Аспекты молодежной политики в эпоху глобализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мусурманкулов, Ф. У. Аспекты молодежной политики в эпоху глобализации / Ф. У. Мусурманкулов, Хусан Абдурахмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7319/ (дата обращения: 15.11.2024).

Многие проблемы в жизни современных обществ тесно связаны с мировыми процессами глобализации. Сталкиваясь с проблемами, молодёжь часто оказывается перед фактом уже принятых без её участия решений. А это может подтолкнуть молодёжь к участию в протестных движениях и привести к утрате приверженности общему благу.

Одним из существенных аспектов глобализации для молодёжи является возможность и потребность более широкой мобильности. Глобализация, конечно, это больше, чем мобильность. Глобализация заставляет молодых людей, как и остальное население, конкурировать со своими сверстниками, которые порой живут в дальних странах, что на практике имеет часто неожиданные и нежелательные последствия. Всё больше и больше молодых людей ощущают необходимость продемонстрировать свои академические успехи уже в раннем возрасте. Молодые люди, которым не удаётся вовремя получить необходимые навыки и конкурентные преимущества над другими, сталкиваются с трудностями в поиске достойного места на рынке труда независимо от положения родителей или от системы государственной поддержки. Это выдвигает новые требования перед нашей молодёжной политикой, призванной обеспечить выполнение гражданских обязательств перед представителями молодого поколения даже под экономическим давлением глобализации и гарантировать поддержку тех, кто подвергается риску стать её жертвами.

Глобализация вызывает далеко не одинаковый пространственный эффект. Быть молодым в США, или в одной стране, совсем не то же самое, что быть молодым в какой-либо стране Азии, или в странах ННГ. Некоторые страны способны инвестировать в молодое поколение значительные средства, а некоторые не в состоянии это сделать. Поэтому в каждой отдельно взятой стране должна быть своя молодёжная политика, которая учитывает этот аспект.

При разработке молодёжной политики важно учитывать такие аспекты, как равные возможности, полная реализация прав человека и защита человеческого достоинства; участие молодежи; полноценное гендерное равенство, высокая осведомленность об окружающей среде и международном сообществе, облегчение доступа к информации и консультированию. В молодежной политике следует опираться на универсальные ценности плюралистической демократии и права человека, преследовать такие цели, как справедливость, уважение к личности, доступ к собственной культуре, равных возможностей, в том числе мужчин и женщин, а также социальной сплоченности.

При разработке молодежной политики следует особое внимание уделить проблемам шоу-бизнеса, СМИ, информационно-коммуникационных технологий (Интернет), под влиянием которых растёт современная молодёжь. Некоторые телепрограммы выходят за рамки моральных стандартов, в СМИ и в Интернет — сайты, виртуальные сети и чаты вторгаются материалы, просмотр которых ведёт к проблемам в области воспитания молодежи. Эти проблемы, ведущие к деградации общества, следовало бы рассматривать в общемировом масштабе.

Современный этап общественного развития характеризуется необычайным возрастанием роли молодёжи во всех сферах жизни: экономике, политике, духовности. Молодёжь становится всё более заметной и влиятельной силой и на международной арене. Социальная активность молодого поколения является важнейшей движущей силой общественного развития. Именно поэтому в Республике Узбекистан воспитание духовно и физически развитого поколения является задачей общенационального, общегосударственного масштаба. Последовательное и решительное продолжение работы, проводимой на пути к этой благородной цели, находится в центре внимания нынешней политики государства.

В нашей стране в условиях укрепления независимости государства, формируется новое поколение молодежи, которое отличается своими новыми прогрессивными взглядами и демократическим мышлением. Государство, ставя перед молодежью новые задачи, в значительной мере способствует повышению роли молодежи в обществе, повышению ее социально политической активности, обретению достойного места в обществе. Вопросами реализации молодежной политики вплотную занимаются не только образовательные учреждения всех уровней, но и институты гражданского общества. Кроме того, функционирует разветвленная структура как государственных, так и неправительственных организаций, работающих с молодежью. Созданы национальные модели образования и подготовки кадров. В стране создана целостная и эффективная система воспитания здорового молодого поколения. Все это в немалой степени способствуют тому, чтобы подрастающее поколение в правовом отношении на деле соответствовало требованиям, изложенным Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым в докладе на торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Узбекистан «Молодежь — не только наша надежда на будущее, молодежь — решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня».

Президент Ислам Каримов в докладе отмечал, что сегодня само время ставит новые задачи по продолжению на более высоком уровне начатой широкомасштабной работы, направленной на решение актуального вопроса нынешнего дня — обретение молодежью достойного места в обществе. Известно, что сегодня в нашей стране молодежь в возрасте до 18 лет составляет 10 миллионов 360 тысяч человек, или около 40 процентов всего населения, а до 30 лет — 17 миллионов 80 тысяч человек, или 64 процента. [4, с.3–4]

В течение 22 лет независимости страны в узбекистанском обществе последовательно реализовывались стратегически важные задачи, сыгравшие важную роль в обеспечении получения молодыми людьми глубоких знаний, формировании у них профессиональных навыков, полном проявлении их талантов. В стране создана крепкая законодательная база по защите прав молодежи. За годы независимости Узбекистана было принято около 100 законодательных актов касающихся молодежи. Среди которых: более 10 законов, 33 Указов Президента, 42 Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и другие.

