В процессе мероприятия дети привлекаются к двигательной и речевой активности. Музыкальное сопровождение игр и упражнений способствует активизации чувства ритма дошкольников. Игровая форма деятельности создает непринужденную атмосферу.
Ключевые слова : ритм, музыка, логоритмика
Цель. Привлечение к активной двигательной и речевой деятельности с музыкальным сопровождением.
Коррекционно-развивающие задачи :
совершенствовать координацию движений;
развивать координацию движения пальцев рук;
развивать умение свободно ориентироваться в пространстве;
развивать чувства темпа и ритма, умения сочетать речь с движением.
Коррекционно-образовательные задачи:
способствовать развитию элементарных навыков игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, деревянные ложки, бубен и др.);
совершенствовать навыки кукловождения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
создать дружескую атмосферу;
вызвать положительный эмоциональный отклик.
Предварительная работа
Разучивание репертуара с детьми.
Развитие навыков кукловождения.
Пальчиковые гимнастики.
Роль музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе мероприятия
Музыкальный руководитель и учитель-логопед участвуют во всех видах музыкальной деятельности.
Побуждают своим примером правильно произносить звуки и слоги.
Помогают точно передавать ритм с помощью детских музыкальных инструментов.
Не препятствуя самостоятельным действиям детей, способствуют проявлению музыкальных способностей, творчества и фантазии дошкольников.
Поощряют детей.
Оборудование. Наглядность. Атрибуты
Музыкальный центр.
Декорация «Лес»
Детские музыкальные инструменты: бубен, деревянные ложки.
Мягкие игрушки: волк, лиса, белка.
Куклы на руку бибабо: совёнок, медведь
Грецкие орехи по количеству детей.
Цветные кольца, массажные следы и ладошки.
Репертуар
Русские народные мелодии
«Игра с филином»
Игра «Зайцы и волк»
«Игра с ёжиком», муз. Т. Горючкиной
Пальчиковая игра «Орешки для белочки»
Речевая игра «Веселая дорожка»
Двигательная игра «Руки — плечи — уши — нос»
Ход мероприятия
Филин (кукла на руке музыкального руководителя) прилетает в группу к детям и приглашает их отправиться в путешествие.
Филин (музыкальный руководитель). Здравствуйте, ребята! Нам нужна ваша помощь! Звери в нашем лесу не умеют играть. Вы можете помочь?
Дети.
Филин . Я очень рад!
Учитель-логопед. Научим филина играть!
«Непослушный филин»
Дети двигаются в свободном направлении и выполняют движения.
— Серый филин, пыльный филин! Дети двигаются в свободном направлении, выполняют движения руками — крыльями.
— Гу-гу-гу! Хлопают в ладоши.
— Хочешь, чистым будешь, филин?
— Гу-гу-гу! Топают ногами.
— Я тебя полью водою…
— Гу-гу-гу?! Хлопают в ладоши.
— С порошком тебя помою.
— Гу-гу-гу? Топают ногами.
— Накрахмалю, выжму крепко…
— Гу-гу-гу! Хлопают в ладоши.
— И повешу на прищепку.
— Гу-гу-гу! Топают ногами.
— Будешь, филин, ты не пылен!
Слышишь, филин? Где ты, филин?
— Только филин улетел, мыться он не захотел. М. Яснов
Далее детям предоставляется выбор, в каком направлении отправиться и с кем из зверюшек играть.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель помогают детям в случае необходимости (слова, движения, ритм).
Варианты
Дети отправляются к медведю.
Музыкальный руководитель. Ребята, мишка чем-то расстроен. Вы не знаете, что случилось?
Дети.
Музыкальный руководитель. Расскажем?
— Мишка, мишка! Что с тобой?
— Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
— Потому что снег и лед —
Не малина и не мед! В.Орлов
Учитель — логопед . Ребята, поиграем с мишкой?
Музыкальный руководитель. Сыграем на музыкальных инструментах?
Оркестр.
Дети играют на музыкальных инструментах, мишка танцует.
