.
2. Оценка рисков персонала.
3. Оценка социальной и правовой защищенности персонала.
4. Оценка социального климата.
5. Разработка мероприятий, направленных на обеспечение социальной безопасности персонала, повышение уровня защищенности персонала с целью формирования социальной политики организации [1].
Данное направление социального аудита, на наш взгляд, является обязательным для применения с целью повышения эффективности деятельности предприятия. Однако лишь одна оценка социальной безопасности наемного персонала при социальном аудите предприятия носит односторонний характер, так как не учитывает интересы предприятия.
Рассмотрим примерную схему социального аудита на предприятии.
На первом этапе обычно происходит согласование с руководством предприятия и получение от них согласия на участие в социальном аудите (социальный аудит проводится по инициативе компании, без принуждения на то государством).
На втором этапе формируется группа по проведению социального аудита. На наш взгляд, в эту группу должны входить представители собственника предприятия (менеджеры по управлению персоналом) и представители трудящихся (члены профсоюза рабочих предприятия), а также возможно привлечение внешних экспертов в области социально-трудовых отношений. Данная группа разрабатывает программу проведения аудита, различные вопросники, определяет процедуры и методы проведения социального аудита.
На третьем этапе непосредственно исследуется корпоративная культура исследуемого предприятия, выявляются ее «больные» места. Это, например, может быть сложившаяся специфика отношений с персоналом, поставщиками, покупателями, взаимоотношения с органами власти в отношении исполнения законодательства, с инвесторами компаниями, пути привлечения новых инвесторов.
Анализ соответствия миссии компании ее целям, и их исполнение на практике.
На четвертом этапе возможно более глубокое исследование выявленных проблем на основе устных опросов заинтересованных лиц (соответствие их ожиданий выполняемым ими функциями).
На пятом этапе должны быть разработаны пути устранения или улучшения (если невозможно полное их устранение) выявленных проблем. Это может быть совершенствование заключаемых договоров между субъектами социально-трудовых отношений, различные взаимные уступки сторон.
Заключительным этапом является составление отчета о результатах проведения аудита для руководителя предприятия. Данный отчет обычно является коммерческой тайной предприятия и не подлежит разглашению за пределы предприятия.
На наш взгляд в данную программу следует внести дополнения, в частности:
- до начала формирования группы по проведению социального аудита предприятию следует определиться в выборе субъекта проведения социального аудита. По нашему мнению, функции по проведению данного вида аудита должны быть возложены на специализированную организацию или специалиста-аудитора. Так как это, во-первых, поможет избежать субъективности и возможной подтасовки данных в пользу интересов заинтересованных лиц и, во-вторых, профессиональная помощь специалистов поможет провести аудит грамотно и эффективно ввиду малого опыта российских компаний в проведении социального аудита предприятий;
- помимо корпоративной культуры необходимо обратить внимание на социально-бытовые условия работы, статистику заболеваемости рабочих и влияние данных факторов на финансовые результаты предприятия;
- изучить статистику трудовых споров, судебных разбирательств и их влияние на финансовые результаты предприятия;
- исследовать возможное влияние конкурентов на социально-трудовой климат предприятия, изыскать возможные пути его устранения.
Социальный аудит предприятия может включать в себя множество областей — аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и т. п. Эффективность для предприятия будет достигнута лишь тогда, когда будут исследованы все области деятельности предприятия в области социально-трудовых отношений.
На современном этапе главной целью предприятия является минимизация издержек и максимизация на этой основе прибыли. Мы считаем, что проведение социального аудита поможет руководству предприятия найти причины, влияющие на увеличение издержек и подскажет пути их устранения.
Так, проведение социального аудита поможет руководству:
- сократить операционные расходы;
- расположить к себе потребителей;
- улучшить деловую репутацию компании;
- снизить текучесть кадров;
- повысить мотивацию персонала;
- привлечь инвесторов [2].
Приведенные выше результаты от проведения социального аудита позволяют в несколько раз покрыть расходы на его проведение. Однако российские компании еще не достаточно активно прибегают к данному методу. Возможно, в этом и кроется одна из причин недоверия иностранных инвесторов к российскому бизнесу. Все чаще при выходе на международные рынки российские компании сталкиваются с требованиями ведения бизнеса в соответствии с общепринятыми принципами социальной ответственности со стороны иностранных деловых партнеров. Решение данной проблемы кроется именно в непонимании необходимости социального аудита для предприятия.
Впервые социальный аудит в России был проведен на ОАО «Череповецкий азот» в 2008 г. Данное предприятие обладало высокоразвитой социальной сферой. Зарплаты среднегородские — средняя зарплата на производстве 21 тыс. руб., у рабочего — 18 тыс. руб., хорошие отношения с профорганизацией. Предприятие ежегодно направляло на реализацию социальных программ около 2 % от ВВП, помимо этого 3 % ежегодно в течение 10 лет направлялось на реализацию жилищной программы. Также имелась возможность получить высшее образование за счет ОАО «Череповецкий азот». Но при этом существовала проблема текучести кадров, что влекло за собой большие трудности с кадровой ситуацией на предприятии.