Несмотря на проделанную с сфере молодежной политики огромную работу, осуществление в республике глобальных политических и социальных преобразований требуют пересмотра вопроса об отношении к молодому поколению, ибо процесс внедрения новых социально-экономических реалий требует утверждения нового общественного сознания. Бесспорно, что перспективная роль главного носителя нового экономического сознания должна принадлежать молодежи, ибо за нею — будущее. Поэтому, взяв на себя основную ответственность за судьбы нации и народа, государство поставило перед обществом четко определенные, конкретные цели, а именно:

-          психологически и морально подготовить молодежь к переходу к многообразным формам собственности и общественных отношений, способствовать ее адаптации к изменяющимся условиям;

-          создать возможности для опережающего развития интеллектуального потенциала и его свободной самореализации молодым поколением в любой сфере деятельности;

-          гарантировать молодежи правовую защиту вутем научно выработанных и организационно закрепленных механизмов, обеспечивающих материальное и культурное пространство для свободного развития человека и становления нового типа личности [3, с.50].

В последнее время наблюдается процесс, характеризующийся усилением тенденции перехода определенного количества молодежи в сферы торговли, сбыта, обмена, обслуживания и т. д. То есть в биржевые, банковские, страховые и другие коммерциализированные образования рыночной инфраструктуры. Этот процесс обуславливает и рост удельного веса молодых специалистов разных профессий, проходящих обучение и переквалификацию в различных формах обучения по подготовке брокеров, менеджеров, администраторов, управляющих, дилеров, коммивояжеров и т. д.

Наблюдается также переход молодых людей на предприятия разных форм собственности. Ныне удельный вес молодежи среди работников, занятых в совместных предприятиях, составляет 62 %, в личных подсобных хозяйствах — 63 %, фермерских хозяйствах — 56 %. Это значит, что повышение экономической активности молодежи в дальнейшем будет связано с конкретными проявлениями рыночных отношений в сферах общественного производства и других отрасялях жизнедеятельности, что сегодня закономерно растет количество молодежи в предпринимательстве, бизнесе, коммерции. Это говорит об объективных потребностях молодежи организовать собственную, самостоятельную и независимую производственно-хозяйственную деятельность, в целях проверки своих потенциальных возможностей и использования конечных результатов своего труда для самоутверждения. Учитывая все это, в Узбекистане всемерно поддерживаются начинания молодежи, выделяются кредиты, предоставляются возможности для создания малых фирм и фермерских хозяйств, предоставляются гранты со стороны молодежного движения «Камолот» и Фонда Форума.

На данном этапе молодёжь, поставленная в качественно новые исторические условия и общественные отношения, в отличие от других социальных слоёв, более всего проявляет восприимчивость к новизне, сопротивление консервативным властным структурам, идеологизированным и ценностным стереотипам, единообразию в культурно-духовной сфере, патронажу со стороны политических партий и государственной системы управления.    

Действительно, молодое поколение играет важную роль в политической и общественной жизни страны. Сегодня молодёжи представляется особая возможность участвовать в укреплении демократии, формировании гражданского общества. Осознание молодыми людьми своей причастности к тем существенным демократическим переменам, которые происходят сегодня в нашей стране и участие в их осуществлении, могут в большей мере способствовать устойчивости всего процесса реформирования. Своим участием в процессе формирования новых демократических институтов и социо-культурной деятельности молодые люди могут содействовать формированию демократического, гражданского общества именно таким, как они себе его представляют [4, с.7–8].

В заключение следует отметить, что в молодёжной политике велика роль гражданского общества и молодёжных организаций. Гражданственность, образование, участие молодежи, неформальное обучение — все эти аспекты молодежной политики нуждаются в регулировании, которое органы государственной власти на национальном и местном уровнях не в состоянии обеспечивать самостоятельно. Только при условии сотрудничества с гражданским обществом мы сможем обеспечить приверженность молодёжи его ценностям и ее вовлечённость в общественную жизнь этого общества, что придаст демократизации необходимую стабильность. Политическая культура общества базируется на активности гражданского общества, особенно на активности молодежи. Кроме того, важнейшими элементами молодёжной политики являются организация спортивного движения, профилактика девиантного поведения, вовлечение молодёжи в различные социально значимые проекты на международном, региональном и местном уровнях (например, участие молодежи в волонтерском движении).

Во Всемирном докладе по вопросам молодежи Организации объединённых Наций говорится, что прогресс цивилизации «во многом определяется тем, в какой мере каждый человек имеет возможность внести свой вклад в развитие и улучшение жизни общества. В мире 1,2 миллиарда молодых людей… являются неотъемлемой частью этого процесса… молодые люди предлагают уникальные способности и перспективы, которые должны быть ассимилированы в более широком контексте модели развития и эффективно реализованы на местах» [2].

Таким образом, новые потребности общества ставят новые задачи в сфере молодежной политики. Общества и экономики, основанные на знаниях, требуют от современной молодежи не просто наличия классического образования, основанного на приобретенных знаниях, но и компетентного подхода к современным проблемам.

Литература:

1.         Counsil of Europe. 2008. White Paper on intercultural Dialogue — “Living Together as Equals”. Strasbourg: Counsil of Europe.

2.         United Nations Department of Economic and Social Affairs. 2007. World Youth Report 2007. Young People’s Transition to Adulthood: Progress and Challenges. New York: United Nations publication (www.un.org/esa/socdev/unyin/wyr07.htm)

3.         Бабамуратов Э. Х. К характеристике молодежи как социально-демографической группы общества. // Общественные науки в Узбекистане. 1996. № 4–5. С. 50–58.

4.         Туленова Г. Молодёжная политика в Республике Узбекистан: состояние и перспективы развития. — Ташкент: ALOQACHI.-2008.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, гражданское общество, молодое поколение, Узбекистан, молодежь, достойное место, молодая, участие молодежи, местный уровень, общественное развитие.


Задать вопрос