Русская народная мелодия «Полянка»
Дети отправляются к ёжику
«Игра с ёжиком», муз. Т. Горючкиной
Дети отправляются к белке (возле белки корзинка с орешками, контейнеры с атрибутами для игры)
Учитель-логопед . Посмотрите, ребята, белка ждет нас в гости, научим белку играть?
Пальчиковая игра «Орешки для белочки»
Дети выполняют движения с музыкальным сопровождением, в соответствии с текстом.
В руки я орех возьму ,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.
Между пальцев положу,
И вот так его держу.
Так, так, и вот так
Между пальцев положу.
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.
Учитель-логопед. Как думаете, понравилось белке? Научим ещё?
Речевая игра «Весёлая дорожка»
Перед каждым ребенком лежат в определенной последовательности кольца, следы и ладошки.
Дети шагают по кольцам, выполняют движения в соответствии с текстом , поочередно дотрагиваются ладошек и следов.
Раз, два, три, четыре, пять Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
Начинаем мы играть. Хлопают в ладоши. Выполняют поворот, меняя направление.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
Будем весело шагать. Шагают на месте. Выполняют поворот, меняя направление.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
Солнце светит в вышине! Дети поочередно поднимают руки вверх. Выполняют поворот, меняя направление.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
Шлет привет тебе и мне. Дети поочередно машут руками.Выполняют поворот, меняя направление.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
Очень долго мы шагали. Шагают на месте. Выполняют поворот, меняя направление.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети последовательно шагают по следам, дотрагиваются до ладошек, прыгают в кольцо.
И нисколько не устали. Дети поочередно грозят пальчиком.
Дети отправляются к лисе и волку.
Музыкальный руководитель . Ребята, вы знаете, о чем разговаривают волк и лиса?
Дети.
Лизавета, здравствуй
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый!
Волк. Хорошо идут дела,
Голова пока цела! Русская народная потешка
Музыкальный руководитель .
Научим волка и лису играть?
Учитель-логопед. Поиграем с лисой.
Двигательная игра «Руки-плечи-уши-нос» с музыкальным сопровождением
Музыкальный руководитель сопровождает игру, ускоряя или замедляя темп .
Дети вместе с педагогом выполняют движения в определенной последовательности. Игра повторяется 2–3 раза с изменением темпа.
Музыкальный руководитель . Поиграем с волком?
Игра «Зайцы и волк»
Педагог .
Скачут зайцы весело под елкой. Дети — зайцы двигаются свободно по залу.
Вот они пустились в пляс. Танцуют.
— Эй, косые, не боитесь волка?
— Он поймать не сможет нас!
Серый волк, выходи
И на нас погляди!
Волк. Яшапку надеваю. Показывает, как надевает шапку .
Педагог .
Скачут зайцы весело под елкой. Дети двигаются свободно по залу .
Вот они пустились в пляс. Танцуют .
— Эй, косые, не боитесь волка?
— Он поймать не сможет нас!
Серый волк, выходи
И на нас погляди!
Волк. Яшубу надеваю. Показывает, как надевает шубу .
Педагог .
Скачут зайцы весело под елкой. Дети двигаются свободно по залу.
Вот они пустились в пляс. Танцуют.
— Эй, косые, не боитесь волка?
— Он поймать не сможет нас!
Серый волк, выходи
И на нас погляди!
Волк. Всех сейчас поймаю. Потирает руки .
Л. Дымовой, обр. Б.Тобиса
Зайцы разбегаются, волк старается их поймать.
Музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Ребята, как вы думаете, зверюшки научились играть?
Посмотрите, мы со всеми поиграли?
С кем вам понравилось играть?
Вам понравилось путешествие?
Пора возвращаться в группу.
Литература:
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.-М.: ООО «Фирма Издательство АСТ, 1999
- Гончарова Ксения, Черткова Анастасия. Нейропсихологические игры 10 волшебных занятий. Издательство «Феникс». 2020.
- Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург». 2010.
- Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал. ООО Редакция журнала «Музыкальная палитра»
- Музыкальный руководитель. Методический журнал для музыкальных руководителей. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
- М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. 192 с.