Для проведения аудита было создано две фокус-группы, и исследовались горизонтальные и вертикальные связи на предприятии. В результате социального аудита была получена позитивная оценка деятельности предприятия в части инвестиций средств в персонал предприятия, превышающих среднероссийские показатели. Главной причиной оттока работников оказалась — зарплата. Оказалось что предприятие-конкурент «Северсталь» выплачивало зарплату выше. Однако, выяснилось, что у «Череповецкого азота» есть два мощных фактора удержания персонала, помимо увеличения заработной платы: корпоративная культура и жилищные программы. Корпоративная политика на предприятии в отношении кадров весьма демократична и при старании каждый мог надеяться на повышение. Другая мотивация — жилье. В течение 10 лет ежегодно от 70 до 150 сотрудников въезжали в новые квартиры.
В результате аудита выяснилось, что 80 % персонала считает достаточным объем предоставляемой им информации, а политику осуществляемую руководством — прозрачной. Но большинство работников считает, что недостаточно полномочий дано общественным организациям. В связи с этим, предприятие наметило в ближайшее время укрепить и расширить взаимодействие с профсоюзными организациями, будет практиковаться набор специалистов еще в школах и разработка пенсионных программ.
Результатом социального аудита стало выявление двух контраргументов текучести кадров — корпоративная культура и жилищная программа. Эксперимент показал, что исследование социальной сферы может служить взаимной выгоде как работников, так и работодателя [3].
Поскольку во многих странах (как и в России) только происходит формирование и становление институтов социального аудита, нередки случаи обращения за помощью к зарубежным аудиторским организациям. Так, например, прежде чем заключить договор с иностранной компанией Philips российская организация «Компания Телебалт» в 2011 г. прошла социальный аудит, осуществление которого было поручено экспертам швейцарской аудиторской компании SGS.
Было проведено исследование соблюдения стандартов труда, безопасности, здоровья, экологии, организации бизнеса и бизнес-этики. Об этом аудиторы узнавали непосредственно у работников предприятия.
Социальный аудит осуществлялся в виде бесед с работниками предприятия, выбранных методом случайного отбора. На заключительном совещании аудиторы отметили большую лояльность работников к предприятию.
В ходе аудита было установлено, что уровень заработной платы работников выше среднего размера оплаты труда в Калининграде (место расположения предприятия). Компания обеспечивает своих работников комфортабельными автобусами, которые доставляют их на работу и обратно из Калининграда и городов области: Правдинска, Знаменска, Гвардейска, Мамоново, Багратионовска, а также из приморских городов области.
Особое внимание в ходе социального аудита специалисты обратили на соблюдение техники безопасности, помимо изучения соответствующих документов, были осуществлены беседы с персоналом по поводу их действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В результате аудита эксперты убедились в том, что предприятие не только выпускает качественную продукцию, но и берет на себя социальную ответственность за своих работников, а также ответственность перед обществом за экологию, за систему управления и за бизнес-этику. Данные факторы являются для потенциальных партнеров не менее важными, чем качество производства [5].
Основными факторами, препятствующими внедрению практики проведения социального аудита на российских предприятиях, являются:
- нежелание руководства увеличивать расходы предприятия (расходы по осуществлению социального аудита);
- опасения руководства обнародования для персонала предприятия действительного состояния социальной политики на предприятии;
- отсутствие законодательной и нормативной базы проведения социального аудита, недостаток информации, отсутствие опыта.
Мы считаем, что проведение социального аудита для предприятий является одним из главных факторов успеха как на российском рынке, так и на зарубежном. Именно благодаря социальному аудиту выявляются скрытые причины неэффективности деятельности предприятий. На наш взгляд, в России необходимо более активное продвижение социального аудита, разработка его правовой базы.
Литература:
1. Кузнецова Н. В. Социальный аудит как метод диагностики социальной безопасности персонала / Н. В. Кузнецова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 6.
2. Мешков В. Р. Социальный аудит: российская практика / В. Р. Мешков // Общество и экономика. — 2009. — № 6.
3. Самойлова П. Первый социальный аудит / П. Самойлова // Солидарность. — 2008. — № 47.
4. Хмелев С. А. Социальный аудит как фактор повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности крупных промышленных предприятий / С. А. Хмелев // Экономика и управление. — 2010. — № 1.
5. Официальный сайт «Компании Телебалт» [электронный ресурс] режим доступа: hhtp://telebalt.ru/news/august/aug.html.